Граффити с психологической точки зрения

С точки зрения психологии граффити – способ самовыражения личности. «Ваше отношение к граффити как к молодежной субкультуре?», — задали мы вопрос в анкете. «Положительно», — ответили 67% респондентов. Но не мал процент и тех, кто равнодушен к граффити: «Равнодушно» - 23,8 %. Значит, в Туруханске явление граффити не является среди подростков массовым.

И всё же граффити рисуют, а, значит, есть мотивы для этого. Граффити рисуют по разным причинам. В анкете мы задали респондентам вопрос: « С какой целью вы рисуете граффити?». Не стали объяснять цель 75,2%. Если учесть, что вообще не рисуют граффити 49,5% респондентов, а рисуют иногда 1,9 %, что в сумме даёт 51,4 %, и вычесть из 75,2 % эту сумму, то не стали объяснять цель именно из рисующих граффити 23,8 %. Дополнительный устный вопрос дал объяснение, что просто затруднились с ответом, то есть не самоопределились.

У тех, кто ответил на вопрос о цели рисования граффити, диапазон ответов колебался от «Нервы успокоить» и «Повеселиться» (0,9 %) до «Для красоты» и «На память» (по 5,5 %). «Самовыражение» в ответах составило 2,8 %. Значит, судя по анкетам, для туруханских подростков главное не самовыражение, хотя оно имеет место, а стремление оставить память о себе или каком-то памятном для себя событии, а также наравне с этим стремление украсить сельский экстерьер с помощью ярких красок граффити. Это – авангардность, т.е. признак молодёжной субкультуры.

Анализируя рисунки, мы увидели, что граффити создают по таким причинам:

1. Желание сообщить о каком-либо факте или событии, что перекликается с ответами на анкету. Для школьников таким событием является окончание школы. Граффити, повествующие об этом, имеются на стенах средних школ Туруханска и Бора.

2. Стремление рассказать о своём чувстве – злости, ненависти, счастья, радости или любви. В ответах на анкету такого варианта не было, но, возможно, это просто очень личное, а. возможно, это скрывается за такими ответами как «Надо» или «Просто так». В граффити особенно интересны признания в любви. Одно признание сделано у моста, где девочка Маша проходила каждый день. А надпись из приложения 6, лист 2 сделана на трансформаторной будке на уровне окна на втором этаже, где жила любимая девочка «художника». Может быть, это был единственный способ заявить о себе, доступный каждому подростку. Наверное, можно было высказать свои мысли в стихах, песнях и еще множеством способов, но далеко не у всех это получается, некоторые просто стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их чувства заметит адресат.

3. Утверждение личностной и групповой идентичности: собственные имена и портреты, статус в группе. Это поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками. Период взросления отличают стремление обособиться, прежде всего от старших, и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Присоединившись к группе. Молодой человек обретает определённую степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него распространяются общегрупповые признаки.

4. Мотивы творчества с использованием символов. Это солнце, звезда, могила, крест, круг, квадрат, треугольник. Многие из них отражают глубины человеческого подсознания. «Треугольники говорят о логическом подходе к жизни. Хорошо организованные люди предпочитают рисовать квадраты. Толстые, жирные стрелки обычно рисуют весьма целенаправленные люди».[5] «Цветочки, солнца, гирлянды… Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности, а слова, которые вертятся на языке, невольно переносите на бумагу: «Обрати на меня внимание!» Спирали, круги и волнистые линии свидетельствуют о том, что чужие проблемы вообще не интересуют».[6]

Целый спектр чувств, мыслей, переживаний скрывается за простыми рисунками учащихся: нежные чувства к кому-то, переживания о чём-либо, надежда на лучшее в жизни, бунтарство, скрытая печаль, негативизм, направленные против кого-либо или чего-либо.

Однако мотивы творчества встречаются реже, чем мотивы потребления граффити в качестве самовыражения. Это один из признаков молодёжной субкультуры.

Ответы на анкету показывают, что граффити являются романтической компенсацией повседневной рутины, а это тоже – признак молодёжной субкультуры.

Высказываний протеста против социальных или культурных норм или каких-либо призывов в наших граффити мы не нашли. Они почти не встречаются и в надписях, выполненных на стенах гаражей, на заборах, на спинках стульев в школе.

Все изученные нами граффити по видам являются публичными, личными, содержательными.

По-прежнему современные школьники, как и их родители в своё время, рисуют в учебниках. По мнению психологов, надписи и исправления школьников в собственных учебниках и книгах - один из способов символического опровержения чужих взрослых знаков. Учебники для подростков тоже представляют чужое пространство, как и те поверхности общественных сооружений, на которых они рисуют граффити. Молодёжное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Обособленность от культурных ценностей старших поколений – признак молодёжной субкультуры.

Исследуя результаты анкеты, я наткнулась на интересный факт – одна девушка рисует граффити с целью оказания психологической поддержки своим друзьям. Дело в том, что её одноклассники входят в состав школьной команды по киберспорту «АК – 47» и каждый из них имеет свою кличку или, как принято их называть, «ник». Именно эти «ники» она и зарисовывает, используя при этом замысловатые шрифты.

Все вышеприведённые мотивы создания граффити говорят о том, что граффити с психологической точки зрения несут важную положительную социальную функцию: они являются своеобразным средством коммуникации. Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Но одновременно они же, по мнению психологов, являются оригинальной формой девиантного поведения подростков. При правильном подходе любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности в обществе.

Исследуемые граффити ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Социальные акции наши райтеры не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности субкультуры, или из-за особенностей российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а не работы.