Досуг богатых и бедных

Для начала необходимо определить кто такие бедные, и кто такие богатые. В этом нам поможет понятие социальной стратификации. Социальная стратификация – это дифференциация некоторой данной совокупности людей (населения) на классы и группы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов общества[1].

Социальная стратификация - это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Неравенство и бедность — понятия, тесно связанные с социальной стратификацией[2]. Стратификация основывается на неравенстве. Бедные и богатые не равны по своим доходам, престижу своего рода деятельности, политическому весу. Иными словами, у них разный ранг, т.е. место в общественной иерархии. Можно говорить о том, что социальная стратификация описывает расслоение людей на классы, а можно говорить, что она указывает, как люди распределяются в социальном пространстве в соответствии со своими иерархическими рангами. Основа стратификации — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния[3].

Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т.д.).

Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

Бедность — это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре[4].

Досуг бедных

Переходя к проблематике досуга, следует подчеркнуть, что его качеством более или менее удовлетворены только треть бедных. Хорошими же свои досуговые возможности признали не более 5-7 % представителей неблагополучных в материальном плане групп. Чем же заполнен досуг тех групп населения, которые наиболее заметно различаются уровнем своего материального благосостояния?

Как видно на рисунке 1 (см. Приложение 1), одни формы заполнения досуга доступны практически каждому россиянину (телевидение, чтение газет, домашние заботы, хобби, религиозное участие). Использование других (возможности общения с друзьями, некоторые домашние увлечения, связанные с определенными дополнительными затратами, – книги, музыка, видео, компьютер, самообразование, посещение театров, кино, концертов) с разной степенью интенсивности сокращается по мере движения вниз по социальной лестнице. Целый ряд способов проведения свободного времени для большей части населения оказывается при этом просто недоступным. В первую очередь это относится к различным формам активного досуга вне дома, удовлетворению потребностей в полноценной социальной, культурной и общественной жизни. У тех, кто беден, отсутствуют (а у населения в целом – заметно сужены) возможности использования развлекательных, рекреационных, развивающих компонентов внедомашнего отдыха и досуга.

Виды занятий во время досуга богатых и бедных слоев

Рисунок 1. Виды занятий во время досуга богатых и бедных слоев, в %

Что еще касается бедных, для них возможности ведения активной социальной жизни вне дома не только не растут, но по некоторым позициям даже все более сужаются (платные развлечения, посещение культурных мероприятий).

Как показало исследование, соотношение разных типов досуга качественно различается у представителей полярных социальных слоев. Например у бедных эти показатели выглядят так: приверженцы активного досуга - 19,6 %; традиционного – 56,8 %; и простого – 23,6 %.

Именно в группе бедных (и только у них) за последние годы обнаруживается заметное снижение планки собственных духовных притязаний. По причине острых материальных затруднений люди начинают отказываться от того стиля и образа жизни, который для них являлся наиболее предпочтительным в недавнем прошлом, то есть они отказываются от важнейшего компонента собственной социальной идентификации и постепенно не только опускаются на дно в материальном плане, но и деградируют в личностном отношении. Начиная с 2000 г., в группе беднейшего населения России ощущается резкое падение интереса к самообразованию, искусству, литературе (почти на 20 %). Свыше 80 % бедных интеллектуалов, любящих театр, не могут себе позволить посещать спектакли, до 90 % любящих изобразительное искусство не посещают музеев и выставок, та же доля бедных любителей современной и классической музыки лишена возможности ходить на концерты. При этом только треть богатых интеллектуалов, заявляющих о любви к данным видам искусства, по тем или иным причинам не посещает театров, концертов, музеев и выставок[5].

Досуг богатых

Надо сказать, что формы проведения свободного времени за годы рыночных реформ претерпели определенные изменения, однако эти изменения в разной степени затронули различные социальные группы. Так, у наиболее благополучной части российского населения, начиная с 1999 г., отмечается практически двукратный рост таких видов внедомашней досуговой активности, как посещение кафе, баров, ресторанов, полуторакратный рост посещаемости концертов, кино, выставок, музеев, опережающими темпами в сферу домашнего досуга внедряется компьютер, Интернет, не слишком явно, но неуклонно возрастает общественный и политический компонент досуга (участие в деятельности клубов, ассоциаций, посещение собраний). У населения в целом эти изменения присутствуют в очень незначительной степени.

Также в благополучных слоях населения отмечается падение интереса к телевидению, особенно в его развлекательном варианте.

Что можно сказать о распределении типов досуга: у богатых число приверженцев активного досуга составляет 80,7 %, традиционного – 15,6 % и простого – 3,7 %.

Вообще, хорошими свои досуговые возможности признали до 70 % богатых людей[6].

Богатые более разнообразно проводят свой досуг, чем бедные. Это касается занятий как требующих, так и не требующих дополнительных расходов. Богатые в полтора раза чаще читают и периодику, и книги, в 5 раз чаще посещают учреждения культуры, в 2,2 раза чаще ходят на спортивные мероприятия, почти вдвое чаще играют на музыкальных инструментах или поют, рисуют.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод. Большинство занятий в свободное время, причем даже тех, что не требуют финансовых вложений, бедных привлекают реже. Их свободное время проходит менее увлекательно, они реже задумываются о его смысле и не выражают особой неудовлетворенности им, то есть в целом не собираются изменять это положение. Бедные реже говорят о хобби, о чтении, саморазвитии, общении, больше внимания уделяют зрелищам, собственно отдыху, несмотря на то, что доли “очень” и “не очень” устающих после работы среди богатых и бедных примерно одинаковы.

Тем не менее на вопрос: “Если Вы хотите приятно провести вечер, как Вы скорее всего поступите?” – большинство опрошенных, независимо от их доходов, ответили, что “проведут время с гостями”. Значит, под “приятным времяпрепровождением” россияне прежде всего понимают “живое” общение.

Итак, в развитии досуга наблюдаются две противоположные тенденции. Одна – в его упрощении, обеднении. Значительная часть опрошенных воспринимают доступные им формы досуга как вынужденные, что оборачивается острым чувством скуки, тоски, одиночества. У людей резко снижается ощущение свободы выбора. В своих крайних формах упрощение досуга приводит к тому, что люди вообще не знают, чем им заняться в свободное время.

Однако есть и другая тенденция – к усложнению, возвышению форм досуга. Ее можно определить как тенденцию саморазвития личности. Она связана с переживанием ощущения, что личностные возможности расширяются, важное место начинают занимать образование и самообразование, туризм, путешествия[7].

Как видим, различные группы населения обладают абсолютно разными возможностями включиться в социальную жизнь, практиковать активный досуг вне дома. Эмпирические данные однозначно указывают на то, что тип досуга и отношение к своему свободному времени становятся неотъемлемыми чертами принадлежности к определенному социальному слою[8].