Демократизация общественной жизни. Право наций на самоопределение

Курс на демократические преобразования Россия взяла в начале 90-х годов ХХ века. В качестве основных принципов этого курса были провозглашены: разделение властей, осуществление прав человека и гражданина в политической сфере, невмешательство государства в экономику, ее рыночная модель, постулаты общечеловеческих ценностей, отказ от классового подхода, вхождение в западную цивилизацию и, наконец, - концепция суверенности каждого этноса. Таким образом, право наций (народов) на самоопределение – один из фундаментальных демократический принципов. Обратимся к его толкованию.

Понятие национального права на самоопределение и его субъект

Право на самоопределение — право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования. Оно предполагает свободное установление нацией различных форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное государство или создания автономии; это также правомочность отделения и образования независимого государства, определения его внутреннего устройства (право определять общественный строй, форму правления и т. д.).

В связи с правом народов на самоопределение неизбежно возникает вопрос относительно субъекта этого права. Кто является его носителем: народ, нация, национальное меньшинство или государство в целом? Сторонники узкого понимания права народов на самоопределение, считают, что субъектом этого права является народ в смысле всего населения государства в целом. Однако такого рода логика противоречит конкретным историческим примерам тех народов, которые уже реализовали это право. Было бы правильнее говорить, что субъектом данного права является народ в качестве «воображаемого сообщества», которое, как считают социологи, существует с той мере, в какой его члены интеллектуально и эмоционально идентифицируют себя с этим сообществом[1]. Иными словами право определять себя в качестве народа принадлежит не государству, а самой общности или сообществу. Народом может являться определенное этническое сообщество или национальное меньшинство, а также совокупность этнических групп.

Идея права народов на самоопределение получила в современном мире широкое распространение: она декларирована в двух «твердых» источниках международного права — Международных Пактах о правах человека, принятых в 1966 году, содержится во многих декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, документах межгосударственных и международных неправительственных организаций; к ней часто апеллируют в ходе этнических конфликтов и движений за независимость. Пройдя более чем двухвековой путь, она обрела довольно высокий статус и претерпела некоторые изменения в процессе исторического развития.

Право наций на самоопределение в историческом аспекте

Возникновение идеи национального самоопределения восходит к эпохе Просвещения и связано с именами таких мыслителей, как Локк, Гроций, де Ваттель, Руссо. Общественная мысль передовых европейских стран пришла к отрицанию абсолютизма, что заложило идейную основу Великой французской революции, и пыталась теоретически обосновать «суверенитет народа» через теорию «естественного права». К примеру, в первой французской Конституции, принятой 3 сентября 1791 года, закладывались основы для будущей идеи самоопределения народов исходя из естественного права человека, данного ему от рождения. При этом предполагалось, что права и свободы присущи только индивиду, принадлежащему к конкретной нации.

Такой же точки зрения придерживались основатели США, боровшиеся за независимость североамериканских колоний от Англии. Они несколько раньше, чем в Европе, закрепили идею самоопределения в своей Декларации независимости, провозгласив право народа изменять или уничтожать форму правления, если та стала гибельной для обеспечения «неотчуждаемых прав», «дарованных Создателем». К числу основных они причисляли право на жизнь, свободу и стремление к счастью.

В 90-х годах 18 века идея народного суверенитета стала истолковываться и как право населения определенных территорий решать, под властью какого государства они хотели бы жить[2]. Подобный идеологический подход использовался правительством революционной Франции для обоснования аннексии Авиньона, Бельгии и Рейнской области.

Сам термин «самоопределение наций» впервые прозвучал на Берлинском конгрессе 1878 года, приблизительно тогда же в оборот вошло и понятие «право наций на самоопределение». Идея вскоре получила широкое признание и заняла прочное место в программных положениях многих либеральных и социалистических движений. В 1896 году «право наций на самоопределение» было признано Лондонским Конгрессом II Интернационала.

