Европейский опыт государственной политики в отношении молодой семьи

Анализ государственной политики в отношении субсидирования на жилье

Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства по управлению социальной сферой общества. Это связано с процессами усложнения условий воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов. В зависимости от того, какие именно феномены в жизни молодежи признаются проблемными и как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, в различных государствах молодежная политика существенно различается как по концепции, так и по применяемым на практике методам ее осуществления.

Например, в странах Европы непосредственная работа с молодежью ведется не только государственными органами и учреждениями, но и разветвленной общественно-государственной системой служб социальной помощи молодежи. Государственный орган по делам молодежи создает условия для решения порученных задач и получает на это необходимые средства, но непосредственную работу с молодежью, например, в Германии, ведут общественные организации, занимающиеся оказанием социальных услуг. Финансирование этих служб из государственного бюджета ведется на конкурсной основе с учетом их квалификации, организационных возможностей.

Еще одной из острых проблем молодежи остаются вопросы обеспечения жильем. Это связано, прежде всего, с отсутствием механизмов кредитования жилья для молодых, как для приобретения собственного жилья, так и для приобретения участка под жилищное строительство. Решение этой проблемы осложняется отсутствием у молодых людей заемных средств, собственности или имущества, выступающего в качестве залога.

Германия

Германии на молодоженов распространяются абсолютно все требования, регулирующие ипотечное кредитование. Некоторые из них носят весьма льготный характер. В качестве примера можно привести страхование на случай утраты работы, в соответствии с которым страховая фирма оплачивает ипотеку, пока безработный ищет себе новое место. Поиски могут продолжаться не более двух лет. Уникальный опыт в поддержке молодых семей был накоплен в свое время в ГДР. Вступив в брак, молодые люди в соответствии со специальной государственной программой оформляли ипотечное кредитование и практически сразу же получали ключи от вожделенной квартиры. После рождения первого ребенка выплаты по кредиту резко снижались, а после рождения третьего государство полностью погашало долг, и квартира переходила в собственность молодой семьи[11].

Такая политика имела поразительный эффект: ни в одном государстве бывшего соцлагеря не было такой «эпидемии» молодежных браков и, как следствие, рождаемости. Нормой стали семьи, в которых у 25-30-летних родителей было по трое детей.

Когда ГДР была присоединена к ФРГ, все подобные программы свернули.

США

В США отдельного ипотечного кредитования для молодых семей в том виде, каким его пытаются внедрить в России, не существует. Однако там есть ряд программ льготного жилищного кредитования для малоимущих граждан, к которым при определенных условиях могут относиться и молодожены. Причем эти программы действуют на федеральном уровне и реализуются во всех штатах. На практике этим вопросом занимаются два ведомства: Федеральная национальная ипотечная ассоциация (ФНИА)[12] и Федеральная корпорация по жилищному кредитованию. Надзор и контроль за их деятельностью осуществляются федеральным советом по жилищному финансированию, являющимся структурным подразделением администрации США. ФНИА с момента своего образования в 1968 году помогла обзавестись собственным жильем почти 50 миллионам американских семей. В рамках помощи малоимущим она реализует программы льготного кредитования для неполных и многодетных семей. В марте 2000 года компания приступила к осуществлению нового масштабного социально-ориентированного проекта: в течение 10 лет обеспечить жильем дополнительно 18 миллионов семей. Стоимость программы, которая, кстати, называется «Осуществление американской мечты», оценивается в два триллиона долларов. Суть этой программы в том, чтобы реализовать такие механизмы ипотечного кредитования, которые бы позволили заемщику уменьшить свой первоначальный платеж при приобретении недвижимости до 3 процентов (для сравнения — обычно заемщик должен вносить 20 процентов)[13].

Китай

В Китае с получением, вернее, с покупкой жилья, помогают только предприятия, на которых работают. При этом, чтобы рассчитывать на помощь и купить жилье в 2-3 раза дешевле, надо проработать на предприятии или в организации энное количество лет. Так что субсидируются люди, скорее, не молодые, а среднего возраста. Надо к тому же иметь в виду и чрезвычайно важную для Китая политику ограничения рождаемости: если некуда привести жену, то, может быть, молодой человек не женится, а не женится, так, может быть, одним ребенком в миллиардной стране будет меньше[14].

