Деятельность Общественной палаты РФ в 2005–2009 гг

Деятельность Общественной палаты Российской Федерации подробно отражена в документах, посвящённых итогам работы за 2006-2007 г. и 2008 г. а так же подробно освещена средствами массовой информации. Так же Аппаратом Общественной палаты Российской Федерации публикуются ежегодные доклады о состоянии гражданского общества и своей деятельности, сборники материалов общественных слушаний. Общественная Палата стремиться к наибольшему освещению совей деятельности для максимальной информированности граждан[93].

Среди основных приоритетных направлений деятельности Общественной Платы Российской Федерации выделяется защита прав человека. Это находило свое отражение и в экспертной работе многих комиссий и в прямом контакте с общественными организациями и органами государственной власти, и в «быстром реагировании» на возникавшие конфликтные ситуации в тех или иных регионах страны. Так, в феврале 2006 года Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы рассмотрела ситуацию вокруг нарушения прав военнослужащих в армии. Итогом стало заявление о системном и массовом характере «дедовщины» в Российской армии на примере трагедии рядового Андрея Сычева. Была создана рабочая группа по изучению проблемы неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях, которая, в том числе, выступила с инициативами о создании системы общественного контроля в Российской армии. Члены рабочей группы пришли к общему выводу, что наиболее эффективным инструментом контроля со стороны общества за ситуацией в Вооруженных Силах могут стать общественные советы при воинских частях[94]. Инициатива Палаты была поддержана Министерством обороны России. В ноябре 2006 года министр обороны Российской Федерации объявил о создании в воинских частях родительских комитетов. При Минобороны образован Общественный совет, куда вошли и члены Общественной палаты Российской Федерации[95].

Так же в течение 2006 года члены Общественной Платы Российской Федерации принимали активное участие в таких публичных событиях, как в марте 2006 суд по делу водителя О. Щербинского, обвиненного в совершении ДТП, в котором погиб губернатор Алтайского края М. Евдокимов. В результате обвинительный приговор был отменён. В июне э года члены Общественной палаты приняли участие в разрешении конфликта, возникшего из-за принудительного выселения горожан в московском микрорайоне Южное Бутово в связи с планами его застройки. Членам Общественной палаты удалось установить диалог между жителями микрорайона и московскими властями, а затем выйти на решение проблем путем переговоров[96].

2007 год стал активным периодом в работе Общественной палаты по проблематике защиты прав человека. Именно тогда состоялась встреча членов Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно правовой системы и членов рабочей группы по вопросам соблюдения законности при проведении публичных массовых мероприятий с руководством и сотрудниками ОМОНа, участвовавшими в обеспечении общественного порядка во время уличных шествий в Москве 14 апреля 2007 года. Также в мае прошли слушания по вопросу реализации Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и развития нормативно-правовой базы по вопросу осуществления «дачной амнистии». Далее на первый план вышли проблемы, связанные с защитой прав российских граждан за рубежом, защитой прав иностранных граждан в Российской Федерации, защитой прав граждан России в непризнанных республиках[97].

В 2008 году деятельность Общественной палаты в сфере защиты прав человека связана с Грузинско-Осетинской войной. Общественная палата РФ принимала активное участие по вопросам объективного освещения данной ситуации в СМИ. По их инициативе в Цхенвал были приглашены западные журналисты, что бы они могли лично удостовериться в повсеместном нарушении прав человека. Так же членами Общественной палаты РФ были открыты счета по сбору средств для оказания помощи, пострадавшим в этой войне, главы различных комиссий выезжали на территорию Осетии, были созданы проекты по оказанию помощи пострадавшим и восстановлению нормальной жизни региона[98].

С 2006 года Общественная Палат РФ принимает активное участие в избирательном процессе, внося корректировки и рекомендательные положения по проведению выборов. По инициативе Общественной палаты Российской Федерации, прежде всего члена Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы А. С. Пржездомского, формируется система подготовки общественных наблюдателей на выборах, впервые организуется сеть пунктов «горячей линии» связи с избирателями. Данная инициатива Общественной палаты стала новой формой работы с гражданами России по обеспечению их избирательных прав[99].

