Демографическая политика в Республике Дагестан

Демографическая политика представляет собой составную часть общей социально-экономической политики государства, непосредственно направленную на регулирование демографических процессов. Активное воздействие общества на демографические процессы с целью формирования желаемого (или сохранение существующего) типа рождаемости населения -одна из важнейших долгосрочных социальных задач государства.

Главной целью демографической политики в современных условиях является достижение оптимального воспроизводства населения страны, региона. Нам наиболее близка позиция Б. Ц. Урланиса, который считал, что основным условием оптимизации демографических параметров должно быть условие ликвидации возможности депопуляции, необходимость возобновления существующего поколения другим поколением, не уступающим ему по численности[4.]

Основная цель в нашем государстве - обеспечение роста населения на основе распространения семей с тремя - четырьмя детьми и улучшения здоровья населения, что является определяющим фактором снижения смертности и увеличения средней продолжительности жизни.

Рождаемость населения, как было показано выше, является в своей основе социальным процессом, а следовательно, как любое социальное явление, может изменяться при целенаправленном воздействии на него общества.

От интенсивности рождаемости и смертности зависит изменение численности и возрастно-половой структуры населения. Однако, увеличение интенсивности рождаемости нужно отличать от роста числа, связанных с благоприятной возрастно-половой и брачной структурами населения, который может происходить при неизменной или даже снижающейся интенсивности рождаемости. Примером сказанному является Республика Дагестан. Здесь молодая возрастная структура населения, и поэтому, несмотря на снижение рождаемости, она держится на более высоком уровне, нежели в России в целом, и республика долгое время не будет испытывать дефицита в рабочей силе. Однако следует иметь в виду, что если своевременно не обратить внимания на неблагоприятное развитие демографических процессов, то они могут перерасти в резко отрицательные тенденции, способные затормозить социально-экономическое развитие страны и региона.

Демографическая политика в области рождаемости исходит из того, что процесс рождаемости - это совокупный результат волеизъявлений отдельных лиц: здесь меньше всего уместны административные меры с целью «навязать» определенный курс. Право каждой семьи - самой решать вопрос о рождаемости ребенка.

Меры демографической политики условно можно распределить на три группы: экономические, административно-юридические и воспитательные, или пропагандистские.

Экономические меры - это денежные пособия на детей, учет числа детей при налогообложении, а также при определении возраста и стажа работы при начислении пенсии женщине-матери, разного рода льготы для отцов семей при призыве на военную службу, преимущества при получении жилья семьям с детьми и т.д.

В настоящее время рассматривается вопрос о распространении на женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до трех лет, гарантий на сохранение рабочих мест и трудоустройство в случае полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, а также других трудовых льгот[5].

Политика сдерживания инфляции привела к существенному отставанию зарплаты (прежде всего в бюджетной сфере) от темпов инфляции, что способствовало к переходу в категорию бедных семей не только традиционно уязвимых (семьи пенсионеров, многодетные, неполные, с инвалидами, с безработными), но и семьи работающих с детьми. Именно дети сегодня становятся главным демографическим фактором бедности (а отказ от их рождения - методом социальной самозащиты).

Надеяться на скорое разрешение проблем семьи не следует, улучшение в ближайшие годы вряд ли будет иметь принципиальный характер, если сегодняшние реформы не достигнут реальных экономических результатов, если они не будут скорректированы в пользу наиболее приоритетных социальных целей. Приоритеты поддержки семьи и детей должны занять одно из главных мест не только в предвыборных обещаниях, но и в повседневной законотворческой и исполнительной работе властных органов. Государству нужны выросшие дети - избиратели, воины, налогоплательщики и прочее. Вот поэтому государству необходимо поддерживать семью, брать на себя определенные обязательства по оказанию помощи семьям в содержании и воспитании детей в виде социальных гарантий, пособий, льгот. И если семья не будет получать помощи от государства, то она будет защищаться от равнодушия и неповоротливости сегодняшних реформ как может, и самый главный способ - отказ от рождения детей. Без продуманной и реалистичной семейной политики, без расширения экономической поддержки семей с детьми (через пособия, кредиты, налоговые льготы и т.п.) вряд ли можно ожидать изменения демографической ситуации к лучшему.

При формировании основных задач семейной политики, на наш взгляд, следует исходить из следующего.

1. Необходимо избавить семью от унизительной зависимости от государственных «щедрот», помочь избавиться всем нормальным семьям от пока еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать самообеспечение, а не иждивенчество. Для этого необходимо, чтобы семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей.

2. Сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных бесплатных социальных пособий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развития социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг.

3. Содействовать семье в реализации воспитательных функций (льготные режимы занятости для родителей, сохранение и развитие системы дошкольного воспитания, не подменяющей семью, а помогающей ей воспитывать детей, педагогическое просвещение родителей и т. д.)

4. Способствовать сохранению семейной среды для детей и восстановлению ее для детей, лишившихся родительского попечения (профилактика распада семьи, профилактика отказа от родившихся детей, правовая и экономическая поддержка опеки и усыновления и т. д.).

