Деятельность православных молодежных объединений на приходах

Молодежь – с одной стороны, до сих пор наименее востребованная категория населения в Церкви, с другой стороны – наиболее мобильная, дееспособная, за которой будущее и в смысле творческого потенциала, и в смысле естественного течения времени – до сих пор «не востребована» в Церкви, и сама отвечает ей своего рода «взаимностью».

Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. [4] В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.[19]

Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.

В последнее время часто проводились исследования религиозности молодежи.[5, с. 23-28] Одной из первых в постперестроечный период всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С. А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

В конце 1990-х гг. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем было проведено три общероссийских исследования: первое - в ноябре-декабре 1997 г., два других - в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущего исследования, в этом очевидно разделение респондентов на конфессиональные подгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. С. А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические — воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.

В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения не претерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласно полученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога), ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы). Однако религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих — особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследование религиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н. В. Клинецкой: верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2 %, однако глубоко верующих - всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себя верующими в той или иной степени, но только половина из них являются приверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтение православию. Н. В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований, проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировал влияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. В целом, как видим, за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С. А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н. В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.

Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения, чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь.

Отношение к религии перестало быть чем-то высоким, таинственным, высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, притом, что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те, кто себя считают неверующими, не смотря ни что, отмечают такие церковные праздники как Пасха и Рождество.

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

В духовной области современная молодежь в большинстве своем безмерно далека от Бога и Церкви. Семейное и школьное воспитание, если вообще можно говорить о таковом в наше время, не столько приближает подростка к духовным ценностям, сколько удаляет от них. Даже в благочестивых верующих семьях доброе воздействие родителей на душу подростка во многом нейтрализуется влиянием окружающей среды, сверстников в школе и во дворе. Более того: даже если молодой человек ощущает в своей душе, которая, по слову учителя Церкви Тертуллиана, "по своей природе христианка", тяготение к храму, к духовной жизни - это стремление далеко не просто реализовать. Церковная обрядность, символический смысл богослужения и его язык, даже простейшие правила поведения в храме для современных молодых людей неизвестны и непонятны. Редко кому из них удается обрести наставника в первых шагах на пути к Церкви - священнослужителя или мирянина, готового терпеливо объяснять подростку элементарные для православного человека вещи, содействовать его духовному становлению.

Молодежь, по словам Патриарха, «на передней линии фронта борьбы за будущую жизнь и за человека». [20, c.46] «Если мы вырываем из лап греха молодые души, то мы совершаем великое дело служения Господу. Церковь не может не иметь молодежной темы в качестве своего приоритета именно в современных условиях. Мы это делаем и будем делать не только для того, чтобы как можно больше молодежи и детей было в наших храмах, хотя это тоже важная цель… Мы это делаем и будем делать для того, чтобы изменилась жизнь человеческого общества, чтобы такие понятия, как доброта и сила духа стали бы притягательными для молодежи», [20, c.46] Поэтому работа с молодежью – одна из приоритетных, причем на всех фронтах: это как общецерковная работа, так и приоритет приходской и даже монастырской работы.

Можно считать очевидным утверждение о том, что будущее РПЦ – не только в возвращении к общинной жизни на приходах, но теперь, в настоящее время – именно за молодежными общинами, которые в будущем смогут составить приход в его аутентичном смысле, не будучи, как можно надеяться, отягощены худшим наследием советского прошлого. [6, с. 7]

Церковная политика в отношении к молодежи формировалась постепенно. Десятилетия, последовавшие за трагическими событиями 1917 года, по вполне понятным причинам не позволяли и думать о формировании единой церковной молодежной политики. Атеистическое государство прилагало все силы к тому, чтобы не допустить молодых людей в Церковь. Лишь после существенных изменений в церковно-государственных отношениях такая деятельность стала не только возможной, но и насущно необходимой.

В декабре 1990 года - вскоре после принятия 1 октября 1990 года закона “О свободе совести и религиозных организациях” - Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о создании общецерковной молодежной организации. [26]

25 января 1991 года, в день памяти святой мученицы Татианы, на проходившем в стенах Московского Государственного университета Съезде православной молодежи было образовано Всероссийское Православное молодежное движение (ВПМД), объединяющее ныне представителей православных братств и молодежных организаций при епархиях и приходах - как уже существующих, так и вновь возникающих. [2] Важнейшими задачами, которые решали эти организации, были: религиозное просвещение детей и молодежи в воскресных школах, благотворное влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения, противостояние разрушительной деятельности сект.

Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в Москве с 13 по 16 августа 2000 года, принял решение об образовании новой церковной структуры - синодального Отдела по делам молодежи. В определении Собора указывается, что главная цель деятельности нового Отдела - активизация миссии среди молодежи, а также развитие церковной активности самих молодых людей.[1] Так же на этом Соборе была принята «Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви». [11]

Начало широкому распространению идей православного молодежного служения было положено на Всецерковном съезде православной молодежи в 2001 г. За несколько лет представительные молодежные форумы были проведены практически во всех Федеральных округах. «Девизом всех начинаний в сфере православного молодежного служения избраны слова святого апостола Петра: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4, 11)». [3]

В 2004 году Архиерейский Собор РПЦ в определениях по вопросам внутренней жизни постановил считать церковную работу с молодежью приоритетным направлением развития церковной жизни и служения.

В 2009 году правительство РФ обратило внимание на нужды молодежи и объявило этот год «Годом молодежи». Президент В. В. Путин указывал, что молодежные организации «могут стать важным звеном системы поиска и поддержки талантливой молодежи». [22]

В 2010 году в Москве на базе ПСТГУ была открыта Школа православного молодежного актива «Вера и дело», в Синодальном отделе готовятся к изданию методические пособия и указания для тех, кто отвечает за молодежную работу на приходах, обобщается опыт построения молодежной работы в епархиях. Есть надежда, что эти шаги приведут к тому, что молодежная работа в Церкви приобретет более организованный, системный характер. В результате эффективность молодежной работы на приходах должна существенно увеличиться.

В настоящее время, при монастырях и храмах Москвы действует несколько молодежных организаций и число их постоянно растет. У каждой организации есть свой опыт, свои традиции, свой уклад. Среди московских православных молодежных объединений можно назвать такие, как «Молодая Русь», «Воскресение», «Реставрос», «Колокол», «Маронцы», «Покров» и многие другие.

Среди молодежных организаций так же есть и крупные, куда приходит молодежь из разных приходов и деятельность которых многогранна и структурирована.

Молодые люди должны быть вовлечены в реальное дело. Дело это должно быть настоящим, полезным, интересным и приносить ощутимые плоды. Главное — оно должно формировать православное миропонимание. Так как люди, обстоятельства, возможности и потребности приходов весьма различаются, то и дела эти будут весьма различны.

Привлекательные для молодежи внешние формы деятельности таких структур (в том числе и нетрадиционные, возможно - и несколько непривычные для церковного сознания) должны сочетаться с ненавязчивым, но усердным наполнением их духовным содержанием, постепенно вовлекающим молодого человека в полноценную церковную жизнь.

При организации молодежной работы следует учитывать специфику каждой социальной группы: «Кому-то ближе дискуссионные клубы, кому-то спортивные состязания или иные практические мероприятия. Приходы должны держать в зоне внимания близлежащие учебные заведения любого типа: университет, техникум, профессиональный колледж, школу».[8, c.23]

Для решения задачи социализации на приходе разумно использовать те формы приходской деятельности, в которых ясно выражена воспитательная цель. Согласно [24, с.93] к таким видам деятельности относятся «миссионерско-просветительская, катехизаторская, культурно-образовательная (церковное образование и досуг) деятельность, приходская благотворительность (приходская диакония), комплексные виды деятельности».

Исходя из «Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви» [11], а также опыта общин различных приходов [7, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 23, 25] можно четко вырисовать реальные формы деятельности в работе с молодежью:

1. Катехизаторская деятельность:

1)        Изучение Священного Писания и Предания

Приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь. Эта задача решается с помощью проведения внебогослужебных молодёжных собраний, кружков по изучению Священного Писания, а также путем создания условий для продолжительной беседы на духовные темы (подготовка к исповеди, причастию) с опытным в молодежных проблемах священником.

2)        Совместная молитва, «молодежная» литургия, чтение акафистов, Псалтыри

Очень важны совместная молитва, совместное участие в богослужениях. Какие бы интересные, яркие площадки для встреч ни создавались, — если на них отсутствует совместная молитва, то не будет и основания, которое могло бы скрепить молодежь. На «молодежных» богослужениях, во время которых поют молодежные хоровые коллективы, ребята участвуют в богослужении, пономарят.

3)        Лекции, беседы, круглые столы

Ни для кого не секрет, что на современную молодежь ежедневно обрушивается буквально лавина разнородной информации. В этом хаосе очень сложно сориентироваться без специальной подготовки, особенно в вопросах, касающихся духовной жизни. Отделить зерна от плевел самостоятельно для современного молодого человека – задача практически невыполнимая. Хорошим решением этой проблемы могут стать приходские православные семинары или курсы бесед для молодежи. Важно, чтобы эти занятия носили неакадемический, неформальный характер, лучше всего организовать их в виде совместного чаепития с участием священника. Необходимо тщательно продумать тематику встреч, чтобы обсуждать действительно значимые для молодежи проблемы (поиск смысла жизни и своего места в мире, вопросы семьи и брака, проблема «отцов и детей», современная молодежная культура и т. п.). Поскольку семинары предполагают обсуждение серьезных духовных и психологических вопросов, активное участие священника в них является необходимым.

2. Миссионерско - просветительская деятельность:

Церковной молодежи зачастую нечем себя занять, хотя и желание реализовать на практике свои убеждения существует. Это отличный потенциал для миссионерской работы, для того, чтобы молодые люди несли в свою повседневную школьную и студенческую среду свет Евангелия и приводили своих друзей в Церковь. Но для этого надо не только быть верующими, но и занимать активную общественную позицию, быть носителями более сильной и живой культуры, созданной в церковной среде, на приходе, которая, по сути, могла бы стать альтернативой молодежной субкультуре и при этом быть адекватной обществу.

1)        Издание книг, газет, журналов, интернет ресурсов, участие в работе газет, журналов, теле и радиопередач, обращенных к сверстникам

Еще одно очень полезное дело для небольшой группы ребят – это приходской пресс-центр. В нынешних условиях сверстать и заказать в типографии небольшой тираж приходского листка или газеты достаточно просто и материально необременительно для большинства приходов. Ребята могут брать интервью у настоятеля и прихожан, описывать приходские события, писать рассказы разного рода, обсуждать интересные проблемы, в том числе и острые. Эта творческая работа заставляет молодых людей глубже изучать церковные традиции, учит слушать и слышать других людей и с уважением относиться к их мнению.

2)        Сотрудничество с государственными службами (Администрацией, полицией, пожарной частью, военными)

Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Благодаря такой деятельности укрепляются и связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном служении Церкви.

3)        Сотрудничество с другими молодежными объединениями, участие в православных молодежных съездах, фестивалях, конференциях

Такое сотрудничество очень важно для возрождения нашей Родины и укрепления Церкви. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Например, на XII Всемирный Русский Народный Собор – Собор детей и молодежи – собралось более семи тысяч молодых людей. «Дай Бог, чтобы такие многочисленные молодежные встречи действительно проходили. Потому что, собирая информацию о том, как этот собор повлиял на молодежь, я понял, что одним из самых важных факторов воздействия была эта массовость, когда молодые люди со всей России увидели своих собратьев из других регионов, собранных в таком большом количестве» [20, с.52]. При Московской Патриархии создан Совет Православных молодежных организаций, куда входят более 10 московских клубов.

3. Социальная деятельность:

1)        Социальное служение

В современной жизни Церковь может предложить ребятам различные формы церковно-социальной деятельности. Примером могут служить здесь молодежные группы милосердия. Группа милосердия – это молодые люди, объединенные желанием помогать нуждающимся. Такие группы посещают в удобное время престарелых прихожан той церковной общины, к которой сами принадлежат, либо это может быть детский дом или дом инвалидов или иные социальные учреждения. Объем и характер оказываемой помощи зависит от уровня подготовки и реальной необходимости и может быть самый разнообразный – от помощи в покупке продуктов питания до уже профессионального, медицинского сестринского ухода. Эта форма работы очень сближает людей разных поколений и социальных статусов, помогает их взаимопониманию, формирует милосердное, внимательное и бережное отношение к окружающим людям.

