Дискриминация женщин в науке

На протяжении тысячелетий мужчины доминировали во всех сферах общественной жизни, а женщины занимали подчиненное положение. С момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.

Только отдельным женщинам удавалось достичь вершин власти, и надо признаться, что они неплохо справлялись со своими обязанностями – вспомним хотя бы королев Елизавету I и Викторию и императрицу Екатерину II, царствования которых были одними из самых успешных в истории Англии и России. Наука таких исключений не знала. Первой женщиной, научные достижения которой в своей области не уступали высшим достижениям мужчин, была Мария Склодовска-Кюри. Можно было бы думать, что главной причиной, препятствующей появлению женщин – великих ученых, являлось то, что в прошлом даже женщины, принадлежавшие к высшим слоям общества, были практически лишены возможности получить фундаментальное образование, без которого серьезные занятия наукой практически невозможны. Сейчас это препятствие исчезло – среди людей, получающих высшее образование в России, доля женщин превышает долю мужчин. Неуклонно растет также доля женщин среди рядовых научных работников (с 1988 по 2000 г. она увеличилась с 40 до 55 %). В то же время в 2003 г. в Российской академии наук доля женщин составляла 2% среди действительных членов и менее 3,5 % среди членов-корреспондентов, а в Президиуме РАН не было ни одной женщины [7].

Против доступа женщин к высшему образованию и занятиям наукой выступали как политические деятели, так и мужчины-ученые.

Многие мужчины, особенно в ученых кругах, — писал А. Бебель, — выступают против университетского образования женщин потому, что они боятся принижения науки, престиж которой должен будто бы пострадать, если женщины получат возможность посвятить себя научным занятиям. Они видят в научных занятиях особую привилегию, которая должна быть доступна лишь избранникам мужского пола.

Таким образом, как официальная позиция государственных мужей, так и мужчин-ученых российского научного сообщества долгие годы препятствовала полноправному включению женщин в систему высшего образования и науки. Однако были и исключения из сложившейся ситуации. Нельзя не отметить, что среди части либерально настроенной российской профессуры наблюдалась обеспокоенность сложившимся положением и искреннее стремление к развитию равноправного участия женщин в научно-образовательной сфере. К числу феминистски настроенных мужчин можно отнести таких выдающихся ученых, как А. Н. Бекетов, А. Н. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др. [1. С. 19].

В противовес активной позиции передовой части русской интеллигенции, отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила активно дискриминационный характер. Доминирующей в то время тенденцией оставалась тотальная дискриминация женщин в сфере государственного высшего образования и науки.

Одним из реальных следствий этой политики российских властей явилась эмиграция женщин в западноевропейские страны в целях получения высшего образования и приобщения к научным занятиям. Уезжали обучаться прежде всего в университеты таких стран, как Швейцария, Франция, Германия.

Равные права с мужчинами (понимаемые как равный доступ женщин-россиянок к научным занятиям) "мирно" соседствуют с феноменом дискриминации, ограниченного представительства женщин в органах управления наукой, в частности, научными фондами – новейшими организационными структурами современной науки. В качестве примера можно привести Совет Российского фонда фундаментальных исследований как его высший руководящий орган, где из 28 его членов нет ни одной представительницы слабого пола, или же Совет Российского гуманитарного научного фонда, в котором из 27 его членов только одна женщина (Т. И. Заславская) [1. С.22].

Женщины, решившие посвятить свою жизнь науке, до сих пор сталкиваются со множеством проблем. Такой вывод сделали американские ученые на основе недавно проведенных исследований. Невзирая на крупные достижения, научные учреждения используют далеко не весь потенциал женщин.

Джо Ханделсман, руководитель исследования из университета Висконсин-Мэдисон, выделяет четыре проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются женщины. Во-первых, это отсутствие карьерного роста – в инженерии и физике, например, ученая степень дается женщинам гораздо реже, чем мужчинам, что не дает возможности продолжать научную карьеру.

Во-вторых, это недружелюбная атмосфера в коллективе. Многие женщины, бросившие заниматься наукой, заявляют, что к этому их вынудило враждебное отношение коллег. Согласно исследованиям, ученые мужи этого не ощущают и свято верят, что "обстановка более благоприятна для женщин".

Еще одна проблема — это неосознанная предвзятость. Очень часто работа оценивается хуже, если известно, что ее автором является женщина.

Наконец, последняя помеха — это семья. Как правило, домашние обязанности целиком и полностью лежат на женских плечах, и на научную карьеру просто не хватает времени [6].