В феврале 2007 года совет Общественной палаты Российской Федерации принимает обращение «К политическим партиям России!». В документе содержится призыв к обеспечению более полноценного представительства женщин в списках кандидатов в депутаты, а значит – и в структурах власти, в соответствии с нормами действующего законодательства. Подготовленные Координационным советом общественные наблюдатели участвовали в контроле на региональных выборах 11 марта[100].

В ноябре 2007 года прошло заседание Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан с участием членов Общественной палаты. В заседании принял участие председатель ЦИК Российской Федерации В. Е. Чуров[101]. Наконец, в ходе выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 года в полную силу заработала сеть «горячей линии» связи с избирателями. За время работы «горячей линии» поступило 32460 обращений граждан. Информация с этих пунктов поступала и в избирательные комиссии субъектов Федерации, и в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для оперативного устранения выявленных нарушений.

В 2008 году в сфере избирательного процесса Российской федерации Общественная палата предприняла следующие действия. 2 марта 2008 года, прошли выборы Президента Российской Федерации. Общественная палата Российской Федерации еще до начала агитации за кандидатов объявила о своем намерении принять активное участие в наблюдении за выборами, в придании им максимально открытого, публичного характера для того, чтобы эта политическая акция прошла честно, без всяких нарушений, помогла бы выявить настроения и волю избирателей. Сноска

По инициативе Общественной Палаты РФ в ходе кампании по выборам Президента Российской Федерации в 49 регионах были открыты пункты «горячей линии», где избиратели могли получить интересующую их информацию информацию. Это было сделано, для обеспечения общественного контроля за соблюдением свободы волеизъявления граждан[102].

Деятельность Общественной палаты Российской Федерации направлена в том числе на консолидацию и развитие институтов гражданского общества. Так, в апреле 2006 года по инициативе Общественной палаты Российской Федерации был проведен форум представителей региональных общественных палат, общественных советов и аналогичных структур. В октябре – ноябре 2006 года Общественной палатой были направлены предложения о создании общественных советов в 68 федеральных ведомств. Члены Палаты напрямую участвовали в формировании и работе этих советов[103].

Общественная палата рассматривала вопросы социальной политики, и так же самостоятельно формулировала новые подходы к социальным трудностям, как борьба с бедностью, преодоление демографического кризиса, в том числе предлагала введение единой системы социальных стандартов[104]. Эти инициативы, в частности, были представлены общественности в апреле 2006 года на общественных слушаниях «О стратегии преодоления бедности в России», организованных Комиссией по вопросам социального развития. На слушаниях рассмотрены вопросы взаимодействия органов власти всех уровней и органов местного самоуправления с общественными организациями в выработке совместной стратегии преодоления бедности, нищеты и отчуждения[105]. А в июле 2006 года была создана и начала действовать рабочая группа по созданию единой системы социальных стандартов качества жизни. В феврале 2007 года она представила первый проект системы социальных стандартов качества жизни. В сентябре 2006 года из Общественной палаты Российской Федерации первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву было направлено обращение по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников интернатных учреждений[106]. Позже была достигнута договоренность об учете предложений Общественной палаты при реализации приоритетного проекта «Доступное жилье».

В марте 2007 года члены Общественной палаты приняли участие в совещании с первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым по проблематике места человеческого капитала в стратегии национального развития. Помимо этого, Палата постоянно обращалась по собственному почину к проблемам пенсионного обеспечения граждан России, обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации, обеспечения социального здоровья населения.

Комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития в июне 2007 года провела общественные слушания на тему «Законодательные инициативы в сфере семейного устройства детей сирот и профилактики социального сиротства»[107].

В мае 2006 года и апреле 2007 года под эгидой Общественной палаты проведены второй и третий всероссийские форумы «Здоровье нации – основа процветания России». В сентябре 2006 года на пленарном заседании Палата выдвинула ряд инициатив, направленных на улучшение деятельности системы здравоохранения[108], в числе этих инициатив – новые системы финансирования приоритетного национального проекта «Здравоохранение», необходимость повышения базовой зарплаты работников здравоохранения, замены не менее 50% устаревшего оборудования в больницах и поликлиниках, расширения числа льготников[109].

