Демографическое прогнозирование и социально- экономическое развитие

В составе базовых условий социально-экономического развития страны особую значимость имеют демографические показатели. Это определяется тем, что в каждой стране действует закон соответствия социально-экономического и демографического развития общества. Действие этого закона проявляется в устойчивой зависимости между динамикой количественно-качественных характеристик состояния населения и параметрами развития экономики и социальной сферы.

Нельзя отрицать следующие макроэкономические пропорции и взаимосвязи: между численностью населения и размером национального богатства, объемом валового национального продукта, национального дохода; ростом численности населения и масштабами освоения территории страны, отдельных ее регионов; повышением доли населения трудоспособного возраста в общей численности населения и повышением темпов, масштабов социально-экономического развития страны, и наоборот. Для России это особенно актуально, так как хозяйственная освоенность значительной части ее крайне недостаточна. В результате большой объем ресурсов, прежде всего природных, не используется, что отрицательно влияет на темпы экономического и социального развития страны.

Прогнозы, связанные с оценкой будущего состояния населения называются демографическими[3, c 55].

Объектами демографических прогнозов являются показатели численности населения, темпы роста (снижения) численности населения; рождаемости, смертности, миграции, половозрастной структуры населения, а также трудовой, экономический, потребительский потенциалы, жизненный фонд населения и др.

Общую оценку будущей численности населения называют демографическим прогнозом, а расчет структуры населения (например, половозрастной, территориальной, образовательной) называют перспективным исчислением или проекцией населения. Следует помнить, что изменения динамики населения всегда происходит более интенсивно, чем изменение структуры населения.

Основные задачи прогнозирования демографического развития могут быть сформулированы следующим образом:

 -    управление, регулирование экономическими и социальными процессами, протекающими в стране;

 -    сведение к минимуму смертности и заболеваемости населения;

 -    смягчение избытка или недостатка рождаемости;

 -    организация миграции в направлениях, отвечающих экономическими целям государства;

 -    обеспечение достаточного развития и создание возможно лучших условий жизни для групп населения, находящихся в наименее благоприятных условиях.

Демографические прогнозы разрабатываются на различные периоды времени. В частности, по периоду упреждения различают следующие демографические прогнозы: краткосрочные – разработанные на срок от одного года до 10 лет; среднесрочные – от 10 до 25 лет; долгосрочные – от 25 до 50 лет; сверхдолгосрочные – свыше 50 лет[1, c 27].

С увеличением срока прогнозирования точность прогнозов снижается. По мнению специалистов-демографов, наибольшую практическую ценность имеют прогнозы, разрабатываемые на период до 20 лет. Несмотря на снижающуюся достоверность прогнозов с временным горизонтом свыше 20 лет, потребность в разработке таких прогнозов очевидна. Она определяется тем, что для управления, регулирования экономическими, социальными процессами в стране, такими, как оптимизация размещения производительных сил, разработка генеральных схем развития городов, регионов, рационализация использования природных, трудовых ресурсов, требуется информация, которая может содержаться только в долгосрочных демографических прогнозах. Наличие долгосрочных демографических прогнозов – обязательное условие достоверности экономических и социальных прогнозов.

Информационную базу демографических прогнозов составляют:

1) текущий статистический учет населения;

2) специально организованные статистические наблюдения, переписи населения.

В особую группу демографических прогнозов включают прогнозы миграции населения, причем механизм прогнозирования миграционных процессов менее разработан по сравнению с другими видами демографических прогнозов.

Миграция как объект прогнозирования отличается от других демографических процессов, прежде всего тем, что изменение параметров естественного движения населения (например, рождаемости, смертности) обычно происходит за достаточно длительный период времени. Существенное изменение характеристик миграции может протекать за очень короткий срок, например, по причине национальных конфликтов, военных действий, вызывающих существенные потоки беженцев и переселенцев[1, c 55].

Демографические прогнозы является базой для построения прогнозов развития экономики региона, прогнозов трудовых ресурсов, прогнозов развития и функционирования сферы обслуживания поэтому прогнозирование демографического развития в большинстве случаев предшествует разработкам других видов прогнозов.

Под демографической политикой мы понимаем деятельность государства, направленную на совершенствование демографической ситуации. Конечно, здесь очень важна форма корректного вмешательства, не нарушающая права и свободу личности. Безусловно, в современных условиях общественного развития государство должно исходить из демократических принципов и гарантировать свободу выбора каждой личности и семье в решении личных вопросов. Однако это не означает, что государство должно индифферентно относиться к демографическим проблемам и не принимать мер, связанных с урегулированием столь важной для каждого человека и государства в целом проблемы.

Основная цель государственной демографической политики — обеспечить условия и возможность людям воспроизвести себя, свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей и сроков их рождения. При этом необходимо обратить внимание нс только на количественные параметры, но и на качественные — физическое, умственное здоровье людей, их социальное благополучие.

В прямом смысле демографическое поведение каждой отдельной личности или семьи не может являться объектом государственного регулирования.

В последний период многие правительства проводили политику по стимулированию рождаемости или, наоборот, по ее снижению. Как правило, большинство таких мер оказались неэффективными и незначительно повлияли на изменение рождаемости.

Демографическая политика будет эффективна только в том случае, когда она органически вливается в программу социально-экономического развития и повышения уровня жизни народа. Разрешение основных демографических проблем заключается не в проведении отдельных мероприятий, в той или иной мере связанных с репродуктивной деятельностью населения, а в решении целого комплекса социально-экономических проблем. Она, политика, должна быть гибкой, многосторонней, глубоко продуманной и рассчитанной на длительный период.