Двадцатое столетие воспринимается многими как эпоха самоопределения. В 20 веке произошел распад крупных многонациональных государств: Австро-Венгрии, Османской империи, СССР, Югославии. В 1900 году колониальные владения охватывали территорию, имеющую площадь 73 млн. км2, с населением 530 млн. человек; к концу века на политической карте мира практически не осталось колоний.

В период первой мировой войны воюющие страны считали своим долгом провозгласить лозунг самоопределения народов, проживавших на землях противника. Особенно часто поднимался польский вопрос: о необходимости его решения говорили еще в 1914 году официальные представители Австро-Венгрии, предлагая суверенитет польскому народу, но в границах собственной империи; об этом же высказывался и великий князь Николай Николаевич, главнокомандующий российской армии, предполагая польское самоопределение внутри России.

Принцип национального самоопределения как возможная норма послевоенного устройства впервые был выдвинут странами Антанты и США. По поручению английского премьер-министра Ллойд-Джорджа эксперты Foreign Office подготовили предложения по послевоенному урегулированию, предусматривая применение этого принципа, хотя и только в отношении германских колоний.

Достойным внимания являются положения Атлантической хартии, которые иллюстрируют дальнейшее становление рассматриваемого права. В документе декларировалось, что страны, его подписавшие, не стремятся к территориальным и другим приобретениям; территориальные изменения в мире должны, по их мнению, обязательно находиться «в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов». Государства обязывались уважать право всех народов избирать себе форму правления по своему усмотрению.

Окончание второй мировой войны резко изменило геополитическую ситуацию в мире. Во-первых, повысилась роль СССР и появился целый блок государств, ориентирующихся на эту страну (так называемый социалистический лагерь). Во-вторых, в области международных отношений сформировалась биполярная система (капитализм - социализм), при которой четко прослеживаются противоположные интересы сторон, причем в такой степени, что даже локальный конфликт при поддержке одной из сторон мог перерасти в международный. В-третьих, значительно возросла роль массовости политики: вторая мировая война, в которой принимало участие около 110 млн. человек из 72 государств, была войной народов, а не правительств. В-четвертых, на смену Лиге Наций пришла глобальная межгосударственная организация, обладающая большими ресурсами и более действенными инструментами влияния на положение в мире – Организация объединенных наций. Все это, безусловно, ускорило процесс формирования права на самоопределение.

В завершении рассмотрения данного вопроса приведем историческую периодизацию становления права наций на самоопределение, предложенную американским правоведом Х. Ханнумом. Он утверждает, что «взгляды на право наций на самоопределение кардинально изменялись, как минимум, три раза за последнее столетие, образуя, тем самым, своеобразные этапы данного процесса»[3]. Эта точка зрения не является бесспорной, но тем не менее достаточно интересна.

Первый период начался в конце 19 века и завершился примерно в 1945 году. Тогда впервые в системе рассматриваемого принципа были увязаны такие понятия как «нация», «язык», «культура» – с одной стороны, и «государственность» – с другой. В этот период принцип национального самоопределения был чисто политическим – националисты большей частью требовали не отделения от больших государств, а получения автономии в какой-то форме.

Второй период начался в 1945 году – после образования Организации объединенных наций. ООН первоначально считала право на самоопределение – правом государств, но не народов и, более того, не считала его абсолютным и неотъемлемым. Так, в 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным народам. По этому документу принцип национального самоопределения фактически стал синонимом понятия «деколонизации»: право на независимость получили не меньшинства в пределах новых государств, а лишь колонии, имевшие право быть государствами, независимыми от метрополий. Границы новообразованных государств устанавливались по границам бывших колониальных владений, которые изначально не учитывали этническо-религиозные факторы. Результат – эти государства стали сотрясать внутренние межэтнические конфликты.

Третий период начался в конце 1970-х годов и продолжается в настоящее время. Он, по мнению автора, характеризуется попытками доказать, что право на свое государство имеют абсолютно все народы. Однако эта идея не нашла своего отражения в фундаментальных документах международного права и не была принята ни одним существующим государством мира.