Гражданские ценности в современной духовной культуре

Духовный аспект общественного бытия выражается в понятии духовной культуры. В философском словаре приводится следующее определение духовной культуры: это социально-прогрессивная творческая деятельность, направленная на преобразование действительности. Духовная культура объединяет в своей структуре все сферы общественной жизни. «Духовная культура, — подчеркивает Э. Тайлор, — это сложное целое, которое включает в себя знания, веру, искусство, мораль, законы, обычаи и другие склонности, приобретенные человеком как членом общества».

Духовная культура существует не сама по себе, а как часть более широкого мира — мира жизни человеческого общества. Она представляется как историческое явление, развивающееся вместе с обществом. Духовная культура вносит многообразие в процесс общественного развития. По мнению В. П. Агафонова, к ценностям духовной культуры относятся эстетические, интеллектуальные, нравственные, религиозные, ценности образования и некоторые другие. Все ценности культуры находятся в тесном взаимодействии, совокупное действие которых определяет уровень и направление развития общества. Развитие общества как организованной и упорядоченной системы связей подразумевает веру в действенность каких-то ценностей, признание их незыблемости в качестве нравственного авторитета общества. Эти ценности воспроизводятся, всемерно поддерживаются, и дают основу и ориентиры для совершенствования людей и регулирования их поведения в интересах сохранения и развития общества.

Гражданские ценности являются одним из структурных элементов духовной культуры. Гражданскими ценностями, по мнению B.C. Бакирова, являются понятия, отношения, явления, объективно способствующие общественному прогрессу, отвечающие его потребностям. Они, в качестве регуляторов социального поведения, определяют цели человеческой деятельности.

В качестве основных гражданских ценностей С. Л. Серебряков выделяет свободы личности, плюрализм в обществе и демократическое правосознание. Эти компоненты, взаимодействуя друг с другом, формируют сообщество свободных граждан, чьи отношения строятся на договорной основе и способствуют реализации человеческого потенциала наилучшим образом. Соединяясь, эти ценности являются источником гражданской ответственности, которая позволяет видеть действительные угрозы обществу, и дает возможность вовремя принимать меры для предотвращения опасностей, формируя, таким образом, гражданское самосознание.

Исследуя вопросы гражданской культуры, Э. Я. Баталов приходит к заключению, что гражданские ценности по сути своей демократичны, то есть выражают основополагающие демократические принципы и идеи. К гражданским ценностям исследователь относит плюрализм, политическую и религиозную терпимость, открытость и готовность к сотрудничеству, уважение к закону и личности.

Анализируя перспективы формирования гражданского общества, Г. В. Осипов приходит к выводу, что для успешного развития гражданской культуры российского общества нужно формировать следующие ценности: духовность, народовластие, державность. Духовность означает, прежде всего, нравственные начала общественной жизни и моральные законы поведения человека: уважение свободы личности, признание свободы слова, права политического выбора. Народовластие предполагает соблюдение принципа плюрализма, многопартийности, развитие самоуправления. Державность России, объединяющей многие народы на своей территории, подразумевает полное равенство всех народов и этнических групп, достойное место в мировом сообществе своим гражданам.

Исследователь Т. С. Протько, занимаясь вопросами ценностей современного общества, пишет о необходимости нахождения новых норм взаимоотношений между государством и личностью, иначе социальные катаклизмы, свидетельством которых человечество стало в первой половине XX века, разрушат и уничтожат сложную современную цивилизацию. Поэтому в качестве основных гражданских ценностей, способствующих продолжению жизни, она выделяет демократию, законность, права человека. Именно эти понятия в тесной взаимосвязи дают возможность сообществу прогрессировать в направлении демократии.

Помимо названных гражданских ценностей, С. Н. Дрожжин выделяет еще общественное благо, которое заключается в понимании приоритета общественных ценностей на базе сотрудничества на общую пользу всех субъектов общества; равенство и справедливость, которые рассматриваются как одинаковое распределение бремени проблем между всеми гражданами; плюрализм; патриотизм; правдивость. Кроме того, в качестве специфически российской гражданской ценности, С. Н. Дрожжин обоснует порядок. Понятие «порядка» раскрывается в создании социально-общественной системы, ориентирующей право, политику, государственные органы на защиту и помощь субъектам общества.