Польша

А вот в Польше для молодежи есть-таки адресное ипотечное кредитование. Есть специальные счета в специализированных банках. Когда человек вносит пять процентов от общей стоимости квартиры, он ее благополучно получает, а остальные 95 выплачивает потом. Впрочем, как говорят польские коллеги, эта система не так чтобы уж очень популярна. Видимо, не все хотят расплачиваться за жилье «всю оставшуюся жизнь» или есть другие, более приемлемые по цене варианты[15].

По последним данным, три четверти прироста населения Франции обеспечивается за счет новых рождений, четверть по-прежнему приходится на миграцию. При этом дети мигрантов составляют около 20% от общего числа французских новорожденных[16].

Россия

В нашей стране ипотечный кредит на доступное жилье для молодой семьи получиться практически нереально. Это связано не только с медленным темпом строительства социальных домов, но и высоким первым взносом. А так же нюансами налоговой системы.

Например, если в семье есть маленький ребенок, который прописан в квартире, которую хотят продать, чтобы купить по ипотечному кредитованию большую по площади квартиру, то это не удастся в связи с нарушением законодательства РФ, которое будет считать, что нарушаются права ребенка. Это связано с тем, что при покупке в кредит, квартиры станет собственностью, только после погашения кредита, а так она будет принадлежать банку-кредитору[17].

А по закону ребенка не могут просто так выписать из старой квартиры, не прописав в новую. Таким образом, ребенка будет не прописать, он потеряет собственность, будут ущемлены его права.

Анализ государственной политики в отношении пособий

Сейчас семейный компонент присутствует и в дотациях на покрытие расходов по найму жилых помещений. Решающими критериями для предоставления и определения размеров соответствующих дотаций является число членов семьи, семейный доход и, соответственно, возможность оплаты аренды жилья. Особенно учитываются трудности семей с детьми, поскольку их возможности нести расходы по найму жилья гораздо ниже, чем у малочисленных семей. С января 2001 года вступило в силу положение о льготах при предоставлении дотаций на жилье семьям с детьми. Соответствующие дотации финансируются в равных долях федерацией и землями. В 2000 году расходы обеих сторон на эти цели достигали 6,68 млрд. марок, в 2001 году они, предположительно, выросли на 8 млрд. марок[18]

Предоставляются дотации и на социальное жилищное строительство, которые также являются элементом СП. С июня 2001 года законодательство в этой части стало особенно благоприятным для семьи. Предел доходов, дающий право на получение социального жилья, был повышен из расчета почти 1000 марок на каждого ребенка. Расходы федерального бюджета на эти цели составили в 2000 году 2,05 млрд. марок; на 2001 году они запланированы в размере 1,63 млрд. В этом случае финансирование осуществляется федерацией и землями без четкого распределения долей, однако между ними существуют специальные соглашения. Общие затраты федерации и земель по этой статье составили в 2000 году 7 млрд. марок, такая же сумма планировалась на 2001 году.

К мероприятиям СП, направленным на улучшение положения семьи, относятся также реальные государственные трансферты. Сюда относятся прежде всего расходы на оборудование и услуги в сфере образования, которые используются молодым поколением и финансируются обществом, в том числе и родителями детей, посещающих субсидируемые государством учебные заведения.

В Великобритании и Франции государственная помощь предоставляется всем детям. Французы - одна из самых преуспевающих наций в осуществлении социальной политики. Там существует 28 видов детских пособий. Пособие на ребенка в размере 150 евро выдается начиная с пятого месяца беременности и по третий после рождения малыша, независимо от зарплаты родителей. До трех лет это пособие могут получать родители, чей совокупный доход менее пяти тысяч евро на каждого члена семьи. Плюс к этому в случае рождения второго ребенка всем семьям вне зависимости от их дохода выплачивается 103 евро в месяц, а уже на пятого - более 500 евро вплоть до их совершеннолетия (или до завершения учебы). Эти средства перераспределяются Национальной кассой семейных пособий, которая также выплачивает: пособие кормильцу семьи, пособие для найма помощника матери новорожденного, пособие на школьную форму, пособие по оплате жилья и другие.

Наблюдатели связывают рост рождаемости во Франции с успешной социальной политикой государства, делающего все возможное, чтобы обеспечить француженок возможностью совмещать работу с воспитанием одного или нескольких детей.