Слушания по проблемам финансирования здравоохранения и качества оказания медицинской помощи прошли в ноябре 2007 года, а по концептуальным вопросам развития здравоохранения – в декабре 2007 года.

В 2008 году в рамках государственных задач инновационного развития и приумножения социального капитала в органы государственной власти были направлены рекомендации по дополнению Государственной концепции социально-экономического развития России. Было проведено большое количество круглых столов по вопросам Социальной политики. Диапазон «круглых столов» и слушаний, организованных Комиссией, был чрезвычайно широк - от вопросов защиты материнства и детства, от анализа ситуации вокруг новостройки в областном центре до образа России в современном мире[110]. Так, например, проблемам введения социальных стандартов были посвящены «круглый стол» по вопросу:«Социальные стандарты качества жизни: научно-методические основы, нормативно-правовая база, опыт разработки и применения», проведенный 28 марта, «круглый стол» «Стандарты социальной безопасности: международный аспект» 22 сентября, совместное заседание с Комиссией по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей 13 мая. Эти вопросы поднимались и во время слушаний «Бедность в России - пути выхода: мнение общественности и малообеспеченных групп населения», посвященных Дню борьбы с бедностью, состоявшихся 17 октября[111].

В июле 2006 года Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации обратилась в Генеральную прокуратуру России с просьбой выступить в защиту прав детей-инвалидов на получение образования. В результате была организована проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты детей-инвалидов и соблюдения их прав на образование[112]. Так же по инициативе Палаты проводились общественные слушания по вопросам высшего образования и модернизации системы образования. Так, в январе 2007 года были проведены общественные слушания в Уральском федеральном округе о ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Комиссия по интеллектуальному потенциалу нации занималась и проблемами отдельных высших учебных заведений. В 2007 году при Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации была создана общественно-экспертная группа для рассмотрения и разрешения между преподавателями и студентами на социологическом факультете МГУ им. Ломоносова. Этот сюжет в контексте повышения роли гражданских организаций в социальной политике[113]. С одной стороны, налицо превращение студенческого протеста в организованный общественный контроль над учебным процессом. С другой - создание общественной экспертной комиссии по анализу работы одного из факультетов крупнейшего государственного вуза может стать прецедентом усиления общественного влияния на государственную образовательную политику.[114]

В 2008 году основная деятельность была в рамках направления «Гражданского образования», где в субъектах федерации по инициативе Общественной палаты реализовались различные молодёжные программы, дискуссионные столы, экологические школы. Так же в апреле 2008 в Санкт-Петербурге в рамках общественно-педагогического форума была затронута проблема исторического образования, с точки зрения воспитания и стандартов нового поколения[115].

Местное самоуправление как развивающийся социальный институт, сталкивающийся с множеством трудностей, постоянно находится в центре внимания Общественной палаты Российской Федерации. По инициативе Общественной палаты, прежде всего Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления, рассматривались вопросы жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, финансирования местного самоуправления. Общественная палата выступала инициатором прямых контактов людей из регионов с федеральной властью. А точнее, в июне 2006 года прошли общественно-экспертные слушания по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» с участием министра регионального развития России В. А. Яковлева.

В 2008 году 22 мая прошло заседание Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике. В повестке: О проведении общественных слушаний «Эффективное местное самоуправление - опора гражданского общества» в Красноярске, а также круглых столов по проблемам местного самоуправления в Иркутске и Калининграде в июне 2008 года. О проведении экспертного опроса «Анализ готовности регионов России к реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[116]. На данном этапе в регионах происходила реформа местного самоуправления, в результате которой регионы изменили свою структуры, и в каждом субъекте РФ появились городские округа и муниципальные районы, городские и сельские поселения. А так же прошли дополнительные выборы в местные органы власти[117].

Общественная палата с самого начала своей работы значительное внимание уделяла также и проблемам экономического характера, причем не только вопросам развития сырьевых отраслей, но и вопросам перехода России на инновационную модель экономики, а также вопросам инфраструктурного развития. В июле 2006 года было принято обращение членов Палаты по вопросу о кризисных явлениях на алкогольном рынке. В обращении выражалась озабоченность в связи с межведомственной несогласованностью, в результате которой возник искусственный дефицит качественной легальной алкогольной продукции. В январе 2007 года совет Общественной палаты выступил с обращением в связи с критической ситуацией, сложившейся в отрасли международных автомобильных перевозок в Калининградской области[118].

