Граффити с исторической точки зрения

Не все знают, что современное молодежное искусство, называемое «граффити», имеет глубокие корни. Во всяком случае, ещё на раскопках древней Помпеи были обнаружены фрагменты стен с рисунками, похожими на граффити.

Само слово граффити в археологии означает надписи и рисунки на стенах, иными словами наскальную живопись. Первыми граффити считаются рисунки, высеченные в пещере Краманьо.

Современная «наскальная живопись» началась в прошлом веке в США. Впервые граффити было обнародовано в Нью-Йорке в конце 60-х годов.

Один манхэттенский паренек греческого происхождения по имени Деметриус (Деметривс) обычной шариковой ручкой написал на стене одной из станций подземки свою кличку –Taki и номер улицы 183 (Taki 183). Это был первый тэг в истории граффити, а Деметриус (Деметривс) - первый райтер.

После Второй мировой войны в Англии, США и Австралии уже имелись свои метки: «Kilroy», «Foo», «Chad». А в СССР существовал корпоративный тэг «УШАЦЪ» - ещё до появления меток Деметриуса. «УШАЦЪ»ом были помечены практически все памятники архитектуры уже к 60-м годам ХХ века. Этот тэг принадлежал студентам Московского архитектурного института.

В этом направлении образовалось много команд, которые конкурировали друг с другом не столько в качестве рисунков, сколько в их количестве и расположении в молодежных местах. Стены в то время были просто «убиты» тэгами. Но поскольку число тэгов росло, постепенно начался поиск нового стиля, чтобы выделиться из толпы. Тогда лучшие из тэгеров стали уделять большое внимание артистизму, введению чего-то своего. Ребятам из Нью-Йорка наскучило просто тратить краску на какие-то подписи, и появились первые цветные рисунки. Они были низкого качества и состояли из малого набора цветов. Особенно пострадало нью-йоркское метро. Поезда, как снаружи, так и внутри, были испещрены непонятными никами, буквы которых сплетались в каракули и узоры. В 1975 году люди впервые увидели этакое «художественное полотно» размером в вагон, а год спустя - целый состав. Полиция боролась с райтерами, но все бесполезно. Муниципальные власти Нью-Йорка даже запретили продажу баллончиков с краской несовершеннолетним. Граффити-работы нещадно закрашивались, но практически сразу на том же месте появлялись новые тэги. Высшим пилотажем считалось нанести свою подпись самодельными маркерами, которые изготавливались из банки дезодоранта, напичканной «копиркой» и спиртом с ацетоном. Отверстие затыкалось старым носком. Рисунки начали «переползать» в подъезды, постепенно меняя свои очертания. Вместе с тем, граффити сливалось с хип-хоп культурой.

Но настоящая революция в граффити произошла, когда мир узнал первый 3D-рисунок. Автором его был бруклинский мастер по прозвищу Пистол. Именно с появлением объемных шедевров мода на граффити вскрикнула и ещё долго орала на улицах американских городов.

С появлением новых типов и стилей начались «войны». Они сопровождались не только честными соревнованиями в мастерстве. Конкурирующие команды закрашивали рисунки друг друга. Поверх рисовали специальным шрифтом «blockbuster», который позже преобразовался в абсолютно нечитаемый «wildstyle». Так конкурирующие команды «маркировали» свою территорию.

Иногда поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крест-накрест. Такие коллективы стали называть «tagbangers»»

Слово пришло из Южной Калифорнии, производное от «tagger» и «gangbanger», что на местном сленге означает членов различных криминальных группировок.

Процветали итальянское и французское граффити, раскрашивались Польша и Чехия, в Берлине был открыт специальный граффити – салон, куда могли обращаться и заказчики, и художники.

История нашего (тогда ещё советского) граффити началась в 1985 году – одновременно с модой на брейк – данс, что вполне закономерно, ведь и то, и другое – часть культуры хип-хоп. В середине 80-х годов по стране волной прокатились брейк – фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в городах СССР – от Калининграда до Горького и Донецка – продолжались грандиозные молодежные шоу. Первые райтеры оформляли фестивальные декорации, которые – при всей их незрелости – потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров. Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда, Питера. Спустя почти 10 лет раскачалась и Москва. В Риге и Калининграде граффити прижилось сразу же, не в пример Москве. Причина трудной приживаемости нового поветрия была проста – краска-аэрозоль в России была дорогим удовольствием. Ну, и конечно, запреты властей. 1970-е годы были выдающимися для граффити - это были годы изобретений. Это были годы, когда начиналась история современного граффити и ее развитие до наших дней.[3]

Типы современных граффити можно разделить на три условных группы:

1. Трафаретные. Само название говорит за себя – эти рисунки выполняются по заранее приготовленному шаблону, т.е. к стене прикладывают, например, кусок картона с вырезами в форме нужных букв или рисунка.

2. Художественные. Художественные граффити – это рисунки или слова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше трафаретных. Для того чтобы нанести его на стену, может потребоваться не один день. Такие граффити ценятся больше всего.

3. Малохудожественные. Чаще всего представляют собой надписи или же отдельные слова, очень часто нецензурные и несвойственные литературной речи.

Объектами граффити могут быть различные постройки, машины, бытовые предметы, такие как холодильник и т.д. Порой дело доходит даже до одежды.

Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому существуют классификацииграффити по видам. Е. Л. Эйбл и Б. Е. Беркли (1977) различают публичные и личные граффити; М. Кокорев выделяет содержательные, разрушающие и надписи в стиле «хип-хоп».

Хип-хоп (англ. hip hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, реп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф.[4]