Бытие гражданских ценностей предстает как существование общественных идей, теорий, взглядов, убеждений, которые входят в духовный мир личности, какой-либо социальной общности, гражданского общества в целом. Гражданские ценности выражают сложную диалектическую взаимосвязь понятий и суждений, отражающих потребности субъектов общества, определяют общую направленность развития человеческой культуры, возвышают формы общественной жизни, переводя их в качественно новое состояние. Гражданские ценности, будучи включенными в реальную действительность, вплетены в разнообразные сети функциональных связей и зависимостей. Они сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются.

По мнению Е. В. Золотухиной-Аболиной, гражданские ценности являются «мерой мер», эталоном в развитии общества. «...интернализованные, принятые индивидом, они связывают воедино целостность его жизни с целостностью общества и истории». Включенность гражданских ценностей во все формы духовности объясняется их способностью регулировать человеческие отношения и выступать способом освоения действительности. М. И. Бобнева пишет: «Мы исходим из того, что подлинные общественные и личностные ценности бесценны, то есть не могут быть измерены «ценой». В структуре гражданской культуры выделяются устойчивые ценности, которые не подвластны течению времени, можно сказать, классические, универсальные.

Основная функция гражданских ценностей состоит в превращении объективных императивов социальной деятельности в субъективные цели, мотивы действий и поступков. Гражданские ценности состоят в укреплении существующего строя, они отвечают критерию общезначимости и общеобязательности, то есть объективно служат целостности социума путем нормирования поведения его членов. Они представляют собой емкие эмоционально-образные обобщения ведущих социокультурных отношений, влияющие на все сферы человеческой жизни. Поддержание целостности общества и его демократическое развитие осуществляется тогда, когда поведение людей строится на доминантах, отражающих различные требования общественной жизни.

Процесс развития культуры есть одновременно и процесс формирования гражданских ценностей. Достижения науки, развитие искусства, уровень образования в обществе активно влияют на формирование определенных гражданских ценностей. Процесс этот является двусторонним: в свою очередь компоненты духовной культуры приобретают определенный гражданский вес в зависимости от общей направленности личности.

Выступая в тесной взаимосвязи, и являясь неотъемлемой частью культуры, гражданские ценности представляют собой результат длительного исторического восхождения человечества. Они указывают на общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. Зародившись еще на заре цивилизации, эти ценности всегда были ориентиром в жизни многих поколений. За долгую эволюцию своего развития феномен гражданских ценностей вобрал в себя различные смысловые нагрузки, что позволяет их использовать представителям различных общественных объединений. Существенным является факт признания их универсального характера для различных цивилизаций, памятуя о различиях в их смысловом наполнении. Стоит также учитывать специфику конкретного государства и уровень развития ее гражданской культуры, так как происходит наложение исторического и культурного опыта народа на интерпретацию содержания гражданских ценностей. Гражданская культура реализуется в конкретных, соответствующих определенному историческому опыту, гражданских ценностях. Как всякое историческое явление, они в своем развитии претерпевают значительные изменения. На смену одним приходят другие, некоторые трактуются расширенно, а какие-то более узко, часто приобретая характер стереотипов и шаблонов. Гражданские ценности формируют ценностную ткань современного мира, позволяют человеку ориентироваться в действительности, дают достаточно высокие ориентиры для практики.

Конкретно-исторический характер общественных отношений определяет содержание и иерархичность ценностных представлений, неоднократно изменяющихся на протяжении исторического процесса. На основе изученной литературы по проблемам духовности исследователь Т. И. Власова приходит к выводу о том, гражданские ценности в том или ином сочетании встречаются среди доминант развития человека разных эпох. В древних цивилизациях превалировали ценности сильной верховной власти, нацеливая человека на достижение нирваны через отрешение от всего земного (Древняя Индия), или необходимость следовать закону Дао, не проявляя активности в жизни (Древний Китай). Ориентир на отрешение от земных интересов, в первом случае, и провозглашение принципа недеяния, во втором случае, свидетельствуют о том, что древние цивилизации Востока не благоприятствовали развитию гражданской культуры.

В античности наиболее значимыми гражданскими качествами человека были самопознание («Познай самого себя»), нравственность, самосовершенствование, справедливость, мудрость. Суть взаимоотношений гражданина и государства выражалась в двусторонних обязанностях и ответственности. Мудрецы античности разработали достаточно полное представление о человеке-гражданине своего государства: «он должен рассматривать себя в живой связи с государством, подчинять свою жизнедеятельность общей цели, стремиться победить свои страсти, подчинить их разуму, выработать в себе такие качества как мужество, благоразумие, умеренность, справедливость». Древний грек как гражданин полиса имел права: право участвовать в ритуалах, участвовать в судопроизводстве, нести воинскую службу. Права в древнегреческих полисах совпадали с обязанностями его граждан. Свобода гражданина предполагала не столько меру самовыражения, сколько меру его ответственности. «Цель человеческого общежития не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо», реализуя свои собственные дарования и устремления, приумножая добродетель, красоту, мудрость. По мнению В. Л. Полякова и И. И. Элиасберг, древнегреческий гражданин сам выбирал и нес ответственность за свой выбор.

В эпоху Средневековья произошли изменения в ценностной системе гражданской культуры. Вера в Бога, морально-религиозное сподвижничество, самоограничение стали признаваться в качестве высших ориентации человека. Среди значимых выделялись самопознание человека через признание Бога, отречение от мирской суеты. Благодаря христианству произошло возвышение человеческой личности: посредством общения с Богом человек познавал истину, становился выразителем его идей. Однако гражданские ценности интерпретировались с позиции теологии и богословия и не были широко признаны, так как человек становился сначала христианином и лишь затем — гражданином.

Очередная реструктуризация гражданских ценностей произошла в эпоху Возрождения. Идеалы того времени принесли в этот перечень новые гражданские ценности: добродетель рассматривалась как вечный закон, творчество выступало в качестве всеобщего блага, произошло утверждение идеалов гуманизма, культа самоценности личности, признание ее индивидуальности как ведущего качества. Эту эпоху можно назвать эпохой торжества разума. Человек заявляет о своей свободе и праве выбора своей участи. Типичным становится идеал гражданина, обладающего здравым смыслом, тонким пониманием общественных отношений и высокоразвитым чувством гражданской чести.

В эпоху Реформации возрастает ценность активности человека в преобразовании действительности. Устанавливается договорная форма отношений, в которой оговариваются права и обязанности граждан, а также определенные стандарты и нормы общежития. Определяется ответственное бытие человека перед другими, где мерой ответственности выступают честь, совесть, долг гражданина перед обществом.

Становление новоевропейской цивилизации служило мощным источником в развитии общества, основанном на обладании частной собственностью. Регулирование жизни в обществе происходило на базе уточненных договорных отношений, которые были закреплены в праве. Ключевыми гражданскими ценностями сообщества Нового времени являлись свобода, милосердие и солидарность, взаимосвязь и взаимодействие, благожелательность и взаимодоверие, взаимоуважение при одновременном дистанцировании от чужих.

В России идея гражданских ценностей развита была слабо. Древние родовые узы общины (деревенской или артельно-ремесленной) сохранились вплоть до столыпинских реформ начала XX века. Жизнь общины строилась на взаимной ответственности его членов друг за друга перед «барином-батюшкой». Индивидуальные права и свободы членов общины сводились к минимуму. Сохранению такой социальной патриархальной структуры способствовала православная религия. Корпоративный дух русского народа, особые духовные условия жизни людей наряду с чисто материальным, социальным способом их патриархального существования поддерживали и питали коллективистские начала мировоззрения русского народа. В противоположность западному индивидуализму российская жизнь строилась на соборности, на стремлении сообща решать проблемы, жить в едином стиле, разделяя взаимную ответственность за коллективный выбор.

В данном исследовании особую важность представляют современные гражданские ценности, которые сегодня ориентируют человека на дальнейшее развитие основ демократии.

Среди гражданских ценностей на первый план выходит самоценность автономного индивида, его свобода определять формы и сферы своей деятельности. В каждую историческую эпоху понятие человека и его места в мире уникально и неповторимо, но о своей индивидуальности человек заявляет только в обществе и через общество.