2)        Подготовка молодежи к созданию здоровой православной семьи, рождению и воспитанию детей

Эта работа очень важна, поскольку «подготовить людей к счастливой семейной жизни – значит подготовить к жизни вообще» [20, с.36]. Также это поможет «сделать счастливым следующее поколение людей, которые вырастут в религиозных семьях, окормляемых Церковью». [20, c.37]

Например, в рамках ПМО «Колокол» существует семейный клуб. Его цель – помощь друг другу в создании крепкой семьи, как малой церкви. В семейный клуб входят молодые семьи, образовавшиеся в стенах молодежного объединения. В клубе развита взаимопомощь и взаимовыручка друг друга, проводятся общесемейные праздники.[13]

4. Досуговая деятельность:

1)        Творческие вечера, школа ремесел

Все виды творчества приемлемы для верующего, лишь бы они были наполнены соответствующим духовным содержанием. И на приходах должны быть центры (кружки, школы, клубы - неважно, как они будут называться), где православная молодежь могла бы реализовывать свои творческие стремления и потребности. Готовые работы можно продавать на специализированных ярмарках, а собранные деньги вложить в благоустройство храма.

2)        Спортивная, туристическая деятельность

В Концепции молодежного служения об этом виде деятельности сказано следующее: «Церковный приход не должен бояться организации такой работы, если она будет направлена не на соревнование, а на формирование характера молодого человека» [11]. Святейший Патриарх указывал на то, что необходимо «всячески поддерживать молодежь, занимающуюся спортом… Имеются в виду занятия физической культурой, которые обеспечивают выход преизбыточествующей энергии молодого организма, тренируют тело и дух…».

По его словам, если дети будут получать спортивные навыки в общении с церковными людьми, то возможно «одновременно воспитывать их как физически развитых людей и как добрых христиан».

Среди известных спортивных состязаний, объединявших московские молодежные объединения можно назвать такие как: «Ветка вербы», «Покровские старты», «Георгиевские старты».

3)        Летний православный лагерь

В последние годы одним из самых динамично развивающихся направлений молодежной церковной работы является проведение летних молодежных лагерей. Организация лагерей требует значительных усилий и ответственности от прихода и настоятеля, но, с другой стороны, эта форма работы одна из самых эффективных. Устраивая лагерь, достигается сразу несколько целей – участники православного лагеря получают возможность длительное время жить насыщенной подлинной христианской жизнью, учатся общаться, нести ответственность друг за друга, много нового узнают о Церкви, ну и, конечно, отдыхают, занимаются спортом, участвуют в различных культурных и творческих мероприятиях. В практике приходов Московской епархии можно выделить несколько основных типов летних молодежных лагерей. Лагеря труда и отдыха, как правило, организуются на базе восстанавливающихся храмов, где ребята трудятся на реставрационных работах. Паломническо-краеведческие лагеря не стационарные, по сути – это туристический поход, целью которого является паломничество к какой-либо православной святыне. Военно-спортивные лагеря имеют целью духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

4)        Паломничества, участие в реставрационных работах

Одной из серьезных задач многих приходов является проблема восстановления и реставрации здания храма. Наряду с работами, требующими участия профессионалов, немалый объем занимают работы, с которыми вполне могут справиться и непрофессиональные помощники. В этой ситуации именно призыв к молодежи зачастую приносит хорошие плоды. Возможность своими руками поучаствовать в восстановлении храма привлекает очень многих молодых прихожан. Ребята получают возможность изнутри увидеть, какие проблемы и трудности есть в их приходе, начинают чувствовать свою личную причастность к происходящему. Основное поле для деятельности – это уборка строительного мусора, приведение в порядок окружающей территории, неквалифицированная помощь профессиональным строителям в покраске, штукатурке, кладке и т. п.