Расходы, связанные с активным воздействием на воспроизводство населения, которые должны повлечь и значительные изменения в структуре6 населения, создадут оптимальные соотношения между численностью работающих и иждивенцев и дадут в будущем большой экономический эффект.

К административно-юридическим мерам относятся различные законодательные акты, разрешающие и запрещающие аборты, установление минимального возраста для вступления в брак, законы о бракоразводных делах, законодательство о распределении жилья в зависимости от количества детей, размеры декретного отпуска, льготы для отцов при призыве в армию, льготы по трудовому законодательству для матерей малолетних детей, льготы выхода на пенсию и в пенсионном обеспечении в зависимости от количества воспитанных детей, законодательство по оплате временной нетрудоспособности и др.

Законом женщине представлена возможность при желании отказаться от рождения ребенка и прибегнуть к искусственному прерыванию беременности в больничных условиях. Отпуск по беременности оплачивается в размере 100%.

Пенсионное законодательство предусматривает для женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до 8 лет, право выхода на пенсию в 50 лет. По данным Министерства труда и социального развития РД, на 1 января[6 ]1989 года в городской местности республики насчитывалось 1985 женщин, реализовавших это право.

Меры идеологического характера включают в себя формирование «идеала» количества детей в современной семье и брака посредством различных средств пропаганды: радио, телевидения, печати, кино и др.

Одним из инструментов демографической политики служит формирование общественного мнения в отношении оптимального числа детей в семье. Воспитание детей в семье требует средств, усилий и времени, оно заставляет родителей идти на определенные жертвы, отказаться от части комфорта. Но дети приносят ни с чем не сравнимую радость материнства и отцовства, способствуют укреплению семейных уз, развивают чувство ответственности перед семьей и обществом.

Интересы государства и общества требуют того, чтобы воспитание детей рассматривалось как важная функция, чтобы женщина- мать, всецело посвятившая себя воспитанию детей, пользовалась не меньшим уважением, чем женщина-врач, женщина-экономист, женщина-ученый.

Под влиянием различных факторов в обществе складывается определенное мнение о количестве детей в семье. Это мнение меняется очень медленно, значительно медленнее, чем те факторы, которые влияли на его формирование. Изменить «идеальную» величину количества детей трудно, эта величина очень устойчива. Поэтому кроме мер экономического и законодательного характера нужны пропагандистские меры. В этом отношении могут помочь газеты, журналы, радио, телевидение, а также литература и искусство.

Желательно выработать такие меры демографической политики, которые учитывали бы как общие для Российской Федерации, так и особенные для ее регионов факторы демографической политики, повышая рождаемость среди населения, придерживающегося малодетности, и относительно сдержанно относясь к многодетности.

Демографическая политика должна быть единой для всей страны, но при ее проведении в отдельных регионах необходимо учитывать специфические условия развития в них демографических процессов.

Применительно к условиям Дагестана можно выделить несколько особенностей протекания демографических процессов.

Это, прежде всего, сравнительно высокий уровень рождаемости с ориентацией на 2-3 детей у коренного населения, живущего не только в сельской местности, но и в городской. Однако и в нашем регионе переход к малодетной семье в принципе неизбежен, и меры демографической политики должны «удержать» рождаемость на допустимом, оптимальном уровне, иначе говоря, здесь стоит задача не столько, как в других районах, поднять интенсивность рождаемости, сколько не допустить чрезмерного ее падения.

Другая особенность состоит в том, что в республике есть еще достаточно большие резервы снижения смертности населения, особенно младенческой. Быстрое снижение смертности может в определенной мере компенсировать падение уровня рождаемости.

Следующей важной особенностью является сложный этнический состав населения. При проведении мер демографической политики необходимо учитывать это обстоятельство, которое осложняет проведение демографической пропаганды. И хотя общая ориентация городского населения в отношении рождаемости во многом имеет общие черты, базировавшиеся в прошлом на нормах ислама, все же такого рода различия надо иметь в виду. В этом плане большое значение, имеет знание русского языка как средства межнационального общения и усвоение стандартов демографического поведения. Здесь предстоит еще сделать многое, особенно среди сельского населения. По данным переписи 2003 года, русским языком свободно владели 64,5% аварцев, 66,1% даргинцев, 74,3% кумыков, 78,3% лакцев и т.д.

Следует также учесть и рост подвижности сельского населения, дополнительный рост населения городов, прежде всего за счет коренного населения, что ставит проблемы адаптации сельских жителей к городским условиям.

Все эти обстоятельства обуславливают необходимость проведения целой системы выборных демографических обследований с целью наблюдения за результативностью проведения мер демографической политики. Разработке такой программы должна предшествовать большая подготовительная работа, в том числе научного плана. Мы считаем целесообразным создание демографической комиссии на правах консультативного органа при правительстве республики во главе с одним из ее руководителей. В нее должны войти наряду со специалистами-учеными, представителями различных слоев населения и работники заинтересованных министерств и ведомств. Ее работа должна состоять, после подготовительно-организационного этапа, в разработке программы демографической политики в республике и контроле за ее реализацией.