Применительно к концепции гражданской культуры, ценным является не просто определение человека как феномена, его роли и места в современном мире, а позиция человека-гражданина. С юридической точки зрения гражданином признается человек, проживающий на территории государства, имеющий статус гражданства, обладающий определенными правами и обязанностями по отношению к государству, которые закреплены в законодательных актах. По мнению диссертанта, такое определение является недостаточно полным при раскрытии понятия человека-гражданина. Статус гражданина не исчерпывается только юридической нормой. Каждый человек в процессе своего развития приобретает исторический опыт того окружения, в котором он живет. Социокультурная среда формирует человека сообразно историческому моменту, вырабатывая и развивая в нем те качества, которые необходимы для прогрессивного развития системы. Феномен человека включает также эмоционально-волевую сферу, которая проявляется в различных отношениях, мнениях, позициях, формирующимися в процессе жизнедеятельности общества, то есть необходимо учитывать уровень гражданского сознания. Позиции и мнения являются предпосылками деятельности индивида по преобразованию действительности, то есть включают понятие гражданственности. Следовательно, содержание понятия человека-гражданина выражается через свободную, духовную, обладающую гражданскими качествами личность, способную к активной творческой деятельности в условиях современной ему социокультурной ситуации на основе действующего законодательства.

Рассматривая человека-гражданина в качестве свободной личности, мы подразумеваем, что он обладает определенными правами и обязанностями, которые делают его действительно свободным. Под правами человека подразумеваются неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу своего рождения. По мнению Т. С. Протько, права человека являются «главной ценностью гражданского общества». Они изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В Декларации подчеркивается, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» (Ст. 1), без каких-либо ограничений.

Права человека и гражданина выступают в качестве исторического продукта творчества общества. Иными словами, общество в процессе своего естественноисторического развития порождает и выкристаллизовывает эти понятия, постепенно придавая им статус ценностей. Права человека закрепляют нормативно такие условия жизни, которые позволили бы каждому свободно развивать свою человеческую природу, обеспечивали бы достойный уровень жизни и социальную защищенность. В «принципиальном плане, - пишут В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева, - система прав человека обеспечивает две функции: социальную защищенность личности и ее активное участие в общественной государственной жизни». Кроме того, они позволяют индивиду отстаивать частные интересы, которые могут не совпадать с интересами любой социальной общности, в которую личность включена. Уместно вспомнить слова видного правоведа дореволюционной России Б. Н. Чичерина о связи права и свободы: «Источник всякого права есть свобода. Право есть именно определенная законом свобода или возможность действовать». Осознание неотчуждаемости прав человека; понимание свободы как неограниченного духовного пространства; поведение, которое регулируется не только правовыми и моральными нормами, но, прежде всего, совестью — необходимые ценности культуры демократического типа.

Ценность свободы является, безусловно, ядром ценностной системы современной гражданской культуры. Свобода выдвигается в качестве фундамента, на котором строятся нравственные требования к функционированию общественной системы. Из представлений о свободе как внутренней потребности каждого человека и как итоге его самостоятельных нравственных исканий вытекают вполне определенные требования к общественным и политическим институтам государства - их главная функция заключается в защите свободы личности.

Реальность прав и свобод человека определяется всем спектром условий, существующим в конкретном обществе. Это и возможность общества удовлетворить основные потребности своих членов, и достаточное совершенство законодательства и механизмов его реализации, и уровень общей и правовой культуры, нравственного развития общества, и существование в нем прогрессивных культурных традиций. К благоприятным условиям осуществления прав человека относятся разделение властей, плюрализм общественных организаций, наличие оппозиции официальной власти, независимых средств массовой коммуникации.

Свободная личность, ее право на самореализацию выступают в качестве основополагающего условия существования гражданской культуры. В гражданской культуре во главу угла поставлены свобода и естественные способности отдельного индивида как самостоятельной, независимой единицы социального действия. Свободу можно определить как условие и способ человеческого самоосуществления, отягощенного мерой персональной ответственности. Гольбах утверждал, что «свобода — это возможность делать ради своего счастья все, что не вредит счастью других членов общества». Свобода всегда подразумевает ответственность. Особенность гражданского общества заключается в том, что его нельзя создать искусственно там, где отсутствует реальная свобода и ее адекватное восприятие, где отсутствует понимание ее ценности.

