Государственная служба занятости, ее функции и структура

Федеральная служба по труду и занятости - федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

- разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

- разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

- создание федеральной государственной службы занятости населения

В обязанности служб занятости входит:

- анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,

- информация о состоянии рынка труда;

- учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

- консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

- оказание услуг по трудоустройству;

- регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;

- организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;

- организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют право:

- запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

- направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;

- направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

- оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;

- выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. В России создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжается Федеральная служба занятости населения.

Федеральная государственная служба занятости:

1. Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:

- оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

- разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.

2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

3. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

4. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

5. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости.

Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк, [6]

где СЭПЗ - эффективность политики занятости в течение календарного периода;

ЧПСУ - численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода;

ЧБк - численность безработных на конец календарного периода.

Данная формула хотя и не может оценить деятельность службы занятости, поскольку многие безработные трудоустраиваются без ее помощи, но дает более или менее объективную картину результатов деятельности всех субъектов рынка труда.

Оценка с помощью других методов позволит более точно определить эффективность той или иной программы и выбрать наиболее эффективные их них. По мере укрепления финансового положения перечень программ можно расширить. Также важна разработка показателей социальной эффективности и учет их в политике занятости и сведении безработицы к минимуму.

Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации за период январь — октябрь 2009 года

Показатели Январь-Октябрь 2009 г. в % 2008 г.
2009 г. 2008г.
1 Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (тыс. человек) 7356 4990 147,4
2 Численность граждан, признанных безработными (тыс. человек) 3811 2105 181,0
3 Численность граждан, нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) 4139 3422 121,0
4 Численность граждан, проходивших обучение по направлению органов службы занятости (тыс. человек) 305 216 141,2
6 Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) 2015 1245 161,8
7 Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) 1005 1427 70,4
9 Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) 2,7 1,6 -
1 Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну заявленную вакансию) 2,3 1,0 -

Таким образом, можно сделать вывод, что численность граждан, обратившихся в органы служб занятости намного возросло по сравнению с 2008 годом, но показатель безработицы также намного увеличился. Это связано, прежде всего, с начавшимся кризисом, что привело к сокращениям на многих предприятиях. В то же время в 2009 немного возросло и количество граждан, принятых на работу при содействии Органов служб занятости.