В 2008 Палата привлекала внимание к таким проблемам, как реформа технического регулирования. В результате Государственная дума должна в ближайшие годы утвердить порядка 40 технических регламентов на различную продукцию. В данных регламентах впервые на законодательном уровне исчерпывающим образом определяются ключевые понятия и классифицируются виды соковой, молочной, рыбной и других видов продукции[119]. Сегодня эта сфера является одной из приоритетных в процессе инновационного развития экономики России. Внимание в этой проблеме даст возможность в максимальной степени обеспечить гармонизацию принципов технического регулирования в Российской Федерации с международно-признанными процедурами и правилами, создав при этом барьеры для выпуска некачественной продукции. Проблемы финансового сектора России обсуждались на протяжении всего 2008 года, первоочерёдными обсуждались проблемы мирового финансового кризиса и его последствий[120].

Общественная палата формулировала позицию российской общественности и по энергетической проблематике. Так, в мае 2006 года по ее инициативе в г. Москве состоялась конференция «Россия – энергетическая сверхдержава». Конференция собрала ведущих экспертов страны в этой сфере. В июне была создана рабочая группа Общественной палаты «Перспективы энергетического развития России», которая сосредоточилась на проблемах энергосбережения, децентрализации энергетики, нетрадиционных источников энергии, инноваций в энергетике, разработки экономических и законодательных инициатив, направленных на создание «технологических коридоров», задающих направление технологического развития отрасли. В 2008 году обсуждения связанные с энергетическими ресурсами были напрямую связаны с экологией. В апреле обсуждались перспективы развития гидроэнергетики. В июле прошёл «Круглый стол» «Механизмы государственной энергетической политики до 2030 года». [121]

Различные комиссии Общественной палаты Российской Федерации в 2006 – 2008 годах обращались также и к проблемам гармонизации межэтнических отношений в стране, воспитанию толерантности, согласия, солидарности в российском обществе[122]. Эта деятельность находила свое выражение и в экспертизе законопроектов, и в обсуждении наиболее актуальных тем, и в формировании общественной атмосферы вокруг проблем поликультурного развития России. Работа в основном велась по трем направлениям: в направлении развития Северного Кавказа как региона совместного проживания многих российских народов, в направлении совершенствования практической политики в отношении коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в направлении укрепления позиций русского языка как фактора консолидации народов России.

Так, например, в марте 2007 года была проведена конференция на тему: «Женщины за мир и справедливость на Северном Кавказе», общественные слушания в г. Пятигорске «Взаимодействие общества и власти в укреплении стабильности и гражданского согласия на Северном Кавказе». По итогам этих мероприятий принимались рекомендации общественным организациям и органам власти, обращения к народам Северного Кавказа от имени Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести.

По результатам данной деятельности была создана программа по «Внедрению толерантности», которую намерено лоббировать зарегистрированное в Москве антиэкстремистское движение «Наша Россия». Движение состоит из членов Общественной палаты и лояльных Кремлю правозащитников. Программа предусматривает "подготовку образовательных программ по внедрению толерантности", "коррекцию роли этносов" в учебниках истории, изучение западного антиэкстремистского законодательства и проведение публичных антифашистских акций за государственный счет. Участники "Нашей России" считают, что она должна стоить не менее 150 миллионов рублей и будет рассчитана на пять лет[123].

В октябре 2006 года члены Общественной палаты Российской Федерации приняли участие в обсуждении изменений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, а также проекта Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России на 2007– 2010 годы и до 2015 года». Заключение на проект Концепции программы направлено Председателю Правительства Российской Федерации.

В январе 2007 года состоялось совещание представителей региональных общественных организаций «Этническое и религиозное многообразие России как основа стабильности и развития общества».

Самыми громкими для России стали события в карельской Кондопоге, куда члены Палаты в сентябре 2006 года выезжали для анализа ситуации и разрешения конфликта. Палата приняла также специальное заявление. В документе отмечалось, что региональные власти должны предпринимать решительные действия по предотвращению и прекращению насильственных актов и актов вандализма, а также по наказанию преступников из числа инициаторов происшествия[124].