Свобода относится к числу приоритетных прав, в числе которых право на уважение человеческого достоинства, право на свободу и равенство, право на защиту чести и репутации. Они призваны обеспечить человеку жизнь, ценность его личности, блага свободы, гарантии равноправия, личную безопасность, средства правовой защиты. Свобода является гарантом подлинных прав человека, включая право на самоосуществление, самовыражение и самореализацию.

Независимость личности есть такой уровень личной свободы индивида, который дает последнему возможность быть относительно самостоятельным и автономным по отношению к другим людям в удовлетворении своих потребностей, интересов, желаний и устремлений. Однако свобода детерминируется социальными условиями жизнедеятельности, она зависит от общего уровня развития общества, от его цивилизованности, от социального и политического положения индивида; от интеллекта человека, уровня знаний.

Еще раз хотелось подчеркнуть важность соблюдения прав человека в качестве залога дальнейшего развития гражданской культуры. Все права человека находятся под защитой мирового сообщества. Специальные органы ООН следят за выполнением государствами этих прав — Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по правам человека, которые периодически рассматривают доклады правительств стран, входящих в ООН, о выполнении международных пактов и конвенций.

Обязательность прав и свобод подразумевает их закрепление в правовых нормах. Правом в демократическом обществе следует признавать развивающаяся в общественном сознании, расширяющаяся мера свободы и

справедливости, выраженная в законах, и практике реализации прав и свобод человека. Право выступает как естественная система норм, регулирующих общественные отношения. В рамках гражданской культуры право приобретает атрибутивно-императивный характер, где атрибуция представлена набором возможных диспозитивных норм, а императивность — обязательностью и санкциями по их исполнению. Правовые основы по своей сути носят общечеловеческий, надклассовый характер, заключающий в себе объединяющее, интегрирующее начало.

И. Кант использует понятие «правовой порядок», исходя из того, что гражданское состояние, рассматриваемое как правовое состояние, основывается на признании свободы каждого его члена, на равенстве его с каждым другим как подданного, самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

Правовой порядок существует там, где признается, что общество располагает средствами и санкциями, которые могут заставить его субъекта соблюдать общепринятые нравственные нормы. Этическая максима права: равенство всех — и групп, и граждан — перед законом. По утверждению А. И. Соловьева, право относится к высшим гражданским ценностям, так как «для права ничего не значат ни групповая солидарность, ни корпоративные связи, ни статусные интересы, ни авторитеты, ни локальные ценности, ни реальное влияние того или иного субъекта на власть».

Одной из гражданских ценностей является принцип верховенства права над государством и обществом, состоящим из учреждений и рядовых людей. Этот принцип вытекает из аксиомы, что право артикулирует интересы народа, оно не превращается в автономную самоценность, не навязывает гражданам свою волю, оно выражает всеобщий интерес и призвано сплотить общество вокруг этого единого «знаменателя» на благо самого же общества в его стратегических интересах. При соблюдении этого принципа государство само себя ограничивает целым комплексом постоянных правил и норм, системой сдержек и противовесов. Это необходимо для соблюдения гарантий против нарушения демократических норм и против злоупотреблений в сфере власти. Так в демократическом обществе достигается удерживание всей системы в равновесии, защита ее от резких колебаний, от социальных взрывов и потрясений.

В гражданском обществе установлен приоритет закона, потому что «право положено и знаемо», а значит, оно имеет универсальный характер. Под универсальным характером права подразумевается такое состояние общества, когда его граждане независимо от их социального статуса подчиняются юридическим нормам и законам и несут ответственность за несоблюдение этих норм и законов.

Господство права обеспечивает признание и гарантию прав и свобод граждан во всех сферах, а со стороны граждан — уважение к законам и институтам общества и государства. Показательно, что последнее становится важным элементом правосознания подавляющей массы населения. Именно право, материализованное в систему правовых законов, должно определять и направлять развитие цивилизованных общественных отношений, призванных реализовывать и воспроизводить идеалы свободы и независимости личности.

Соблюдение правовых норм на всех уровнях результируется в существовании общества, свободного от произвола и террора. Таким способом формируется правовое государство как всеохватывающая, системная организация общества, основанная исключительно на верховенстве права.

В сфере демократической гражданской культуры на первом месте стоят социальные отношения, возникающие между субъектами общества, которые имеют свои собственные убеждения. Свобода воззрений выступает результатом реализации другого права - свободы слова, которая выполняет практическую роль в самоуправляющемся обществе: создает основу для свободного обсуждения гражданами всех интересующих их вопросов. Данная ценность является неотъемлемой составляющей гражданской культуры потому, что все сообщество заинтересовано в результатах принимаемых решений, и поэтому важно, чтобы каждый индивид имел свободу самовыражения и влияния на ход выработки путей стабилизации. В этом случае существует возможность выработки удовлетворяющей всех участников социального действия формулы общежития. При этом идеологический монизм уступает место мировоззренческому плюрализму. «Чтобы демократия была действенной, — пишет Р. Дарендорф, - нужен плюрализм гражданского общества».

Плюрализм можно определить как принцип, согласно которому на каждый существенный вопрос допускается возможность нескольких взаимоисключающих друг друга ответов. Обоснованием разнообразных точек зрения служит то обстоятельство, что в основе каждого из таких ответов лежит свой особый способ существования субъекта общества. Плюрализм предполагает равенство субъектов общественной жизни, которое состоит в предоставлении одинаковых возможностей и открытости общественной системы, и мыслится как средство создания, поддержки и сохранения справедливости в условиях поликультурной среды. Деятельность субъектов общества ограничивается только правами и свободами остальных социальных групп и индивидов в рамках существующего законодательства. По утверждению А. Токвиля, плюрализм является показателем демократичности общественной системы и служит гарантией против тирании и деспотизма.

Социокультурная особенность современного плюрализма проявляется в его амбивалентности. С одной стороны, он акцентирует внимание на различиях, придавая плюрализму статус главной индивидуальной и групповой гражданской ценности. Однако, с другой стороны, плюрализм обостряет проблему социального единства, которое является жизненно необходимым условием в период катаклизмов и трансформаций в обществе. Плюрализация общественных форм особенно показательны для периодов социальных изменений, когда происходит разрушение одних форм идентичности и создание новых.

По мнению И. И. Кального, плюрализм в обществе демократического типа неизбежен, так как разнообразные точки зрения, идеи и позиции в обществе являются результатом различия исторического развития его субъектов, то есть плюрализм «абсолютен». Следовательно, возникает необходимость координации всего многообразия воззрений в обществе, целью которой является согласование интересов и смягчение последствий неизбежных столкновений. Потребность в согласии в обществе содействует изучению позиций и установок субъектов общества с целью выработки терпимости и взаимопонимания.

Признание плюрализма в качестве гражданской ценности подразумевает наличие в обществе достаточно разнообразных, а иногда и противоположных социальных, нравственных, религиозных противоречий, которые неминуемо выливаются в конфликты. Поэтому гражданская ценность свободы в определении своих жизненных и общественных интересов и идеалов дополняется необходимостью урегулирования разнообразных интересов субъектов общества. Остро встает вопрос о признании толерантности в качестве необходимого условия и средства существования гражданского общества.

Термин «толерантность» по своему происхождению подразумевает веротерпимость. Этот термин изначально возник при размежевании различных религиозных направлений. В качестве гражданской ценности толерантность была признана при освоении нового американского континента, когда переселенцы из разных частей мира привезли на новый континент и свои религиозные верования.

По мнению Е. Н. Лещинского, толерантность подразумевает социальное многообразие и отсутствие дискриминации отдельно взятого индивида только из-за его принадлежности к какой-либо конкретной группе.

Толерантность сегодня выражается в способности социального субъекта слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение. Роль толерантности в качестве ценности гражданского общества реализуется в мирном сосуществовании различных точек зрения по проблемам общественного устройства, нравственности.

Принцип толерантности способствует установлению гражданского мира, «это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». В этом источнике определено понятие «толерантности» как:

-   уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и проявления индивидуальности;

-   отказ от догматизма, от абсолютизации истины;

-   поиск мирных и ненасильственных путей согласования различных интересов в обществе.

К этой же мысли склоняется С. Хантингтон, определяя толерантность как ценностный норматив, выражающийся в терпимости к различиям и противоречиям в отношениях между социальными и политическими группами.