Учитывая специфику демографических процессов, такая программа должна носить длительный характер и по времени разделяться на два этапа.

На первом этапе необходимо разработать и начать осуществление комплекса мер демографической политики:

1. Тщательно проанализировать в каждом районе, городе и в целом по республике демографическую ситуацию, на этой основе определить возможности, формы и методы совершенствования демографической политики. Разработать конкретные мероприятия, направленные на учет и соблюдение интересов населения при проведении социально-экономических реформ, улучшение использования трудовых ресурсов, создание комплекса условий, обеспечивающих стабильный естественный прирост населения, формирование демографического поведения.

2. Изучать исполнение законов об охране труда женщин на предприятиях легкой и пищевой промышленности.

3. Создать при городских органах загса специальные комиссии, состоящие из юристов, социологов, психологов и других специалистов для глубокого изучения проблемы разводов и выработки рекомендаций и предложений.

4. Создать в крупных культурно-просветительных учреждениях городов и районов клубы молодоженов, в Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске, Избербаше - Дворцы бракосочетаний.

5. Расширить сеть акушерско-гинекологических учреждений, женских консультационных пунктов, ранней детской гинекологии. Открыть в городах и районных центрах отделения детской гинекологии, консультационных пунктов по недонашиванию и бесплодию, создать в городе Махачкале акушерско-гинекологическую реанимационную бригаду.

6. В целях улучшения здоровья детей и снижения детской смертности увеличить количество самостоятельных детских поликлиник со специализированными кабинетами и отделениями, обеспечить полную госпитализацию больных детей, расширить сеть детских санаториев и улучшить материальную базу существующих.

На комиссии должны быть рассмотрены и определены вопросы улучшения жилищных и трудовых условий, обеспечения детскими дошкольными учреждениями, улучшения торгового и бытового обслуживания, мероприятия по подготовке и закреплению кадров на селе. Необходимо рассмотреть и научно-исследовательскую работу, и пропаганду демографических проблем.

Нами было проведено социологическое обследование 100 молодых семей в г. Махачкале. В этих семьях решили ограничиться одним ребенком 30 семей, двумя - 37, тремя - 28. остальные - четырьмя, но ни одна семья не решалась иметь 5 и более детей.

Трудно ожидать иных социально-демографических показателей при том экономическом спаде, который продолжается как в России, так и в Дагестане. По показателю валового внутреннего продукта, пересчитанного с учетом паритета покупательной способности, Россия находится где-то в конце 7-го десятка стран, далеко позади всех развитых стран!

Сегодня, по официальным оценкам, около половины российских, в т. ч. и дагестанских, семей с детьми имеют доходы ниже прожиточного минимума, а среди семей с 3-4 детьми таких более 75%. Вряд ли захотят молодые родители, пройдя через это испытание, завести второго и тем более третьего ребенка.

В Дагестане необходимо возродить практику работы женщин на дому на основе заказов от предприятий. Принимая во внимание положительные результаты этой формы труда, необходимо более активное его распространение, с учетом в республике разнообразных традиционных ремесел [7].

Таким образом, при решении задачи, направленной на формирование социальных норм детности, соответствующих как интересам общественного развития, так и интересам развития семьи и личности (2-3 ребенка в семье), меры демографической политики должны проводиться по двум основным направлениям.

Во-первых, при помощи широкого комплекса экономических мер необходимо улучшать условия жизни семей, имеющих детей, с тем, чтобы эти условия (материальные, жилищные и др.) были не хуже, чем у малодетных и бездетных семей. Эти меры должны не только предусматривать существенные льготы для среднедетных семей, но и осуществлять переориентацию деятельности различных общественных институтов с отдельного индивида на семью.

Во-вторых, необходимо повышать демографическую грамотность населения, а также самыми разнообразными мерами пропаганды высоко поднимать престиж среднедетной семьи, воздействовать на формирование структуры потребностей семьи таким образом, чтобы в системе ее жизненных ценностей была бы очень высока ценность двух-трех детей. Разумеется, необходимо понимать, что формирование социальной формы детности. при которой предпочтительной для большинства населения станет среднедетная семья, - задача весьма не легкая. В республике необходимо сохранить оптимальную, целесообразную рождаемость.[7 ]

Меры демографической политики, призванные максимально обеспечить реализацию потребности в детях, в основном окажут воздействие на ту часть семей, которая может и хочет иметь детей больше, чем у нее есть, но откладывает их рождение на неопределенное время из-за оценки условий своей жизни как неблагоприятных для рождения очередного ребенка. У этих семей потребность в детях еще не реализована, и достаточно лишь улучшить материальные условия их жизни (в широком смысле этого слова, а именно не только увеличение денежных доходов, но и улучшение жилищных условий, обеспечение лучших возможностей женщинам сочетать материнство с занятостью в общественном производстве, совершенствование службы быта, улучшение работы детских дошкольных учреждений и т. д.), они сами будут стремиться к реализации этой потребности.

Из всего сказанного следует, что меры демографической политики призваны оказывать влияние на две стороны репродуктивного поведения населения - на реализацию потребности в детях и на формирование этой потребности.