Деятельность Центра информационной поддержки молодежи

Для эффективной социализации молодежи в трудной жизненной ситуации необходимо создание Центра информационной поддержки, в котором они смогут получить необходимую для полноценной социализации информацию.

Целью деятельности Центра является оказание комплекса качественных услуг молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Среди услуг предполагаются индивидуальные консультации, в том числе по телефону, групповые консультации, семинары, тренинги, беседы, клубная работа

Клиентами центра могут стать молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет переживающие трудную жизненную ситуацию, связанную с потерей работы, наркотизацией и алкоголизмом, адаптацией при возвращении из мест лишения свободы, имеющие мотивацию к изменению своей жизни и восстановлению социального статуса.

Реализация проекта создания Центра позволит молодежи стать настоящими авторами своей жизни, реализовать свои жизненные планы, научиться помогать не только себе, но и другим.

Задачи создания Центра:

  ·  сформировать у молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осознанную мотивацию на изменение своей жизни и восстановление своего нормативного статуса в обществе;

  ·  проводить мероприятия по восстановлению социально полезных связей молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  ·  формировать у молодых людей реальную жизненную перспективу на основе восстановления и развития трудовых навыков, обеспечения долгосрочной социальной поддержки и правовой защиты;

  ·  расширить диапазон возможностей в принятии решений у молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут сразу обратиться в Центр, где им будет дана информация о существующих программах помощи. Также они могут быть направлены на прием специалистами управления социальной защиты населения, городского центра занятости, работниками правоохранительных органов.

На первичном приеме выясняется, в чем заключается трудная жизненная ситуация, проводится мотивационное консультирование, психодиагностическое обследование личности. Определяется актуальное психоэмоциональное состояние, личностные особенности. Для этого используются проективные методики «Дом-дерево-человек», рисунок «Несуществующее животное», тест Люшера, 16-факторный опросник Кеттела. По итогам проведенного исследования составляется индивидуальный план реабилитационных мероприятий и социальной адаптации.

Одним из важных направлений деятельности Центра помощи молодежи в кризисной ситуации является информационная работа.

В рамках данного направления определены три составляющие: организационная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, использование Интернет-ресурсов.

Организационная работа включает в себя: информирование специалистов различных подведомственных учреждений города о деятельности Центра, об оказании социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-экономических услуг; презентация программ социальной помощи учащимся старших классов школ, обучающимся первых курсов профессиональных училищ, лицеев, колледжей; подготовка и проведение совместных с социальными партнерами благотворительных акций; проведение Дней открытых дверей; выступления на семинарах, конференциях, круглых столах по актуальным вопросам социального обслуживания молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Взаимодействие со средствами массовой информации – подготовка и распространение материалов информационно-методического содержания: буклетов, брошюр, листовок, визиток, презентаций, видеороликов; публикаций в печатных изданиях (газетах, журналах, сборниках).

Использование Интернет-ресурсов – взаимодействие специалистов учреждения с участниками социальных сетей, знакомство с сайтами различных учреждений; распространение опыта работы; размещение содержательной информации о деятельности Центра.

Важное направление деятельности Центра – распространение правовой информации. Цель – формирование элементов гражданского общества путём приобщения молодёжи к правовой культуре средствами централизованной библиотечной системы (региональный аспект).

Методы осуществления работы:

1. Формирование документального фонда для информационного обслуживания.

2. Подготовка тематических баз данных по вопросам права.

3. Справочно-информационное обслуживание индивидуальных и специальных групп пользователей.

4. Проведение конференций и семинаров по вопросам поиска, обработки, систематизации информации, а также мероприятий по вопросам права для организаций и широкого круга общественности.

5. Сотрудничество с учреждениями, осуществляющими правовую реформу, судебными и правоохранительными органами.

6. Широкое взаимодействие с вузами.

7. Предоставление доступа к профессиональным базам данных «Консультант плюс», Lexis-Nexis и Internet.

8. Популяризация новых форм работы при помощи средств массовой информации.

9. Обучение кадров для выполнения более сложной работы, связанной с компьютерно-телекоммуникационными системами.

10. Обеспечение Центра справочной и энциклопедической литературой, периодическими изданиями, кодексами законов, монографиями, сборниками научных трудов, а также специальной литературой по следующим разделам:

  ·  Право в целом. Пропедевтика. Методы и вспомогательные правовые науки.

  ·  Международное право.

  ·  Конституционное право. Административное право.

  ·  Гражданское право.

  ·  Имущественное право. Право собственности.

  ·  Обязательственное право. Договоры. Соглашения.

  ·  Внедоговорное обязательственное право.

  ·  Коммерческое право.

  ·  Постановления главы администрации города и решения Городской Думы.

  ·  Информационно-библиографическое обеспечение новых учебных программ.

11. Обеспечение Центра оперативной информацией правового характера.

Важное направление, которое должно быть осуществлено в Центре – использование социальных сетей для распространения информации об услугах центра.

ХI век – век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный.

Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается так называемых социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто «убивают» в них время.

Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. К тому же ещё одним негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников.

Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, молодые люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. Это отрицательное воздействие проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и за это ничего не будет, те нормы, которые удобны для пользователя. Всё это ведёт к подмене виртуальным миром реального мира, где существуют общепринятые нормы и правила, невыполнение которых влечёт за собой применение жёстких санкций. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия итак сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.

И сегодня в связи с вышесказанным можно с уверенностью говорить о таком понятии как виртуальная компьютерная социализация или киберсоциализация.

Киберсоциализация человека – социализация личности в киберпространстве – процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и online-играх).

В процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых, ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством – фактически новым виртуальным жизненном пространством человека.

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей глобальной сети Интернет во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Таким образом, можно говорить о том, что социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации. В сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле.

В настоящее время социальные сети настолько прочно захватили умы посетителей Глобальной сети Интернет, что стало сложно найти человека, который хотя бы один раз не слышал о таких ресурсах, как «Одноклассники», «В контакте» и др. Между тем подобного рода сайтов намного больше, чем может показаться. Фактически на данный момент обзавестись своей личной социальной сетью стремятся все крупные порталы, а некоторые уже сделали это. На самом деле стремление объединить людей, раскиданных временем по разным частям не только страны, но и мира, можно оценить как положительную тенденцию.