Следование принципу толерантности приводит к признанию легитимности компромисса. Это предполагает наличие некоторых добровольных ограничений, которые сглаживают острые вопросы благодаря договоренности и способствуют формированию консолидации гражданского общества.

В обыденной речи терпимость в самом широком смысле понимается, как способность переносить или претерпевать что-либо. В общественном контексте это понятие также употребляется для характеристики способности человека или группы сосуществовать с людьми, имеющими иные убеждения и верования, это демонстрация понимания и мягкости по отношению к поведению или идеям, вступающим между собой в конфликт.

Толерантность играет огромную практическую роль в самоуправляющемся обществе, создавая основу для свободного обсуждения гражданами всех интересующих их вопросов. Соблюдение принципа толерантности приводит к тому, что каждый вправе защищать при помощи рациональных аргументов свое понимание того, что является для индивидов благом. «Сегодня, — пишет по этому поводу B.C. Степин, — в поисках стабильности нашего раздираемого противоречиями общества мы должны посмотреть на человеческую идею примирения противоположностей иными глазами. Значимость толерантности, поиска согласия и ненасильственного развития становится сегодня все более очевидным условием выживания человечества». Искусственное навязывание стандартов, которые общественное сознание и практика не могут освоить по мановению волшебной палочки, неизбежно порождает нетерпимость.

Выделение плюрализма и толерантности в качестве гражданских ценностей является недостаточным условием развития гражданской культуры и построения гражданского общества. Их формирование базируется на согласовании интересов субъектов общества, обсуждении важных проблем, осуществление которых невозможно без открытой дискуссии. Гласность в гражданской культуре может рассматриваться как элемент, который служит своего рода каналом взаимодействия субъектов общества и власти, способствующий их включению в процесс жизнедеятельности общества. Гласность - это норма гражданской культуры, это средство, при помощи которого каждому члену общества обеспечивается не только возможность получения той или иной информации, но и право на открытое, свободное выражение собственного мнения по любому общественно значимому вопросу. Свободное выражение собственного мнения и обсуждение ведет к формированию всеобъемлющего взгляда на действительность, развитию гражданской культуры. Свобода слова рассматривается как одно из важнейших прав, присущих человеку как мыслящему существу. Ее содержание усматривается в праве свободного высказывания мнений и суждений каждым гражданином при условии соблюдения законов и прав и законных интересов третьих лиц. «Свободное сообщение мнений и идей, - отмечается во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, ставшей затем отправной точкой для законодательства многих стран, в том числе нормативных актов, определяющих свободы печати, - одно из наиболее драгоценных прав человека. Каждый гражданин может свободно сообщать свое мнение устно, письменно или печатно, при условии ответственности за злоупотребление той свободой в случаях, определенных законом»

Вхождение человечества в новый век предъявляет ему иные требования. Научно-техническая революция второй половины XX века и глобальные проблемы современности определили своеобразный рубеж между двумя историческими типами культуры. Принципы господства, конкуренции, соревновательности в современном мире начинают постепенно уступать место идеалам сотрудничества, кооперации, мирного сосуществования. Тип культуры, формирующийся на основе идей сотрудничества, соответствует парадигме выживания человечества в окружающей его природе. А в парадигме выживания императивы борьбы уступают место императиву примирения, согласия, толерантности. «В формировании концепции человека, стоящего перед необходимостью решения глобальных проблем современности, - по мнению группы ученых, - выступает на первых план ориентация на гуманизм». Ряд ученых в качестве главной гражданской ценности выдвигают идею формирования нового типа личности -гражданина Мира. Он должен вобрать в себя богатство мировой и национальной культуры, который будет руководствоваться в своем поведении принципами общечеловеческой морали и чутко откликаться на все боли планеты Земля. Человек един со всем человечеством - эта истина никогда не осознавалась так остро, как в наши дни, когда проблема выживания приобрела для всех людей первостепенное значение.