Декретный отпуск с практически полным сохранением жалования составляет во Франции 20 недель, и увеличивается при рождении второго и третьего ребенка. Многодетные матери пользуются целым набором социальных льгот, включая значительное снижение налогового бремени и бесплатный проезд на общественном транспорте. В случае невозможности продолжать работу, в течение года после рождения третьего ребенка женщине выплачивается пособие, достигающее 1000 евро в месяц.

В то же время во Франции предпринимается целый ряд мер, призванных максимально упростить и удешевить уход за детьми дошкольного возраста. В частности, услуги государственных яслей, принимающих младенцев начиная с двух месяцев, предоставляются почти бесплатно или за небольшую плату в зависимости от дохода молодой семьи, а детские сады для детей старше трех лет работают бесплатно для всех без исключения.

В результате три четверти французских женщин, имеющих более одного ребенка, продолжают работать, общий же уровень занятости среди женщин в возрасте 25-49 лет достигает во Франции 81%.

Например, в Германии пособия выплачиваются, как в РФ, при рождении и воспитании ребенка. Разница только в сумме. Предродовая социальная помощь малообеспеченной семье состоит из 291 евро на одежду для беременной женщины, 187 евро на вещи будущему ребенку плюс 250 евро от организации "Мать и ребенок - защита нерожденной жизни". Это все единовременные выплаты, включая послеродовые деньги - 75 евро. Когда ребенок появился на свет, всем семьям государство гарантированно выплачивает по 154 евро в месяц до достижения им 21-летнего возраста, если раньше он не вступит в брак или не закончит учебу. Дополнительно к этой сумме около 300 евро в месяц в течение трех лет получают малообеспеченные граждане на воспитание ребенка. В случае, если оба супруга или один из них работают, размер единовременных выплат и пособия колеблется в зависимости от дохода семьи[19].

В соответствии с законом о подоходном налоге семьям, имеющим детей, предоставляются пособия или необлагаемая налогом материальная помощь на профессиональное обучение в размере 1800 марок в год на детей моложе 18 лет и 4200 марок на детей 18 лет и старше[20]. Недобор налогов в результате предоставления этих льгот оценивается в размере около 1,3 млрд. марок в 2000 году и 1,24 млрд. в 2001 году.

Налоговые льготы на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с вышеназванным законом предоставляются семьям с детьми в рамках так называемых детских пособий на строительство. Они составляют 1500 марок в год на ребенка. Недобор подоходных налогов из-за этой льготы оценивается примерно в 5,66 млрд. марок в 2000 году и 6,5 млрд. в 2001 году.

Хотя недавно, правительство ФРГ на заседании в среду 14 июня одобрило проект закона, который призван содействовать увеличению рождаемости в стране.

Родители детей, родившихся в Германии с 1 января 2007 года, будут получать государственное пособие в размере 67 процентов прежней зарплаты, но не более 1800 евро в месяц. Соответствующий законопроект был одобрен 14 июня на заседании правительства Германии[21].

Новое родительское пособие для уходящих в декретный отпуск – законопроект министра по делам семьи и молодежи Урсулы фон дер Лайен (Ursula von Layen), матери семерых детей:

"Родительское пособие впервые показывает, что нашему обществу небезразлично, когда молодые пары решаются обзавестись потомством, - заявила министр. - То есть общество возмещает финансовый ущерб в связи с исчезновением одного из заработков семьи в первый год жизни ребенка, то есть именно в тот период, когда семья растет, а ее доходы, как сейчас, резко сокращаются"[22].

Пособие будет выплачиваться в течение года после рождения родителю, уходящему на это время в отпуск по уходу за ребенком. Как правило, это мать. В законопроекте, однако, заложен стимул и для отцов больше внимания уделять воспитанию потомства. Молодые семьи, в которых мужчина решается хотя бы на восемь недель сменить мать и самому встать к пеленальному столу, получают дополнительный бонус: родительское пособие им будут выплачивать не год, а четырнадцать месяцев. В течение такого же срока будут получать государственное вспомоществование матери или отцы-одиночки.

