Диагностика структуры семьи

Средневековая правовая система, инквизиционное следствие, способы раскрытия преступлений, пытка как основной способ получения признания, система наказания, понятие и анализ общих черт и различий уголовного процесса и законодательства в Англии и Германии

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

Все эти науки, как правило, находят свое собственное, специфическое видение и понимание феномена семьи. «Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения!».[1]

Множественный подход к изучению семьи порождает различное её толкование, выделяя в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности.

Существует великое множество определений понятия «семья». Например, самое простое определение: «семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе».[2]

По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом».[3]

Однако такие определения не раскрывают всех сторон данного феномена. Более подробное определение предлагает «Философский словарь»: «Семья – вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».[4]

Обобщая все предложенные характерные особенности семьи, на наш взгляд, можно дать следующее определение данному понятию: семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Таким образом, лишь наличие триединого отношения супружество – родительство – родство позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьей (взросление и отделение детей, распад семьи из-за болезней, смерти её членов, развода и других видов социальной дезорганизации семьи), либо не ставших еще семьей (молодожены, не имеющие детей).

Семья – это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений:

1 – природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные;

2 – экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;

3 – духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и не совместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

Структура семьи – это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Она тесно связана с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции.

Структура и состав современной семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей, а, следовательно, влияют на процесс их социализации. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта.

В своей деятельности психотерапевт, работающий с семьёй, руководствуется определённой системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и помогает сформировать стратегию психотерапии. Работая с семьями, психотерапевт должен быть вооружён определёнными теоретическими представлениями, помогающими ему объяснить поведение и взаимоотношения членов семьи с точки зрения системного подхода, служащего для него своеобразной системой координат. Работая в ней, психотерапевт может быть застрахован от слияния с семейной системой. Именно на неё он опирается, проводя системную диагностику семьи, анализируя разнообразные аспекты поведения членов семьи. Кроме того, он сможет более успешно проводить диагностику тех или иных нарушений, имеющихся в семейной системе.

Все живые системы имеют определённые структурные, динамические и исторические (генетические) характеристики. Структуру системы можно определить как статическую характеристику, а динамические характеристики обычно связанны с отношениями и взаимодействиями. Причём между структурными и динамическими параметрами системы существует тесная связь. Структура может меняться при изменении взаимодействия, и, наоборот, при изменении структуры может меняться взаимодействие. Например, при рождении ребёнка изменяется структура семьи, что неизбежно влечёт за собой изменение в функционировании членов семьи. Супруги теперь становятся ещё и родителями и должны выполнять соответствующие обязанности. Другой пример связан с изменением функционирования, которое влечёт за собой изменение структуры семьи. Муж потерял работу, превратившись из гиперфункционала в гипофункционала, соответственно, изменяется семейная иерархия: возможно жена обратится за помощью к своим родителям, а возможно, превратится в гиперфункционала сама.[5]

Кроме того, существуют ещё исторические (генетические) особенности системы. Следует подчеркнуть, что история порождает структуру, а структура обуславливает определённые взаимодействия между элементами системы. Например, прошлое нашей семьи, её история жизнь предшествующих поколений влияет на нашу нынешнюю жизнь, на восприятие современной ситуации и, по сути, «управляют» нашим поведением сегодня.

Семейную систему можно рассматривать как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определённой структурой. Подсистема – составная часть системы, выполняющая в её рамках относительно независимые функции.[6]

В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основных группы подсистем:

члены семьи, как отдельные люди;

супружеская подсистема – подмножество семейной системы, правила поведения в котором определяются транзакциями типа супруг-супруг;

сиблинговая подсистема – подмножество семейной системы, правила поведения в котором определяются транзакциями типа брат-сестра (брат-брат, сестра-сестра);

родительская подсистема – подмножество семейной системы, правила поведения в котором определяются транзакциями типа родитель-ребёнок.[7]

Интересно, что, несмотря на то, что, состав супружеской и родительской подсистем одинаков, эти подсистемы кардинально отличаются ибо различаются функции этих подсистем. Супружеская подсистема характеризуется тем, как диада муж и жена чувствуют себя как супруги, как удовлетворяют совместные потребности и ожидания. Родительская же подсистема характеризуется тем, как они отец и мать функционируют как родители.

Хорошо сбалансированная семейная система способна удовлетворить потребности всех, входящих в неё подсистем.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.

Методики социально-педагогической диагностики родителей: анкета; тест-опросник родительских отношений А. Я. Варга – В. В. Столина (ОРО); опросник анализа семейного воспитания (АСВ).

Диагностическая работа с детьми позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.

Методики диагностики детей: методика методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС); анкета склонности к преодолению социальных норм и правил; наблюдение и т.д.

Итак, семейную систему можно рассматривать как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определённой структурой. Хорошо сбалансированная семейная система способна удовлетворить потребности всех, входящих в неё подсистем.