Меры в области демографической политики должны охватывать все стороны развития населения — процессы рождаемости, смертности, существования и распада браков, миграции и расселения людей и т.д.

Социально-экономические условия общества сами во многом предопределяют направления демографической политики. Например, в соответствии с положением женщин в обществе меняется их детородная функция. Предоставление женщинам более широких возможностей для участия в общественной жизни и уменьшение их крайней загруженности домашней работой необходимо для успешного проведения демографических программ. Мировой опыт показывает, что эффективность демографической политики в этом направлении достигается тогда, когда в ней присутствуют меры по улучшению положения женщин.

Достижение гармоничных партнерских отношений между мужчинами и женщинами на основе равноправия и равенства, предоставление женщинам возможности в полной мере реализовать свои способности гарантируют успешное осуществление такой демографической программы.

Необходимо разработать такие нормативные акты, которые позволят работникам обоих полов увязать семейные и служебные обязанности посредством установления гибкого графика работы, дающего возможность выполнять детородную функцию работающим матерям[5, c 354].

Для обеспечения гармоничного партнерства мужчин и женщин чрезвычайно важно поднять уровень общекультурного и эмоционального общения, помочь им найти взаимопонимание между собой в вопросах сексуального и репродуктивного здоровья, осознать необходимость совместного решения семейных вопросов, в частности, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Следует добиваться того, чтобы представители обоих полов стали равноправными партнерами в общественной и личной жизни.

В каком же направлении необходимо воздействовать ни изменение демографического поведения и, следовательно, каковы цели демографической политики применительно к условиям России"

Рыночная трансформация России 1991—1996 гг. характеризовалась, как известно, глубоким спадом производства, чрезмерной инфляцией, резким снижением реальных доходов населения. В связи с 'этим содержание и воспитание даже одного ребенка стало для многих семей непосильным экономическим бременем. По данным проводимых обследований, стоимость набора для новорожденного составляет в настоящее время более одного миллиона рублей, что почти в десять раз больше, чем единовременное государственное пособие по случаю рождения ребенка.

Экономическая реформа разрушила систему государственного покровительства различным группам населения, что привело к нарушению основ стабильной жизни, к растущей неуверенности в завтрашнем дне. Все это перевернуло систему ценностей жизни населения, в том числе изменило отношение к рождению детей.

Показатели естественного движения населения по республикам заметно различаются. В настоящее время более высокий по сравнению с общероссийским уровень рождаемости наблюдается в республиках Северного Кавказа и в Татарстане. Здесь темпы естественного прироста населения остаются высокими[6, c 45].

Результаты выборочных обследований свидетельствуют о значительной дифференциации в уровне рождаемости по отдельным национальностям. В частности, на уровень рождаемости национальный уклад семьи оказывает значительно большее влияние, чем другие социальные факторы, в том числе и уровень образования. Таким образом, процессы индустриализации и урбанизации, дальнейшее вовлечение женщин в общественное производство, повышение требований к воспитанию молодого поколения обусловливают неизбежный переход к относительно низкой рождаемости, хотя снижение уровня рождаемости в различных регионах происходит неодинаковыми темпами.

Поэтому для дальнейшего социально-экономического развития отдельных районов страны необходимо перемещение туда квалифицированных кадров из районов с более высоким экономическим, научным и культурным потенциалом.

Население с его определенными качественными характеристиками — это потенциал общества, от которого зависят возможности технического и научного прогресса. Поэтому оптимальный режим воспроизводства населения должен быть обеспечен во всех экономических районах страны.

Большое внимание следует обратить на сельское население нашей страны. Как известно, численность сельского населения уменьшилась в процессе индустриализации вследствие оттока населения в города и промышленные районы, и это был естественный процесс. Но проблема в том, что миграция сельского населения, - затронувшая в основном молодые производительные возрасты, сильно изменила возрастную структуру сельского населения. Между тем ни один район или область не смогут развиваться интенсивно, если там будет мало трудоспособного населения

На основе вышеизложенного можно сделать вывод: мероприятия в области демографической политики должны быть соответствующим образом дифференцированы.

Например, важно проводить политику поощрения рождаемости в тех районах, где она низка. Но в то же время нельзя не учитывать, что очень высокая рождаемость, частые роды негативно сказываются на здоровье женщин и на их всестороннем развитии. В тех же районах, где смертность еще сравнительно высока, нужны особые меры по снижению этого показателя.

Важным звеном демографической политики остается, конечно, разработка мероприятий, непосредственно связанных с помощью многодетным семьям и облегчением воспитания молодого поколения в таких семьях. Однако в настоящее время, когда рождаемость в большинстве районов России резко снизилась и средний размер семьи значительно уменьшился, по мнению многих экономистов, демографов и социологов, нужны меры материальной помощи и семьям с небольшим числом детей. Даже если такой подход и не приведет к повышению рождаемости, это все же будет способствовать поддержанию ее на определенном уровне, поскольку поможет решать основную социальную задачу — выравнивать доходы семей с детьми и без детей.

Таким образом, демографическая политика является составной частью программы социального развития и повышения качества жизни народа. Поэтому только комплексное решение всех социально-экономических проблем будет способствовать оптимальному воспроизводству населения[10, c 56].