Критически новую правительственную программу повышения рождаемости в Германии оценили представители левой и "зеленой" оппозиции, а также профсоюзы и социальные объединения. Они указывают, что новое родительское пособие ухудшит материальное положение малообеспеченных и безработных родителей Германии, которые будут получать только по триста евро в месяц на протяжении вполовину меньшего срока, чем пособие на воспитание, которое выплачивается им сейчас в том же размере.

"Те, кто зарабатывает мало или вообще ничего, до сих пор получают из казны пособие на воспитание детей в размере трехсот евро в месяц на протяжении двух лет, - заявил Йорн Вундерлих (Jörn Wunderlich) из Левой партии – ПДС. - Для таких семей или родителей-одиночек новое родительское пособие представляет собой сокращение на пятьдесят процентов"[23].

Критику посткоммунистов разделяет и Экин Делигез из партии "зеленых":

"Родительское пособие идет на пользу хорошо зарабатывающим, но в ущерб менее обеспеченным и получателям пособия по безработице. Им будет еще хуже, чем в сегодняшней ситуации с деньгами на воспитание.

Замысел правительства, однако, в том и состоял, чтобы побудить рожать в первую очередь представителей наиболее образованные, работающие и обеспеченные слои немецкого населения. С точки зрения оппозиционных либералов, эту цель реформа преследует недостаточно последовательно. Они считают, что безработным вообще пособие не полагается.

"Родительское пособие должно способствовать тому, чтобы работающие могли позволить себе остаться на год дома после рождения ребенка, - считает Ина Ленке (Ina Lencke) из СвДП. - Получающие же пособие по безработице и так целиком поддерживаются государством. Так что это мы еще обсудим в парламентской комиссии и в самом бундестаге"[24].

В соответствии с ФПС все застрахованные матери, не претендующие на получение материнских денег (студентки или женщины, занятые в общественных учреждения, и др.), получают после родов пособие по рождению ребенка в размере 150 марок. В 1997 году на эти цели израсходовано 35 миллионов марок[25].

Пособие по нетрудоспособности в связи с заболеванием ребенка выплачивается работающим застрахованным лицам, если есть подтверждение врача о необходимости ухода за ребенком моложе 12 лет и освобождения от работы. Соответственно застрахованный при этом лишается заработка. Расходы на эти пособия в 1997 году составили примерно 189 миллионов марок. В отдельные годы, например в связи с эпидемией гриппа, они могут быть гораздо выше (281 миллион в 1995 году)[26].

Помимо выплаты материнских денег и пособия по рождению ребенка застрахованным лицам предусматривается помощь из фонда социального страхования: врачебное обслуживание и акушерская помощь, обеспечение лекарствами и перевязочными средствами, роды в стационаре, уход и помощь на дому. В 2001 году на эти цели было выделено 5 млрд. марок[27].

Кроме названных расходов предусматриваются также расходы по предупреждению и прерыванию беременности и искусственному оплодотворению, а с января 2001 года предоставляется отпуск по воспитанию детей сроком до 36 месяцев, во время которого не производятся страховые взносы, но продолжается страховая защита.

К мероприятиям семейной политики в области страхования пенсий относится зачисление времени по воспитанию детей в расчет пенсий, введенное в 1986 году и преследующее две цели:

во-первых, компенсацию ущерба при обеспечении в старости тем лицам, которые из-за детей не могли работать или работали ограниченное время;

во-вторых, повышение пенсий тем, кто делал взносы в "натуральной форме", воспитывая и обслуживая поколение будущих плательщиков взносов в страховой фонд.

Мероприятия СП осуществляются и в области страхования по безработице. Федеральное ведомство по труду предоставляет надбавки с целью возмещения зарплаты, если получатель пособия должен обеспечивать детей: безработный, имеющий одного ребенка, получает 67% паушального нетто-возмещения в качестве пособия по безработице. Семейный компонент присутствует и в других выплатах, возмещающих зарплату, например, в пособиях частично безработным, в пособиях, предназначенных на повышение квалификации. Детская составляющая в пособии по безработице равнялась в 2001 году 900 миллионам марок[28].