Ранее, в феврале 2006 года, такую форму заявления Общественная палата Российской Федерации использовала для выражения своего отношения в связи с ситуацией, сложившейся после публикации в европейских газетах карикатуры на пророка Мухаммеда. В принятом документе российским средствам массовой информации рекомендовалось воздержаться от участия в разжигании конфликта[125]. Кроме того, Общественная палата выступила с заявлением, в котором призвала провести расследование в отношении ряда российских политиков, которые, по мнению общественности, должны понести ответственность за проведение 23 февраля в Москве митингов и шествий представителей радикальных националистических движений[126]. В октябре 2006 года было опубликовано заявление по поводу российско-грузинского конфликта, в котором отмечалось, что «отношения между Россией и Грузией не должны определяться ни антироссийской политикой режима в Тбилиси, ни «антигрузинской кампанией» недальновидных чиновников». Через два месяца члены Палаты приняли обращение к Федеральному Собранию по вопросу о необходимости совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму.

В 2008 году в сфере борьбы с экстремизмом и ксенофобией были осуществлены следующие программы.[127] На симпозиуме 22 апреля «Москва и Россия - без национального и религиозного экстремизма», говорилось, что экстремизм, как и вообще преступность, находятся в прямой взаимосвязи с безработицей. Увеличение количества безработных на 1% дает взлет преступности на 5%[128].

Теме содействия реформирования армии также были посвящены различные инициативы Общественной палаты. Комиссия по вопросам социального развития в 2006 – 2008 годах сосредоточивалась на проблемах социального положения военнослужащих и лиц, ушедших в запас, Комиссия по вопросам регионального развития и местного самоуправления рассматривала на своих общественных слушаниях ход строительства жилья для военнослужащих. Участники данных комиссий выезжали на места застройки квартир для военнослужащих, следили за процессом строительства а также собирали жалобы от военнослужащих, которые по тем или иным причинам имели проблемы с жильём. В рабочих группах данные вопросы рассматривались индивидуально[129]. Так же, Общественной палатой РФ совместно с Главной военной прокуратуры была получена информация что, в первом полугодии 2008 года выявлено около 2,5 тысяч нарушений законов, об устранении которых правомочному командованию внесено 410 представлений, опротестовано 213 незаконных правовых актов, в защиту прав граждан в суды направлено 232 исковых заявлений. По результатам прокурорских проверок восстановлены права 12062 лиц[130].

Свобода слова и проблемы средств массовой информации Общественная палата значительное внимание уделяла вопросам развития телевидения, радио, печати, Интернета в России. Так же общественная Палата РФ уделила внимание случаям нарушения прав журналистов. Так, в феврале 2006 года члены Общественной палаты выступили с заявлением в защиту волгоградской газеты «Городские вести», закрытой городскими властями в связи с появившейся в одном из номеров издания карикатурой, изображающей Христа, Будду, Моисея и пророка Мухаммеда. После проведения консультаций членов Палаты с руководством города было принято решение местной администрацией о возобновлении работы издания под новым названием «Волгоградская газета». Помимо этого, предметом анализа Палаты становились положение региональных средств массовой информации, организация гражданского контроля за соблюдением законодательства в сфере регулирования деятельности печатной и электронной прессы, формирования новой нравственной атмосферы журналистики, проблемы подписки и распространения печати, сохранения и развития прессы на языках народов России. Этому были посвящены общественные слушания, «круглые столы», дискуссии, проведенные в Общественной палате[131].

В 2008 году Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации 18 февраля на заседании Комиссии определила направления деятельности Комиссии: Свобода слова и права журналистов, юридическая поддержка региональных средств массовой информации, этика СМИ, развитие цифрового телевидения, индекс свободы слова в субъектах Российской Федерации - эти направления назвали приоритетными в своей работе на два года члены Комиссии.

27 марта состоялся «круглый стол» «Закон о СМИ - инструмент давления или гарантия свободы творчества? Практика надзора в сфере телевидения», организованный Комиссией совместно с Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ) и Общественной коллегией по жалобам на прессу.

17 апреля состоялось совместное заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, посвященное вопросам подписки на периодические печатные издания[132].