Основополагающим этическим принципом гуманизма является необходимость уважать достоинство всех людей. Ориентация на гуманизм возникла в связи с развитием науки и техники, промышленности, сельского хозяйства, средств связи. Кроме того, произошли многие положительные социальные и политические сдвиги, что служит хорошим предзнаменованием на будущее. Распространение идеалов демократии, свободы и открытого общества привели к уменьшению угрозы тоталитаризма, расширяется возможность приобщения к культурным богатствам мира. В то же время это привело к обострению многих проблем: происходит широкомасштабное бездумное использование природных ресурсов, что может привести к экологической катастрофе; растет заболеваемость считавшимися побежденными болезнями; приобретение многими странами и народами независимости нередко приводит к возникновению жестоких этнических конфликтов, усиливающиеся национальные раздоры приводят к гражданским войнам и росту насилия.

Гуманизм нацеливает на соблюдение прав и свобод каждого человека в качестве основополагающего принципа. Он провозглашает принципы терпимости и доброжелательности к иным формам культуры, приветствует сотрудничество во всех сферах жизни.

Гуманистическая идеология наиболее адекватно соответствует гражданскому обществу. По сути своей она многомерна, плюралистична, в ней есть место национальным и общечеловеческим ценностям. Гуманизм ориентирован не на насильственное насаждение его в качестве обязательной доктрины для всех, а на индивидуальное самопознание, самовыражение, личностное стремление обрести внутреннюю свободу.

Человека с позиций гуманизма можно представить как свободную, духовную, обладающую гражданскими качествами личность, способную к активной деятельности в условиях современной социокультурной ситуации. Особенностью современной социокультурной ситуации в России является осознанное стремление общества к национальному, культурно-историческому, духовному возрождению, возврат к общечеловеческим ценностям, к интеграции в мировую цивилизацию.

Гуманизм призывает к выработке новой планетарной этики и построению сообщества на основах мира и добрососедства, выступает за терпимость по отношению к различным образам жизни и за мирное разрешение имеющихся противоречий. В конечном счете, гуманизм сводится к обычным человеческим интересам, желаниям, нуждам и ценностям. Как отмечается в Гуманистическом Манифесте 2000, «гуманизм рисует новые, смелые образы будущего, порождает уверенность в способности человеческого рода разрешать встающие перед ним проблемы, опираясь на разум и позитивное мировоззрение». В нем утверждается оптимистическая точка зрения на будущее человечества.

Формирование гражданской культуры невозможно без опоры на исторические корни народа, учета его пути развития, особенностей мышления и деятельности. Поэтому обозначенные гражданские ценности дополняются пониманием и осознанием значимости той страны, в которой живет человек - патриотизмом.

Патриотизм можно обозначить как фактор самоидентификации и консолидации общества в целом. Он понимается как сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и гражданского долга, чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность и процветание своей страны. Как социально-нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества — конкретно-исторической, социальной и культурной среды. Как морально-психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в чувстве сопричастности к ее судьбе, в готовности к ее защите.

Помимо универсальных гражданских ценностей, существуют сугубо российские. Они являются результатом длительного исторического развития русского человека. Преобладание коллективистских тенденций ведет к сплочению общества, его консолидации. Склонность подчинить личные интересы интересам коллектива может благоприятствовать достижению консенсуса, служить своеобразным гарантом законопослушных граждан. Коллективизм в России как бытовая социально-психологическая традиция мог бы поддерживаться и сохраняться еще не одним поколением россиян, полагает И. С. Чубайс, директор Института развития России. При этом ученый считает, что сплачивающая система должна быть трехуровневой:

1)   идеи, сплачивающие каждый отдельный регион;

2)   символы, интегрирующие государство в целом;

3)   ценности, соединяющие страну с мировым сообществом.

Кроме того, многие ученые приходят к выводу, что во всем мире происходит усиление коллективистских начал. Они выступают основой объединения мирового сообщества по решению глобальных проблем человечества.

Таким образом, гражданские ценности глубоко вплетены в жизнедеятельность современной цивилизации. Регулируя отношения между субъектами общества, они способствуют развитию демократической гражданской культуры на основе приоритета прав и свобод человека как члена общества. Взаимное соблюдение прав и свобод всех субъектов общества ведет к развитию правового государства, которое является одним из условий формирования гражданского общества.

Идея развития гражданских ценностей обрела особую актуальность в современном мире, когда перемены на рубеже веков привели к активному поиску общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить общее и единичное, ключевые принципы мирового прогресса и отечественные усилия, сделать жизнь общества человечной, а человека - общественным.