Закон о страховании по уходу (ЗСУ) предусматривает совместное, освобожденное от уплаты взносов страхование детей и неработающих супружеских пар и детей до конца 18-го года жизни, а при получении школьного или профессионального образования - до конца 25-го года жизни. По ЗСУ взносы дифференцируются в зависимости от наличия или отсутствия у страхователя детей. В апреле 2001 года ФКС постановил, что участники социального страхования по уходу, воспитывающие детей, не могут облагаться такими же взносами, как бездетные. ФКС исходит из того, что связанные с детьми взносы на социальное страхование могут значительно повысить рождаемость и восстановить равновесие в численности поколений. Существует мнение, что снижение численности детей и как следствие демографический кризис обусловлены пенсионным страхованием. До его введения каждый знал, что в старости ему грозит голод, если у него нет детей.

Таким образом, рождение детей подкреплялось сильным экономическим мотивом. В настоящее время в западных странах при планировании семьи никто больше не думает о своем обеспечении в старости, поскольку оно не зависит от наличия или числа детей, и это постепенно меняет репродуктивное поведение населения.

Присутствует детский компонент и в пособиях по безработице: если бездетный застрахованный получает в качестве пособия по безработице 53% от нетто-заработка, то безработный, имеющий одного ребенка, - 57%. Соответствующие расходы министерство финансов оценивает в 500 миллионов марок в год.

Помимо федеральных дотаций на воспитание детей, некоторые земли (Баден-Вюртемберг, Мекленбург, Саксония и Тюрингия) тоже производят соответствующие доплаты. В числе первых оказался в 1982 году Берлин. В Баден-Вюртемберге, например, эти выплаты начинаются с 24-го месяца жизни ребенка; в 2006 году на них было израсходовано 134 миллиона марок[29].

Наряду с предоставлением денег на воспитание детей большинство земель субсидируют учреждения, ориентированные на семью ("Семья в опасности", "Помощь матери и ребенку", "Помощь семье" и пр.).

В рамках социальной помощи предоставляется помощь на средства существования (пропитание, приют, предметы гигиены, обстановку, отопление и на личные потребности), а также помощь при особых жизненных обстоятельствах (беременность, роды или предписанный врачами отдых для матери и ребенка). Обычная ставка такой помощи составляет в настоящее время 560 марок в старых и 535 марок в новых землях. Супружеские пары получают 80% от этой ставки, дети моложе 7 лет - 50, 7-13 лет - 65, 14-17 лет - 90, с 18 лет -80%. В 2001 году эти расходы оценивались в 6,66 млрд. марок[30].

На детские пособия Германия ежегодно тратит порядка 53 млрд. евро. И все же по объему средств, направляемых на прямую поддержку семей, лидируют страны Северной Европы: Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. Они расходуют на семейную политику около 4% ВВП, тогда как расходы на материнские пособия в России составляют около 0,4% от общего объема ВВП, хотя еще в середине 90-х они равнялись почти 1%[31].

Интересен опыт социальной политики в Финляндии. Пособие по рождению ребенка родители получают либо деньгами (140 евро), либо в виде материнского пакета. Причем большинство мам склонны выбирать второй вариант, поскольку стоимость пакета по уходу за ребенком превышает денежную сумму почти в два раза. В него входят высококачественная одежда и принадлежности по уходу за ребенком. Начиная с марта 2003 года помощь матери выплачивается в увеличенном размере при рождении более одного ребенка. Кроме всего прочего, ежемесячное госпособие, так называемая надбавка на детей до 17 лет, составляет 90 евро.

Ежемесячные детские пособия в большинстве стран Северной Европы выплачиваются всем семьям, в Российской Федерации, США, Канаде - только малоимущим[32].

Задачи государства и семьи в новой Германии

Формулировки Основного закона проясняют задачи и обязанности государства (защита и контроль) и семьи (забота и уход): "Брак и семья находятся под особой защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом родителей и их первейшей обязанностью. Они осуществляются под наблюдением государства. Дети могут быть отобраны у семьи вопреки воле лиц, управомоченных на их воспитание, не иначе как на основании закона, если последние не справляются со своими обязанностями, или если дети по другим причинам могут оказаться беспризорными"[33].

(Основной закон Федеративной Республики Германия, статья 6)

В Германии постепенно складывается понимание того, что семьи приносят обществу колоссальную пользу, за которую они не получают никакого вознаграждения. Федеральный конституционный суд всё чаще принимает решения, призванные стать своего рода ориентиром для более очевидного политического и общественного признания всего того, что делается семьями. Реакция законодательных органов на эти требования заключается в принятии поправок к законам, а также иных мер[34].

