Диалектика стабильности и нестабильности в социокультурном процессе

В работе Руссо, где он сознательно сделал уклон именно в нестабильную сторону общественного договора для того, чтобы он стал главным началом становления учения о правах человека, которое в наше время превратилось во всемирную декларацию о правах человека. Фактически Руссо стал основоположником демократического государства.

Теоретические открытия социодинамики и социосинергетики используются в изучении динамики социокультурного развития. На первом месте в оценке динамики социокультурных процессов находятся такие интересы как, психологические, религиозные, классовые и т.д., это неминуемо приводит к путанице в развитии истории и ее объектов.

На данный момент, в науке нет признанных норм развития культуры, которые объясняют ее движущие силы, цели, задачи, источники, и социальные функции, т. к. нет единого пути разрешения этих проблем, потому что, существует бесконечное разнообразие подходов к ним. Эта проблема, устойчивого развития берет начало с момента возникновения социальной науки.

Значение творчества в возникновении нового социума, что мы называем цивилизацией нового мышления, начало возрастать еще с эпохи капитализма, а именно возникли понятия риска, рисковой деятельности в условиях стабильно-нестабильного социокультурного развития. Творчество и прогресс представляют собой ту сторону социокультурного процесса, где стабильность это застой, нестабильность – это разрушение циклов социокультурного процесса.

В наше время информация это как товар, значит, работает по законам рынка товаров, и свобода слова тоже стала товаром. Сейчас все, ранее самостоятельные области человеческой деятельности, которые в прошлом затрагивали все области человеческой деятельности – науки, искусства, культуры, морали, право и т.д. – имеют второстепенное значение и даже находятся под угрозой уничтожения. История сделала свой круг и вернулась к старому обмену товаров на границах владений при первобытнообщинном строе, только на высшем уровне. Мы пришли к возврату старого капитализма, например, когда произведения искусства инков и ацтеков европейцами превращались в золото, не имея никакой культурной ценности для них. Универсальным способом обмена различных видов деятельности на другие по законам товарообмена – стал рынок.

Все виды культуры – это либо скрытая форма обмена товаров или способ сбережения капитала. Например, во всем украинском телевидении реклама занимает одно из первых мест, а фильмы, передачи и др., то, за что не добывается прибыль, отходят на второй план. Произошедший разрыв культуры, не значит полного ее уничтожения, а происходит изменение культурных связей и традиций прошлого, на пути стабильности и нестабильности возникают новые культурные ценности мирового масштаба.

Из этого вытекает, что культуру можно представить как производную динамик нестабильности и, следовательно, стабильности, в которые входит, культурное творчество, культурное наследие и культурная сфера, а значит, описывается механизмом стабильности и нестабильности, выступающим феноменом культуры, который через риск и рисковую деятельность добивается устойчивого развития. Так как любая социальная система развивается, это значит, что к ней можно применить, как основную характеристику социокультурной динамики, через меру и допустимый риск, границы беспорядка (хаоса) и порядка.

В наше время информационный подход используется более активно для пояснения причин строения и возникновения механизмов социокультурной динамики, который превращает весь механизм социокультурной динамики в средство накопления и обработки информации. Основная конструкция культуры ограничивается не только информационными, но и социальными, религиозными, нравственно-эстетическими и многими другими процессами развития настоящего прогресса общества, т. к. культурные процессы не испытывают прямопропорциональной зависимости от скорости информационных процессов. Благодаря информационной сфере человек познает и воздействует на процессы материального характера, потому что, она является максимально доступной для человеческого сознания, ибо сознание является чистой формой информации.

В данный момент эпохи самопостроения информации под понятием «человек» подразумевают не столько человека, как личность, а скорее созданный на протяжении исторического развития тип человека разумного, в целом, который на основе информационного моделирования поведения в динамичном мире, обладает волей к самосовершенствованию (творчеству) и стремлением к бесконечности, т.е. бессмертию. Полученное, от природы и предков, – является частью стабильности в человеке. Стабильным в человеке – есть организм, но в процессе творческой деятельности, он в результате взаимодействия с окружающей средой, в состоянии полностью или частично, создать благоприятные условия для существования в различных, ранее не пригодных для проживания стихиях (например, океан, космос, литосфера и т.д.). Исходя из этого, жизнь как творчество, есть непрерывный выбор между порядком и хаосом этого мира. Мы считаем, что отсутствие движения, стремления к самосовершенствованию, т.е. отсутствие творчества, леность души, духовная смерть – это стабильность, а самосовершенствование, рисковая деятельность, душевная радость, победы, муки творчества – это нестабильность. Но друг без друга эти два противоположных понятия, как основа жизни, прогресса – существовать не могут. Они находятся только во взаимодействии, как диалектическая пара, основа – сосуществования человека и природы. Так уж сложилось по воле рока, что человек не бессмертен, но он постоянно стремится к воле, к творчеству, а значит ему суждено постоянно выбирать используя чудо информации.

