Дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития

Дети-инвалиды входят в более широкую группу лиц с ограниченными возможностями, обозначаемую целой серией формулировок, несущих в себе определенный смысл, но не всегда полно отражающих проблемы данной категории детей: «дети с отклонениями в развитии», «особые дети», «инвалиды», «лица с низкими функциональными возможностями». В практической деятельности используется классификация нарушений развития принятая в дефектологии. Согласно ей выделяют следующие группы дети, имеющих проблемы в развитии:

· дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

· дети с интеллектуальными нарушениями (легкая степень нарушения – дебильность, средней тяжести – имбецилы и глубокая умственная отсталость – идиотия). Все формы умственной отсталости детей делятся на две группы – олигофрения и деменция (слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности);

· дети с нарушениями речи;

· дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);

· дети с комплексными дефектами развития;

· дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

По данным ЮНЕСКО: в мире около 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками. В Республике Беларусь насчитывается около 30,0 тыс. детей-инвалидов. Функционирует 9 специализированных домов-интернатов для таких детей в системе Министерства труда и социальной защиты населения; 46 специальных дошкольных учреждений; 9 специальных домов и 74 школы-интернаты для детей с особенностями психофизического развития; 19 спецшкол; более 4000 классов интегрированного обучения.

В структуре причин первичной инвалидности детей на первом месте стоят: врожденные аномалия, болезни нервной системы; психические расстройства; новообразования; болезни костно-мышечной системы; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Большинство детей-инвалидов имеют тяжелые и стойкие нарушения двигательной, психической или соматической сфер.

Дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития является государственным учреждением социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, предназначенным для постоянного, временного (до 6 месяцев) проживания детей, нуждающихся в специальном обучении, особой заботе, бытовом и медицинском обслуживании.

При доме-интернате с целью осуществления трудовой подготовки детей могут создаваться лечебно-трудовые мастерские, а при возможности - подсобное хозяйство.

Дома-интернаты могут быть двух типов:

для детей-инвалидов, имеющих психические нарушения;

для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения. [2, с. 180]

Основными задачами дома-интерната являются:

-  создание оптимальных условий, способствующих умственному, эмоциональному, физическому развитию и социальной адаптации детей;

-  обеспечение права детей-инвалидов на получение образования в соответствии с их возможностями;

-  создание коррекционно-развивающей образовательной среды;

-  обеспечение единства психологической, коррекционно-педагогической помощи детям в целях активного включения их в жизнь общества;

-  организация и оказание медицинской помощи и обслуживания;

-  формирование навыков, необходимых для обретения бытовой независимости, вовлечение в посильную трудовую деятельность;

-  поддержание и сохранение контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Основными направлениями деятельности дома-интерната являются:

-  прием детей и обеспечение адаптации их к новой обстановке и жизни в коллективе;

-  оказание психологической, коррекционно-педагогической помощи с целью ослабления имеющихся нарушений развития;

-  обучение детей с особенностями психофизического развития с учетом их познавательных возможностей по программам и учебным планам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;

-  диспансеризация, лечение, реабилитация, организация консультативной помощи специалистов, госпитализация детей в лечебно-профилактических учреждениях по месту нахождения дома-интерната;

-  материально-бытовое обеспечение детей, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода и наблюдения;

-  содействие в обеспечении нуждающихся детей техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. N 190 "Об утверждении Государственного реестра (перечня) технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях" (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 8, ст. 212);

-  организация рационального и диетического питания с учетом возраста и состояния здоровья;

-  оказание детям медицинской помощи;

-  проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

-  организация повышения квалификации работников дома-интерната с целью совершенствования организации труда;

-  взаимодействие с аналогичными учреждениями за рубежом с целью повышения уровня обслуживания, ухода и содержания детей;

-  организация мероприятий по привлечению средств предприятий, учреждений, организаций, благотворительных фондов для укрепления материально-технической базы дома-интерната и улучшения культурно-воспитательной работы с детьми;

-  оказание платных услуг в установленном законодательством порядке.

