Девиантное поведение с точки зрения классиков-социологов

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального "зла" всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийства и т.п.

В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а развитию в качестве самостоятельного научного направления она обязана – прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

Э. Дюркгейм – как социолог, рассматривающий нарушение заведённого порядка

Дюркгейм считал, что биологическая природа человека, его импульсы, биологические функции, способности, страсти и др. находятся в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания с помощью моральных и религиозных норм, ценностей, идеалов. Вследствие этого в человеке, а стало быть, и в обществе поддерживается постоянная напряженность. Общество, по Дюркгейму, должно предпринимать непрестанно усилия для того, чтобы сдерживать биологическую природу человека, вводить ее в определенные рамки с помощью морали и религии.

В противном случае возникает дезинтеграция общества и индивида, то, что Дюркгейм определил термином "аномия". Аномия — это прежде всего моральный кризис, когда в результате социальных потрясений перестает нормально функционировать система общественного регулирования потребностей человека. Как следствие такого процесса, личность теряет равновесие. Создаются предпосылки для девиантного (отклоняющегося) поведения.

Противоположностью аномии, по мнению социолога, являются моральный порядок, моральное регулирование, моральный контроль, т.е. то, что характеризует нормальное состояние общества. Дюркгейм верил (иногда эта вера приобретала утопический характер) в возможность регулировать общественные и индивидуальные потребности с помощью морали, поскольку она выступала для него основным фактором, соединяющим человека с обществом и, наоборот, общество с индивидом. Также Дюркгейм обозначает аномию, как состояние ценностно - нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний развития общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились (Эта проблема до конца жизни волновала Дюркгейма не только как учёного, но и как гражданина. "Прежние боги стареют или умирают, а новые не родились", - с тревогой писал он в 1912 г.).

Рассмотрение Р. Мертоном отклоняющегося поведения и аномии

Анализируя социологический смысл понятия аномии Э. Дюркгейма, Мертон рассматривает нормативную структуру общества и способы адаптации к ней. Под нормативной структурой здесь понимается структура отношений между нормами, ролями, статусами, ценностями и институциональными порядками. Отношения между рубриками нормативной структуры, по Мертону, могут отличаться согласованностью – рассогласованностью, варьирующими в самых широких пределах. Более того, отношения между некоторыми нормативными компонентами могут быть конфликтными. Эта общая перспектива, с точки зрения Мертона, только и позволяет подойти к собственно социологическому (а не психологическому) анализу дезинтегрированности нормативных стандартов, или аномии. Мертоновская трактовка аномии многомерна и позволяет выделить несколько различных смыслов собственно социологического понятия "аномия", идущего от Дюркгейма.

Во-первых, аномия как свойство социальной системы в целом, собственно "бесформие". Она возникает в результате разрушения социальных стандартов поведения, общезначимой системы ценностей, т.е. нормативной структуры как таковой. В этом смысле аномия "обозначает также низкую социальную сплоченность" как результат распада нормативного и ценностного согласия. Во-вторых, в более узком смысле аномией может считаться нарушение взаимооднозначного соответствия и согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения. Наконец, Мертон первым вводит представление о ещё одном возможном типе (или механизме) аномии. Для Мертона социальная структура может анализироваться в нескольких аналитических независимых плоскостях, в частности, в таких, как нормативная структура и структура возможностей. Полная и совершенная координация норм – ценностей и возможностей, скорее утопия, чем реальность. Реальностью является та или иная степень диссоциации, расхождения между нормативной структурой и структурой возможностей, которая также может рассматриваться как "аномия". Иными словами, на уровне индивидуального поведения аномия проявляется как структурно-заданная ограниченность возможных выборов. Когда структура возможностей расходится с нормативной структурой, человеку приходится выбирать между "принимаемыми культурой ценностями и социально структурированными трудностями жизни в согласии с этими ценностями". Возникающий здесь конфликт может разрешаться в девиантном поведении, расшатывающем нормативную структуру.

Типы индивидуальной адаптации к структурной аномии Мертон классифицирует, основываясь на различении "культурных целей" (ценностей, предписываемых культурой) и "институционализированных средств" (норм). Человек может следовать нормам либо отклоняться от них, принимать либо отвергать ценности. Различные комбинации этих возможностей и приводят к широко известной мертоновской типологии способов индивидуальной адаптации к структурной аномии.

Способы адаптации

Культурные цели

Институционализированные

средства

1. Конформизм

2. Инновация

3. Ритуализм

4. Ретритизм (" уход")

5. Бунт

+

+

-

-

±

+

-

+

-

±

"+" обозначает принятие, "-" отвержение, а "±" "отвержение господствующих ценностей и замена их новыми"

Конформизм означает полную солидарность личности с общественными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному.

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. Мертон, например, пишет о таких, как использование мошенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель).

Следующий способ адаптации — ритуализм. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институциональных средств достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей. В частности, это касается безудержного стремления к успеху. Для многих "ритуалистов" характерен афоризм "Высоко взлетишь — больно упадешь".

Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами — и от общественно одобряемых целей, и от подобных же средств их достижения. Это такой способ адаптации и одновременно тип отклоняющегося поведения, который связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (термин "ретритизм" происходит от англ. retreat — бегство). Он характерен прежде всего для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душевнобольных, алкоголиков.

Наконец, пятый способ адаптации и вместе с тем тип девиации — мятеж. Он означает отрицание господствующих в обществе целей и средств и их замену новыми. Мятеж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Предложенная Метроном типология содержала в себе очевидные возможности объяснения девиантного поведения. Эти концептуальные возможности неоднократно и широко использовались в социологии девиации. Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов, индивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, охарактеризованные Мертоном, и есть основные пути поиска равновесия между личностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в первую очередь он сам. Задача современных развитых социальных систем — пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного "консенсуса", создать благоприятные условия деятельности, которые снизили бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении.