Духовный аспект социальной работы

В любом обществе существует своя система ценностей. Социальная работа существовала в человеческом сообществе в виде помощи и взаимопомощи испокон веков, опираясь на общечеловеческие духовные ценности. Основанием любого вида профессиональной деятельности является необходимость реализации определенных ценностей. Это обстоятельство не зависит от того, насколько специалисты, занятые конкретной работой, представляют себе основные ценности профессии. Однако от того, насколько глубоко они понимают ценностный смысл профессии, зависит во многом их отношение и к непосредственно выполняемой работе, и к профессии вообще. Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии в обществе, человеческой жизнедеятельности, социальном и научно-техническом прогрессе и до некоторой степени их детерминирует.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где личностные качества специалиста в большой степени определяют успешность работы. Социальная работа имеет моральный базис. Это может выражаться в различных видах, но прежде всего, это гуманизм, человеколюбие, сострадание. И социальный работник должен обладать чувством сострадания, быть открытым перед тем, кому он хочет помочь, не управлять, а направлять, быть более терпеливым и упорным, нежели его клиент.

В настоящее время непременным признаком профессиональной компетентности социального работника выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Так, без внедрения знаний, умений и навыков в практику нельзя рассчитывать на способность социального работника выполнять свои профессиональные обязанности, а не обладая нравственными качествами, социальный работник не может пользоваться доверием клиентов. А ведь именно духовность как отличительная особенность личности является совокупностью тех ее свойств, которые отражают предрасположенность человека к деятельности в социальной сфере. Поэтому в процессе обучения социального работника, он познает не только основы и тонкости профессии, но и формируется как личность, формируя духовные ценности. Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению к ней факторами. В связи с этим социальная работа требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования.

С точки зрения социальной работы (работы с человеком), а также для развития системы ценностей самих социальных работников чрезвычайно важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеалы тех, с кем работают социальные работники. В наше время большинство социальных работников работает в государственных и иных официальных учреждениях. Но при всем том они не являются - и в этом особенность позиции данных групп - только исполнителями «приказа сверху», профессионалов отличают особая нравственная позиция и обладание знаниями, опираясь на которые, они не только самостоятельно оценивают ситуацию, но и выбирают вариант своего дальнейшего поведения.

Приняв на себя функции реализации социальной политики и фактически став агентами государства, социальные работники несут максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике и практике. Другими словами, социальный работник является не только агентом реализации социальной политики государства, но и субъектом ее активного изменения в соответствии с потребностями и интересами конкретных людей. Основываясь на гуманизме и нравственности, социальный работник ориентируется на ключевой комплекс ценностей – благополучие людей, социальную справедливость, достоинство индивида. Вследствие этого, специалистам социальной работы необходимо развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, ее культуры.