Организация учебно-воспитательного процесса

В доме-интернате организуется учебно-воспитательная работа, которая обеспечивает образовательную подготовку, общее развитие, коррекционную помощь и поддержку, бытовую адаптацию и социализацию детей в зависимости от характера нарушений и уровня их обучаемости.

Весь процесс обучения, воспитания и развития детей способствует освоению окружающей действительности, формированию практических умений и навыков в целях их подготовки к максимально возможной самостоятельной независимой жизни.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основании:

-  учебных планов и программ для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и специального образования, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь;

-  индивидуальных учебных планов и программ, разработанных специалистами домов-интернатов и согласованных в государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, для детей, образование которых в соответствии с образовательными стандартами (в том числе и специальными) является недоступным.

Учебно-воспитательный процесс организуется с использованием средств и методов обучения с учетом физических и (или) психических нарушений.

Группы (классы) обучения, по возможности, комплектуются из детей в соответствии с их интеллектуальным развитием, состоянием здоровья и возможностью овладения трудовыми навыками.

Наполняемость групп (классов) в доме-интернате устанавливается для детей, находящихся на постоянном постельном режиме, детей с ограниченными двигательными возможностями, младшей диагностической группы (класса) – 6 человек; подготовительной группы (класса), учебной группы (класса), группы (класса) трудового обучения – 7 человек.

Для осуществления первичного приема детей и определения в соответствующую группу (класс) обучения на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается консультативная комиссия, в состав которой входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, врач, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Комплексное воспитание и обучение детей осуществляется различными специалистами: воспитателями, помощниками воспитателей, педагогами-психологами, учителями-дефектологами, педагогами социальными, учителями, инструкторами по труду, музыкальными руководителями, учителями физической культуры и другими.

Приём в дома-интернаты для детей-инвалидов

Порядок, особенности и основания предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов определены Положением о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.09.2008 г. №1408.

Специальные жилые помещения в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляются гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, в соответствии с перечнем показаний, медицинских показаний и противопоказаний для помещения в дом-интернат.

В дома-интернаты для детей-инвалидов принимаются дети-инвалиды с особенностями психофизического развития в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании.

Родители, у которых дети отобраны на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних; на основании решения суда без лишения родительских прав; в случае лишения родительских прав; нахождения родителей в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста обязаны возмещать расходы на содержание детей в порядке, установленном законодательством.

Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утвержденному Министерством здравоохранения, в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании медицинского заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.

Проживание в домах-интернатах для детей-инвалидов может быть постоянным, временным (от 1 до 6 месяцев в году).

Право на первоочередной прием в дома-интернаты для детей-инвалидов имеют:

- дети-сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети из семей, в которых единственный или оба родителя являются инвалидами I или II группы;

- дети из многодетных и неполных семей;

- дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

- дети из семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы.

Документы, необходимые для приёма в дома-интернаты для детей-инвалидов.

Для предоставления специального жилого помещения в доме-интернате для детей-инвалидов родители (или один из них, если семья неполная) или законный представитель представляет в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома, управление социальной защиты администрации района г. Гомеля следующие документы:

- заявление по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защите;

- 2 фотографии 30 х 40;

- паспорт или свидетельство о рождении ребенка;

- документ, подтверждающий полномочия законного представителя;

- выписка из истории развития ребенка;

- удостоверение инвалида;

- заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации о типе дома-интерната и программе обучения.

- документы, подтверждающие статус ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- заключение ВКК о наличии у родителей (родителя) заболевания, препятствующего выполнению родительских обязанностей (в случае отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании решения суда без лишения родительских прав, лишения их родительских прав).

Органы по труду, занятости и социальной защите в дополнение к вышеназванным документам запрашивают (приобщают):

- о размере получаемой пенсии;

- копии заключения МРЭК;

- акт обследования материально-бытовых условий проживания по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты;

- решения местного исполнительного и распорядительного органа о сохранении за ребенком жилого помещения, из которого он выбыл. [5]