Правительство признало наличие проблемы совместимости семьи с занятием трудовой деятельностью и издало закон, подтверждающий право каждого ребенка на место в детском саду. Для этого должно быть увеличено количество детских садов и школ по всей стране, а время их работы соответствовать рабочему времени родителей. Наряду с уходом за детьми следует также обеспечить занятость родителей, чтобы стал возможен семейный образ жизни. Этому должно способствовать внесение поправок в Федеральный закон о пособиях на воспитание детей. Он предоставляет обоим родителям право взять отпуск по уходу за детьми сроком до трех лет, в период которого действует запрет на необоснованное увольнение, и закрепляет право на неполную занятость в объеме до 30 рабочих часов в неделю. Для привлечения внимания отцов к возможности использования отпуска по уходу за детьми, а работодателей – к проблемам семьи совместно с рядом фирм была проведена кампания под девизом "Больше свободы действий для отцов!", в рамках которой прошли различные конкурсы, и состоялась демонстрация пилотных проектов[35].

Экономическая ситуация семей является условием формирования среды, способствующей проявлению заботы и внимания в социальном плане. В целях создания соответствующих возможностей государство снижает налоговое бремя для семей, выплачивая детские пособия в размере 154 евро на одного ребенка в месяц и средства на воспитание в течение первых двух лет после рождения ребенка. Экономически более слабым семьям предоставляются такие социальные услуги как, например, выплата жилищных пособий или социальная помощь, а также оказывается содействие учащимся и студентам в получении образования. Для обеспечения семей более долговременными экономическими гарантиями при пенсионном страховании засчитывается время, потраченное на воспитание детей. Нематериальная поддержка семей со стороны государства, проявляющаяся в консультировании и обучении родителей, является не менее важной, чем материальная помощь. На сегодня существует около 1900 таких консультационных пунктов, в которых трудится 7500 специалистов[36].

Защита от насилия представляет собой еще одну функцию государства, которую оно должно выполнять в интересах семей. Так, например, закон о защите от насилия призван в более сжатые сроки покончить с проявлениями насилия в домашних условиях, предусматривая возможность установления запрета на использование жилища партнером, прибегающим к насильственным действиям. В Гражданском кодексе детям предоставляется право на воспитание свободное от насилия. Таким образом, усиливается правовой статус ребенка и, в то же время, делается попытка изменить позицию родителей и отношение к данной проблеме общественного мнения[37].

В германской политике с пониманием относятся к задаче, заключающейся в изменении существующих моделей поведения женщин и мужчин. При этом споры вызывают необходимые для этого меры: достаточно ли предоставить обоим родителям возможность получения отпуска на воспитание ребенка, если он не используется отцом? Критику вызывают также нормы налогообложения, которые почти насильно навязывают родителям консервативную модель семьи, в которой женщине уготована роль домохозяйки, поскольку именно в этом случае им обещаются максимальные финансовые гарантии. Для поддержания семей необходимо, наконец, заняться оказанием содействия в деле установления равноправия полов. Женщины-политики, занимающиеся вопросами семьи и женщин, ведут жаркие дискуссии относительно того, можно ли достичь конкретных результатов при помощи таких кампаний как "Больше свободы действий для отцов!" или соглашений с фирмами о том, чтобы те добровольно обеспечивали работающим женщинам равные с мужчинами возможности[38].

Государство берет на себя выполнение конкретных задач в интересах семей при проведении политики в области здравоохранения. Начнем с того, что во время беременности женщины проходят профилактические обследования, которые оплачиваются государственными больничными кассами. Затем обеспечивается защита материнства, в рамках которой трудящимся женщинам на период до и после родов предоставляется время для отдыха. В целях сохранения здоровья детей правительство оказывает содействие проведению специальных медицинских исследований, касающихся детей и подростков, в ходе которых производится полное обследование состояния их здоровья и анализ рисков, связанных с воздействием окружающей среды. Различные превентивные и просветительские программы по таким темам, как токсикомания и наркотики, ВИЧ-инфекция, а также различные виды аллергии и здоровое питание призваны оказать содействие в деле сохранения здоровья подрастающего поколения немцев[39].