Если бы человечеству удалось проникнуть в тайны всех законов информации, т.е. познать тайну мироздания, посредством информации, то он стал бы бессмертным, например, компьютер сохраняет свою «душу» (информацию), довольно таки долгое время; генная инженерия доказала, что гены, как носители информации, тоже, своего рода, доказательство бессмертия человечества, да и культура, как генный носитель социальной информации, не может никогда состарится, а значит и умереть, потому что она не подчиняется законам физики.

Человек в какой-то степени рискует, если у него все по расписанию, т.е. все продуманно, сознательно, в мире порядка и хаоса, а затем возникновения чего-то нового, предопределенного судьбой. Она объективна, как сегмент жизни человека, и ее не выбирают, т. к. на нее влияют самые разные причины. Вот тогда и возникает рок, в жизни человека, как что-то неотвратимое, независящее от его воли, это только часть его жизни, в которой господствует еще и случай.

У человека всегда есть воля к выбору в альтернативных условиях, а значит он сознательно рискует в определенных жизненных обстоятельствах. Отсюда возникают как бы два полюса «да» и «нет», но иногда человек поступает таким образом, что ни «да» ни «нет», т.е. не выбирает не одного варианта и вот тогда-то появляются новые варианты, а это и есть творчество, как основа нестабильности.

Воспринимая мир по-новому, нынешняя культура и по-новому видит человека в нем. Часто то, что начинается с нестабильности, под влиянием обстоятельств, в процессе своего исторического развития становится стабильностью. Свойством культуры в наше время, есть то что она, пытается, не смотря ни на что, сохранить судьбоносные моральные и эстетические ценности.

Культура, по своей природе, очень консервативна и в какой-то степени все новое принимает «в штыки», и как бы, защищаясь, порождает новую деятельную псевдокультуру, которая потом неминуемо приводит к застою, консервации, т.е. возникнет состояние стабильности. Возьмем к примеру, культуру элиты. Она всегда ассоциируется с прошлым, тогда как новая культура спонтанно возникает как взрыв в ее недрах и обслуживает огромную массу людей, а значит, такая культура становится демократичной. А без этого культура просто событие в истории, которое не смогло оставить свой след в жизни человечества.

В процессе противоборства культур возникает нестабильность, но затем неотвратимо наступает стабильность мировой культуры. Культура занимает все жизненное пространство человека, только через призму культуры становится понятным мир. Творчество, как нестабильность и традиция – стабильность, как две стороны одной медали две стороны анализируемого социокультурного процесса. Традиция присутствует везде, в морали, науке, религии и т.д., но это и есть, ни что иное, как информация сохраненная временем, позволяющая обществу устойчиво развиваться.

В недрах культуры постоянно идет борьба между стабильными и нестабильными ее составляющими. Например, с одной стороны, стабильное – это знаковые системы, как основа решения всех проблем, социокультурная картина мира, категории культуры – своего рода психология сознания носителей культуры, а с другой стороны – нестабильное, культурные отношения, новые культурные обстоятельства приобщения людей к культуре, новые ситуации происходящие в культурном социуме, приводящие к новым проблемам и отсюда возникает новаторство, изобретение нового, творческого начала. В недрах старого зарождается новое, чтобы затем опять возродится в новейшем, итак цикл изменения культуры снова повторяется на более новом качественном уровне. Таким образом в культурном социуме традиция как бы обновляется, приводя постепенно к стабильности общества.

Новые культурные ценности создают первопричину ускоренного развития общества, которые и вызывают к жизни творчество. Культура становится открытой и быстро реагирующей на влияние обстоятельств. Таким образом, культура становится импульсом энергии в социальном и культурном пространстве человечества и простые, незаметные на первый взгляд, вещи становятся культурными ценностями. Итак, единственная ниточка, которая связывает общество богатых и бедных это культура результат их культурного взаимодействия.

Совместная культура, может выступать как историческая память, а следственно имеет способность объединять людей, тогда как потенциально разделительными выступают производство, религия, традиции, национальность и этнические разнообразные различия. Культура пытается стабилизировать эти потоки нестабильности, но не в достаточной степени, чтобы остановить развитие социокультурных отношений и производства.

Теория информационно-волнового импульса заключает в себе все физические исследования, которые проводились лишь для того, чтобы объяснить первоосновы строения мира материи. Эта теория является циклической и представляет собой импульс, который объединяет в себе стабильность и нестабильность, поскольку среда импульса никогда не повторяется, то логично предположить, что его результат всегда является новым. Это привело к тому, что появились две, пожалуй, самых актуальных в наше время, проблем человечества – сбережение окружающей среды и культурных ценностей. Проблема состоит в удержании факторов, которые приводят к нестабильности, в определенной степени риска, чтобы не было слишком поздно, и ничего нельзя было бы вернуть в прежнее русло.