28 апреля Комиссией была создана рабочая группа по экспертизе законопроекта № 8601-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в части ответственности за

распространение сведений клеветнического характера). 13 мая состоялось заседание рабочей группы и было принято заключение. Вредным, противоречащим законодательству и необоснованным назвали члены рабочей группы законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». В течение 2008 года Комиссией была проведена общественная экспертиза двух законопроектов. Заключения направлены в Государственную Думу ФС РФ: № 8601-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в части ответственности за распространение сведений клеветнического характера) и № 98078807-2 «Об обеспечении прав гражданина Российской Федерации на честь и достоинство».

Для изучения одной из острейших проблем современного общества – коррупции, в Общественной палате была образована подкомиссия по проблемам противодействия коррупции. Ею создана интеллектуальная основа для формирования базы данных «Реестр коррупционных ниш», подготовлены памятки «Если у Вас вымогают взятку» и «Если Вам угрожает рейдерство». Памятки содержали доступное юридическое толкование правовых норм, касающихся вымогательств, насильственных захватов собственности. Целью этих брошюр было то, чтобы, ознакомившись с ними, гражданин был в состоянии юридически грамотно противодействовать попыткам вымогательства, отстаивать самостоятельно свои права[133].

В феврале 2008 года Институт общественного проектирования обнародовал в Общественной палате Российской Федерации доклад «Природа и структура коррупции в России» Эксперты придерживаются мнения, что коррупция в России приняла огромный размах и распространена на всех уровнях и во всех сферах жизни общества и государства. Более того, многие эксперты считают, что за последние годы в России произошел рост коррупции[134]. Авторы исследования выделили основные причины, которые способствуют возникновению и развитию коррупции в нашей стране. В 2006-2008 годах масштабы коррупции, по оценкам аналитиков, по меньшей мере, удвоились. В 2006 году бюджет российских коррупционных отношений оценивался в 240 млрд долл., что было сопоставимо с параметрами федерального бюджета того же года. В 2008 году коррупционный оборот, согласно данным экспертов, достиг 480 млрд долл. Общественная палата выступила с инициативой создания Комитета общественного контроля Российской Федерации, который бы возглавил борьбу с коррупцией[135].

Вопросам природопользования и охраны окружающей среды Общественная палата также традиционно уделяла первостепенное внимание. В марте 2006 года совет Общественной палаты в целях предупреждения экологической катастрофы выступил против строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» вблизи озера Байкал. Президент России поддержал предложение общественности о переносе нефтепровода на север от Байкала. Основным инициатором в обсуждении проблем природопользования и природоохраны выступала Комиссия по экологической безопасности и охране окружающей среды. Она проводила и выездные мероприятия, и «круглые столы», и конференции. В них принимали участие представители других комиссий Палаты. Ключевым событием, во многом определившим основные направления работы Комиссии в 2008 году, была Встреча Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева с представителями экологической общественности. В ходе встречи экология впервые была определена в качестве одного из приоритетов развития России. Под таким названием «Экология -приоритет развития России» проходил целых ряд мероприятий Комиссии. Слушания под названием «Экология - приоритет развития России: экологическая политика и гражданское общество» прошли по всем семи федеральным округам. Члены и эксперты Комиссии принимали участие в работе Высшего экологического совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Комиссией были подготовлены экспертные предложения по совершенствованию механизмов реализации Водного и Лесного кодексов (к Пленарному заседанию Общественной палаты Российской Федерации 24 мая), предложения по совершенствованию законопроектов «Об охоте» и «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации», комментарии к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года[136].

Общественная палата Российской Федерации рассматривала также развитие благотворительности в стране как важную задачу для бизнеса и общественности. С этой целью были проведены многие мероприятия, способствовавшие популяризации милосердия, волонтерства, благотворительности.

Рассмотрев основные направления деятельности и их результаты Общественной палаты РФ в период с 2006 по конец 2008 года можно сделать следующий вывод.

