Деятельность федеральных органов власти по снижению смертности

В рамках реализации демографической политики государства в стране реализуется целый ряд федеральных целевых программ, направленных на снижение уровня смертности и охрану здоровья населения.

Одной из наиболее важных программ, реализуемых в этом направлении, является «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации». Эта Концепция, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387, развивает указанные направления деятельности по охране здоровья населения. В ней изложены основные принципы развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики заболеваний» лечения больных, лекарственного обеспечения» а также определены некоторые принципы профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на снижение смертности и охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока.

Следует отметить, что в стране уже принят ряд законодательных актов в области снижения смертности и охраны здоровья населения. К ним относятся:

§  федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;

§  федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005 года, направленные на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения;

§  федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных Инфекционных заболеваний;

§  федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания» вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Важное значение в данном аспекте имеет утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997г. № 1300 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны.

Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных целевых программ, рассматривающих отдельные проблемы сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения Российской Федерации, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также создания эффективной системы вакцинопрофилактики населения.

Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

Целью Концепции является стабилизация показателей здоровья населения Российской Федерации путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.

Основными задачами в области охраны здоровья являются улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:

§  обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;

§  создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний;

§  создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом;

§  обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий.

В целях успешной реализации Концепции планируется руководствоваться следующими принципами:

§  сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;

§  консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;

§  многоуровневый подход к организации профилактические мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических потребностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

§  использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье населения и отдельных его групп;

§  использование опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, повышения качества физкультурно-оздоровительной работы.

При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обусловливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а также от инфекций. Для этого необходимо:

§  уменьшение уровня психо-социального стресса, повышение качества жизни семьи;

§  улучшение структуры и качества питания населения;

§  снижение распространенности потребления табачных изделий;

§  повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для большинства населения;

§  снижение потребления алкоголя;

§  профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

§  снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем);

§  улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха и питьевой воды;

§  совершенствование системы медицинского и социального страхования;

§  обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой медицинской, в том числе лекарственной, помощи;

§  обеспечение иммунизации населения;

§  обеспечение безопасных условий труда.

§  Политика в области охраны здоровья населения предусматривает, прежде всего, воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:

§  формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических знаний: создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;

§  создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения.

Основными направлениями в реализации этой политики являются совершенствование законодательства Российской Федерации и определение приоритетов профилактической деятельности.

Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться.

Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.

Необходимо совершенствование на федеральном и территориальном уровнях законодательной и нормативной базы в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.

Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста.

Назрела необходимость принятия: решении о проведении структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций рада медицинских служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.

Они должны предусматривать:

§  увеличение доли финансирования первичного звена здравоохранения - амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений с целью развития профилактического направления их работы;

§  укрепление нормативной и финансовой базы для работы врача общей практики;

§  совершенствование системы медицинского страхования;

§  подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни.

В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения в состоянии здоровья работающего населения. Возросла профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях промышленности, прежде всего на предприятиях малогои среднего бизнеса, ухудшились условия труда и отдыха. Это повлекло за собой ухудшение здоровья работающих, увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности.

С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:

§  проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих, создание на этой основе базы данных и федерального регистра профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;

§  уточнение критериев оценки риска, нарушения здоровья работников вследствие воздействия факторов производственной среды в целях осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

§  совершенствование системы медико-санитарной. и трудовой реабилитации с целью рационального решения вопросов трудоспособности.

Концепция определяет также роль и задачи государственных и муниципальных органов власти, а именно:

§  разработка законодательной и нормативной базы;

§  привлечение всех секторов экономики к участию и выполнению специфических для них задач;

§  финансирование всего комплекса мероприятий с привлечением средств общественных организаций и спонсоров;

§  включение всех возможных средств массовой информации;

§  организация и проведение мониторинга мероприятий программы на межсекторальном уровне и др.

Понятно, что без заинтересованного участия населения любые усилия органов государственной и муниципальной власти и медицинских работников (в купе с другими секторами экономики), направленные на укрепление репродуктивного здоровья, повышение рождаемости и снижение смертности желаемого результата не принесут. Для формирования заинтересованного участия населения в планируемой Программе необходимо в том числе:

§  обеспечить население бесплатно печатными материалами по формированию ЗОЖ, гигиеническому воспитанию, укреплению репродуктивного здоровья и коррекции факторов риска основных неинфекционных заболеваний;

§  в организованных коллективах (учреждения образования, здравоохранения, социальной сферы, производственные коллективы и др.) проводить приуроченные к праздничным мероприятиям соревнования по знаниям и навыкам здорового образа жизни и др.