В основе истории культуры располагается структура этих процессов, которая, в свою очередь, определяет ее основные функции, характеризующие данную историческую эпоху.

Придерживаясь теории информационно-волнового импульса, религиозной культуре также не чужды эти процессы. Волна (свет) как первооснова бытия выступает главным фактором во всех ведущих религиозных теориях. Христос говорит «Я свет миру», а приверженцы христианства именуют себя «дети света». Из этого вытекает, что первоначальную теорию циклического импульса, т.е. теорию строения материи и любой культуры, рассматривали за долго до ее возникновения, как теории вообще.

В едином информационном пространстве присутствуют все ценностные минимальные и максимальные значения, которые являются составляющей стабильно-нестабильного цикла, это способствует возможности пополнения культурных ценностей и способствует преемственности культур, из этого следует, что любой культурный акт, представляет собой материально-информационную волну, т.е. источник и импульс развития.

Итак, информация в самом начале, как волна, никогда не может быть равна нулю и если рассматривать ее маятниковые колебания, т.е. на полюсах будет, как раз, стабильность и нестабильность, а значит главная задача культуры, это балансировка между плюсом и минусом, т.е. между стабильностью и нестабильностью, другими словами плюсом и минусом. Вот так и меняются исторические культурные циклы, целые пласты культуры, сменяют друг-друга, происходит рассвет одних и упадок других.

Волновая информация, как материальный носитель, в компьютерных системах, которые, в основном, функционируют в сетях, способна не только к структурной, но и к функциональной самоорганизации, а если рассматривать с точки зрения культуры, то, можно сказать, что она не представляет собой культурного объекта, т.е. искусственный интеллект, как источник волны – информации, это преобразованная, а может быть и совсем другой вид энергии и подчиняется он именно физическому закону сохранения энергии. В то время как мышление, мозг человека, как носитель волновой информации, способен к творчеству и работает уже совершенно на другом преобразованном виде энергии, как энергии духовной, высшего порядка. Он способен к духовному новаторству, т.е. творческой обработке этой энергии и результат этого уже есть духовная модель реального мира во временных пластах культуры человечества, а значит в продуцировании его культурных ценностей.

После смерти носителя информации она не теряется, т. к. дальше идут процессы, когда информация накопленная до него, продолжая функционировать на уровне генетического кода и накопляться уже, как бы, без его участия, тогда нею может воспользоваться другой разум и стать новым носителем этой информации. Так, с помощью культурных и исторических памятников, достижений культуры как зафиксированной информации сохраненных в памяти вещей и людей, новые поколения узнают свою историю. Знание это небольшой шаг на пути познания мира. Мы только можем строить догадки о механизме управляющем миром, т. к. это выходит за границы нашего сознания.

Итак, стабильность-нестабильность это единство двух противоположностей, каждое из которых не существует само по себе. Нестабильность нужна в жизни, т. к. она создает потребность в создании чего-то нового, доселе неизвестного, чего не было в стабильности, хотя здесь, как раз и возникает ситуация, когда возможности не могут реализоваться до конца. Так, искусство современности таит еще в себе черты классической культуры, хотя оно использует уже совершенно другие средства самовыражения и на уровне культурного социального опыта они мирно сосуществуют. Получается, что для создания всего нового, оригинального, нестабильность нужна даже больше, чем стабильность. Балансировка мировой культуры между стабильностью и нестабильностью, между порядком и беспорядком – это беспрерывные колебания между творчеством и рутиной, т.е. застоем. Если рассматривать это с точки зрения вечной смены информации, то можно сказать, что это, как бы золотая середина или золотое сечение в недрах вечного движения самоорганизации культурной информации.

С точки зрения социокультурного процесса, нестабильность становится полезной, когда событие уходит в небытие и становится просто отрезком исторического процесса, иными словами, порядок преобразует хаос и наоборот. Так информация о Нероне, римском императоре, который сжег Рим, не вызывает уже у нас такого морального осуждения, как это было ранее, т. к. эти волны информации как бы затухли, событие перестало быть актуальным и стало сегментом в историческом развитии человечества. На пути истории нет рытвин и ухабов, скачкообразных движений, история человечества – это движение по прямой, а вот культурное развитие, это постоянная балансировка, т.е. маятниковое движение между стабильностью и нестабильностью, которые зарождаясь в недрах друг друга, постоянно переходят друг в друга, но не выходят за пределы. Это можно наблюдать не только в культуре, но и в экономике (например, появление рыночных отношений), политике, науке и т.д., другими словами происходит циклическое развитие, в котором господствуют законы синергетики и можно научно предвидеть развитие хаоса в форме сменяющих друг друга моментов социокультурного процесса.