Основная работа Общественно палаты РФ была проведена по проблемам, которые находятся в компетенции нескольких комиссий. Работа была проведена по 14 сферам: Защита прав человека; Избирательный процесс; Консолидация и развитие институтов гражданского общества; Социальная политика; Здравоохранение; Образование; Местное самоуправление и жилищная политика; Экономика; Энергетическая проблематика; Межэтнические отношения; Реформирование армии; Свобода слова и проблемы СМИ; Коррупция; Вопросы природопользования и охраны окружающей среды;

Так основной формой работы Общественной палаты являются пленарные заседания и различные слушания по общественно важным проблемам, то чрезвычайно сложно проследить конкретные результаты деятельности по различным сферам. По многим вопросам, касающимся различных законопроектов и постановлений были проведены экспертизы и даны рекомендации. Но данные рекомендации не всегда учитывались органами власти, что является абсолютно законным. Так как законодательно закреплено, что решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. Но также имел место и удачный опыт, когда предложения, внесённые Общественной палатой, учитывались при разработке законов.

Действия, которые имели конкретный результат, были связаны с деятельностью общественных некоммерческих организаций, сотрудничавших с общественной палатой.

В результате проведённого исследования законодательств, касающихся работы Общественной палаты Российской федерации, а так же в результате проведённого анализа средств массовой информации была рассмотрена история Общественной палаты, роли место палаты в системе органов власти и основные направления деятельности.

В результате исследования было выявлено, что основная задача Общественной Палаты состоит в организации «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов»[137].

Огромную роль при формировании данного института сыграл президент РФ В. Путин. Он посчитал, что в России необходимо развивать институты гражданского общества и привлекать общественность к государственной политике. К формированию палаты были привлечены различные общественные организации[138].

Федеральный Закон на основе которого палата осуществляет свою деятельность разработан парламентом Российской федерации, так же палата действует на основе принятого ей самой регламента.

В Федеральном Законе Российской Федерации от 4 апреля 2005 года №32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» прописаны Правовая основа деятельности Общественной палаты, цели и задачи, Порядок формирования Общественной палаты РФ[139].

В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в Регламенте Общественной Палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года установлены правила внутренней организации, процедуры и порядок деятельности Общественной палаты Российской Федерации по осуществлению своих полномочий[140].

После подробного изучения Федерального Закона об Общественной Палате РФ, так же была определена роль и место Общественной палаты РФ в системе органов государственной власти. Данная организация призвана сотрудничать с органами политической власти, как исполнительной, так и законодательной. Но напрямую на принятие решений Общественная Плата РФ не может влиять. Её решения и результаты экспертизы носят лишь рекомендательный характер, и эффективность её работы зависит, за частую, на прямую от авторитета, которым обладают члены Общественной Платы. Общественная палата не обладает правом законодательной инициативы и политической властью, так же она не обладает правом вето. Но она обладает экспертной функцией и полномочиями общественного контроля.

В результате анализа нормативных документов было установлено, что Общественная палата Российской Федерации — совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.

Рассмотрев основные направления деятельности и их результаты Общественной палаты РФ в период с 2005 по 2009 года можно сделать следующий вывод, что работа была проведена по 14 сферам. (Защита прав человека; Избирательный процесс; Консолидация и развитие институтов гражданского общества; Социальная политика; Здравоохранение; Образование; Местное самоуправление и жилищная политика; Экономика; Энергетическая проблематика; Межэтнические отношения; Реформирование армии; Свобода слова и проблемы СМИ; Коррупция; Вопросы природопользования и охраны окружающей среды;)

Деятельность Общественной Палаты находится на стадии обсуждения законопроектов: «Общественная палата вправе давать заключения о нарушении законодательства, проводить экспертизу проектов законов, проводить слушания по общественно важным проблемам»[141]. Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и общественных организаций. Если обратиться к материалам комиссий Общественной Палаты, то можно обнаружить, что их деятельность во многом сосредоточена на проведении «круглых столов» и обсуждений общественно важных вопросов. По результатам их деятельности принимаются обращения к органам власти, имеющие рекомендательный характер. Такого рода деятельность способствует артикуляции и агрегации интересов тех групп, которые включены в дискуссию в рамках совещательного органа. Руководящие органы Общественной Палаты имеют «право направлять членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ». На практике подобного рода участия, а главное, их воздействие на принятие решений, довольно сложно оценить, так же как и сложно проследить конкретные результаты деятельности.