Депопуляция и национальная безопасность в России

Россия стремится к построению социального государства, в котором все подчинено улучшению благосостояния населения, каждого человека и каждой семьи в условиях повышения качества жизни в целом, и это должно определять логику действий ее исполнительной и законодательной власти в отношении демографических процессов.

В России актуальность демографической проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что здесь протекают депопуляционные процессы. Они имеют специфические черты, которые связаны с обеспечением безопасности страны в настоящем и будущем.

1. Депопуляция имеет общегосударственный характер, поскольку обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения.

2. Депопуляция — явление долгосрочное, и расчеты на быстрый выход из нее по мере улучшения социально-экономических условий необоснованны.

3. Депопуляция в России вызвана не ростом жизненного уровня населения страны, что является характерным для развитых государств мира, а его резким падением.

4. Депопуляция в России вызывается одновременно и низкими показателями рождаемости и высокими показателями смертности, что характеризует современную демографическую ситуацию в стране как кризисную.

Влияние демографических процессов на безопасность государства очевидно, демографическое развитие страны все более втягивается под пресс не только внутренних, но и перспективно смертельных для Российской Федерации внешних угроз. Без преувеличения южно считать, что самым решающим для сохранения российской государственности в XXI в. становится демографический фактор. Его значимость проявляется по трем направлениям:

— укрепление геополитического статуса Российского государства;

— сохранение территориальной целостности страны;

— обеспечение национальной безопасности России [12, с. 15].

При этом демографическая безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности.

В соответствии с общим определением демографическая безопасность может быть представлена как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводимости населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства.

Демографическая безопасность — это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении геополитического статуса.

Первая, внутренняя сторона безопасности выражается в таких определениях как выживание, обезлюживание, вырождение, вымирание, самосохранение, самодостаточное воспроизводство, демографическое развитие, демографический кризис, депопуляция и т. д. Главная угроза здесь — возможное вымирание вследствие затяжной и глубокой депопуляции, в определение которой входят лишь характеристики естественного движения населения: рождаемость и смертность. Замещающая миграция, когда естественная убыль компенсируется иммиграцией, ведет не сохранению популяции, а к ее видоизменению со всеми его этносоциальными последствиями. И в этом случае через определенное время кардинально меняется этнический и генетический облик населения страны.

Внешняя сторона демографической безопасности состоит в формировании таких совокупностей людских (переселенческих, мобилизационных, трудовых) ресурсов, которые должны соответствовать всему кругу геополитических интересов государства: заселенности территории, охране ее границ, поддержанию оборонного потении ала, обеспечению экономики собственными трудовыми ресурсами и др. Следовательно, демографический фактор должен быть достаточным для обеспечения национальной безопасности по всем направлениям.

Таким образом, сущность демографической безопасности состоит в противодействии как внутренним, так и внешним угрозам, выражающимся в таком изменении параметров демографического развития, про котором нарушается воспроизводство населения и не обеспечивается достаточный уровень национальной безопасности.

Рассмотрение демографических процессов в их единстве представляет не только научный интерес, но важно и для разработки системы мер эффективной демографической политики.

Так, для безопасности государства имеет значение динамика следующих социально-экономических и демографических процессов: уровень рождаемости и смертности; половозрастная структура; удельный вес населения в трудоспособном возрасте и степень его занятости; образовательный и профессионально- квалификационный уровень населения в трудоспособном возрасте; мобильность, территориальная подвижность и размещение населения и трудовых ресурсов по территории страны.

Для оценки состояния национальной безопасности и ее различных сторон, в 90-е гг. стали применять пороговые значения, ниже/выше которых не могут быть показатели, характеризующие экономическое, демографическое и иное развитие. Среди них — условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к родившимся), суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь при сохранении существующих уровней повозрастной рождаемости), коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет во всем населении) и ожидаемая продолжительность жизни (среднее число лет, которое предстояло бы прожить лицам данного возраста при сохранении во всех следующих возрастах современного уровня смертности).

Перечень демографических и медицинских показателей, избранных для характеристики безопасности в этих сферах, достаточно эклектичен, поскольку набор индикаторов, определяющих пороговые значения, должен соответствовать природе явления, т. е. сущности безопасности, исходить из оценки состояния как внутренних, так и внешних угроз. Причем при установлении порогов этих показателей нужно иметь в виду, что у каждой страны в силу ее специфики пороговые значения могут быть присущи только ей.

Вместе с тем пороговые значения динамичны, они могут колебаться в заметных интервалах, что свойственно природе демографических явлений. Более того, сами показатели, характеризующие состояние демографической безопасности, не могут быть только демографическими. В их числе должны быть комбинированные индикаторы, учитывающие демографические, географические, этнические, экономические и другие составляющие.

Как считает Л. Рыбаковский, «слабость нынешней России — не в военно-стратегической области, а в ее противоположно направленных уровнях экономического и демографического развития. Какова экономика, такова и социальная сфера. Ее деградация в девяностые годы привела к снижению не только уровня и качества жизни, но и качества населения, ухудшению его образования, здоровья и росту смертности, а также духовному опустошению нации, ее разобщению и потере чувства здорового патриотизма»