Государственный и федеральный уровень поддержки здоровья населения

Из оценки здоровья населения и принципов его формирования можно сделать вывод, что в России сложился социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, её здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности.

Правительством Российской Федерации в настоящее время уделяется большое внимание системным преобразованиям в социальной сфере и здравоохранении. Вопросы формирования здорового образа жизни нашли отражение в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в проекте Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, а также в проекте Государственной программы развития здравоохранения на среднесрочную перспективу.

В 2006 году была принята федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы". В ней отмечалось, что люди активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, активно занимающиеся спортом в 2 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья.

Предполагается, итогом программы станет рост числа вовлеченных в регулярные занятия физической культурой и спортом до 30 процентов от общей численности населения. Это, в свою очередь, приведет к снижению среднего количества дней временной нетрудоспособности на 15 процентов.

С 2009 года вводится новое приоритетное направление бюджетной политики в области здравоохранения - комплекс мер по формированию здорового образа жизни и сокращению потребления алкоголя и табака.

Согласно Приказ Минздравсоцразвития России №597н от 19 августа 2009 г. "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака"

"Формирование здорового образа жизни - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни, в том числе детям; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний, в том числе среди детского населения; увеличение продолжительности активной жизни".

В федеральном бюджете на 2009-2011 годы выделены целевые средства на формирование здорового образа жизни, снижение потребления алкоголя и табака (2,5 млрд. рублей).

Однако из анализа Приказ Минздравсоцразвития России №152н от 16 марта 2010 г. "О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака" и приложений к нему (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка медицинских кадров для учреждений здравоохранения; перечень оборудования, закупаемого для учреждений здравоохранения; форма соглашения о софинансировании) можно сделать следующие основные выводы:

      ·    при реализации программы основное внимание будет направлено на соматическое здоровье населения,

      ·    отсутствует оценка адаптационных возможностей человека, диагностирование дезадаптации,

      ·    пропаганда здорового образа жизни, повышение гигиенической грамотности не имеет достаточного веса,

      ·    недостаточно выражен аспект психологического здоровья и психологической помощи,

      ·    отсутствует система формирования личностной мотивации на здоровый образ жизни.

Такие выводы могут говорить о том, что этих мер не достаточно, чтобы переломить сложившуюся ситуацию в отношении людей к собственному здоровью. Вероятнее всего результатом реализации этой программы станет снижение уровня заболеваемости в стране, но сформировать реальную ценность здоровья, выработать привычку здорового образа жизни скорее всего не удастся. Для этого необходимо в дополнение к медицинским, профилактическим мерам осуществлять информатизацию населения, пропаганду здорового образа жизни, разрабатывать и осуществлять комплекс социально-психологических мер по формированию мотивации, установок на здоровый образ жизни.

Наибольшее внимание при формировании здорового образа жизни следует уделить подрастающему поколению.

Психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни, определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии.

Использование комплекса здоровьесберегающих технологий способствует формированию системы образования, реализующей как адаптивные, так и развивающие функции. Здоровье становится педагогической категорией, а его психофизиологический потенциал - социальной. Психологические качества, важные для успешной учебы, выступают как фактор здоровья и приобретают интеллектуальную ценность.

Перспективной формой, позволяющей решать задачи охраны и укрепления здоровья детей, учащейся молодежи, педагогов на нынешнем этапе развития государства, могла бы стать комплексная целевая программа "Образование и здоровье", призванная воплотить в жизнь основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

Концепция программы "Образование и здоровье" ориентированна на всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, что позволит улучшить качество здоровья.

Здоровье сберегающая деятельность образовательных учреждений по программе "Образование и здоровье" включает:

      ·    создание безопасных здоровьесберегающих психолого-педагогических, социальных и медико-гигиенических условий учебной деятельности (здоровьесберегающей инфраструктуры) образовательного учреждения;

      ·    рациональную научно обоснованную организацию учебного процесса;

      ·    физкультурно-оздоровительную работу с субъектами воспитательно-образовательного процесса;

      ·    создание системы воспитательной работы с учащимися и просветительской - с педагогами и родителями. Способствующей осознанию ценности здоровья и формированию навыков здорового образа жизни;

      ·    организацию научной и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение мотивации к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, обучение эффективным здоровьесберегающим педагогическим технологиям, методам и методикам;

      ·    информационно-просветительскую работу в области здоровьесбережения с социальными партнерами, в том числе с общественными организациями;

      ·    мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья;

      ·    организацию необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, консультации специалистов для детей, родителей и педагогов;

      ·    использование педагогических технологий оздоровительной направленности;

      ·    разработку новых методов экспресс-диагностики функциональных резервов и адаптивных возможностей организма.

Совершенствование и обновление управления здоровьесберегающими процессами в муниципальной системе образования возможно при соблюдении следующих условий:

      ·    планомерное взаимодействие всех субъектов здоровьесберегающей деятельности в муниципальной системе образования;

      ·    сочетание организационно-педагогических, правовых и здоровьесберегающих форм и методов деятельности;

      ·    системный и рациональный учет и контроль здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;

      ·    комплексный мониторинг образовательной среды и состояния здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Логически завершающим в системе управления процессом здоровьесбережения является социально-гигиенический, психолого-педагогический и физиологический мониторинг, который дает возможность осуществлять коррекцию деятельности, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья, и координацию взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Реализация социально-педагогической модели сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса осуществляется на пяти базисных уровнях.

Общегосударственный уровень - политика в области образования, его место в системе государственных приоритетов, финансирование, статус учителя и образованного человека вообще. Ответственные лица - президент, правительство РФ и депутаты.

Уровень Министерства образования и науки РФ - стратегия развития образования, нормативно-правовая основа: приоритеты финансирования, структура образования, учебные программы, подготовка кадров и т.д.

Уровень региона, города, района - решение вопросов, связанных со здоровьем учащихся, во многом зависит от позиции муниципальных органов управления образованием, региональной и местной администрации.

Уровень школы (или другого образовательного учреждения) - постановка целей, определение места проблемы здоровья среди задач школы, внедрение здоровьесберегающих технологий, переход в статус школы здоровья и т.д.

Уровень учителя - активный субъект создания адаптивно-развивающей образовательной среды.

Результат совокупного воздействия на учащихся здоровьесберегающих технологий на всех уровнях должен оцениваться педагогами с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики, которая позволяет своевременно вносить в воспитательно-образовательный процесс необходимые коррективы.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения (как общие, так и специальные) являются важнейшим звеном социализации детей. Они способствуют проявлению и развитию творческого потенциала учащихся, среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.