Демографическая политика Красноярского края

Демографический кризис в Красноярском крае - проявление двух составляющих, имеющих различное происхождение и неодинаковую природу.

С одной стороны - проявление общероссийских и общемировых перемен, свойственных промышленно развитым странам и регионам с высокой долей городского населения, а также высоким образовательным уровнем населения и высоким показателем занятости женщин в общественном производстве. Острота таких проблем в регионе обусловлена и особенностями формирования населения (в том числе миграции), сложившимися в прошлом. В частности, тем, что динамика прироста численности населения в Сибири в значительной степени определялась структурой и характером размещения производительных сил в регионе.

С другой стороны - демографический кризис связан с недостаточной модернизацией социальных и экономических институтов, с кризисными явлениями в обществе. Именно они обусловливают низкий уровень здоровья, высокий уровень смертности от экзогенных причин, среди прочего - от несчастных случаев, отравлений и травм, инфекционных заболеваний.

Экономика региона, ориентированная ранее на экстенсивное освоение природных ресурсов, на развитие научно-производственного комплекса и оборонного потенциала страны, столкнулась с острейшими социально-экономическими проблемами. В результате за время реформ многие социальные группы имели значительные трудности в обеспечении удовлетворительного существования своих семей. Для них реальной стала угроза неудовлетворения первичных потребностей в питании, одежде, жилище, не говоря об удовлетворении вторичных потребностей - доступности детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и досуга.

Это оказало существенное влияние на смену жизненных стратегий и ценностных ориентаций населения, направленных не на развитие, а на поиск доступных средств существования; переход на новые рабочие места, часто не соответствующие профессиональным и образовательным возможностям личности; на рост социальной отчужденности и люмпенизацию отдельных слоев населения. В подобной ситуации у людей возникает чувство неуверенности и тревоги перед будущим. И как следствие - широкое распространение алкоголизации и наркотизации населения, рост заболеваемости и смертности, в том числе молодого населения трудоспособного возраста, и прежде всего, от несчастных случаев, отравлений, травм, нервных расстройств, убийств и суицидов.

Итак, сегодня появилась необходимость регулировать миграцию и управлять демографией. Основной стратегией демографического развития региона становится формирование предпосылок улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения с использованием при этом воспроизводственных (связанных с ростом рождаемости и сокращением смертности населения) и миграционных компонентов.

Задача решения демографических проблем не только региональная, но и государственная задача. Активная социально-демографическая политика на территории Красноярского края - важнейшее условие экономической и политической безопасности России. В настоящее время выделены приоритеты региональной демографической политики:

разработка мер по снижению смертности от внешних причин (несчастных случаев, отравлений, травм и насильственных действий, особенно среди молодых мужчин);

преодоление высокого уровня заболеваемости и смертности по так называемым социальным видам заболеваемости (туберкулезу, алкоголизму, наркомании, токсикомании, венерическим заболеваниям, СПИДу), особенно у молодого населения;

разработка мер по улучшению репродуктивного здоровья населения (в первую очередь женщин и новорожденных).

Важные предпосылки выполнения этих требований - создание развитого экономического базиса, повышение доходов, рост благосостояния и социального благополучия населения, интенсивное наращивание всего комплекса социально-бытовых и культурных услуг, оказываемых населению, особенно связанных с развитием сферы здравоохранения и социального обеспечения, с улучшением жилищных условий населения региона.

Демографическая политика реализуется в рамках целевых краевых и ведомственных социально-демографических программ, основные из которых:

сокращение потерь трудового потенциала от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний посредством ранней диагностики; создание регистра больных высокого риска; развитие кардиохирургических центров; восстановление смотровых кабинетов в фельдшерско-акушерских пунктах и лечебно-профилактических учреждениях;

рациональное питание населения живущих в Сибири: выявление групп высокого риска; разработка целевых рационов для коррекции питания отдельных групп населения, разработка технологии и производство продуктов рационального питания; информирование населения о качестве продуктов;

программа развития массовой физкультуры и спорта: развитие сети оздоровительных и спортивных учреждений (детских спортивных школ, бассейнов, теннисных кортов, лыжных баз, катков);

профилактические и коррекционные программы, направленные на снижение уровня потребления наркотиков и других психоактивных веществ среди молодежи.

Назовем основные программы, действующие в Красноярском крае в настоящее время:

1) Долгосрочная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае" (Приложение 2);

2) Ведомственная целевая программа "Развитие системы здравоохранения Красноярского края";

3) Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка населения Красноярского края". В том числе, социальная поддержка семей с детьми предусматривает меры: социальной поддержки для беременных женщин; социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей; социальной поддержки для малообеспеченных семей; социальной поддержки для многодетных семей.

4) Программа Красноярского края "По оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом";

5) Долгосрочная целевая программа"Старшее поколение";

6) Долгосрочная целевая программа "Дети";

7) Долгосрочная целевая программа "Старшее поколение";

8) Долгосрочная целевая программа "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания";

9) Долгосрочная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниям";

10) Программа "Развитие общей врачебной практики (семейной медицины) на территории Красноярского края".

11) Программа "Меры по преодоления распространения наркомании, пьянства и алкоголизма", и др.

Итак, на основании статистических данных можно заключить, что демографический кризис в Красноярском крае принял форму депопуляции. Об этом свидетельствуют следующие тенденции:

наблюдается убыль населения, причем подавляющая часть смертей приходится на мужчин трудоспособного возраста. Мужчины преждевременно уходят из жизни, как правило, из-за проблем сердечнососудистой системы;

сформировался режим суженного воспроизводства населения, когда младшие поколения численно меньше старших. Снижение рождаемости обусловила ориентация женщин на однодетную семью, что повлекло за собой демографическое старение населения. В результате в структуре населения сокращается доля детей и увеличивается доля стариков.

Отмечаемый в последние годы небольшой рост рождаемости не способен коренным образом изменить демографическую ситуацию в регионе. При сохранении современных тенденций рождаемости через поколение Красноярский край ожидает убыль населения, которая значительно превысит потери двадцати последних лет.

Однако, в перспективе, под влиянием сложившихся демографических процессов, реализации ряда соответствующих программ, ожидается снижение смертности, увеличение рождаемости и, как следствие, стабилизация численности населения.

Кроме того, в условиях экономического роста в Красноярском крае растет потребность в квалифицированной рабочей силе, источником пополнения которой станет внешняя трудовая миграция. Основной миграционный резерв - соотечественники, проживающие в странах ближнего и дальнего зарубежья. Использование данного миграционного ресурса, реализация мер по стимулированию рождаемости и предупреждению смертности позволит приостановить естественную убыль и стабилизировать численность постоянного населения, что является стратегической целью демографической политики.