Женские организации конца 19 века, их цели, социальный состав

Новые общественно-политические отношения создали как экономическую, так и идейную основы для самоорганизации женщин, изменили самосознание российских женщин, что побудило их к созданию многочисленных, разнообразных по направлениям и формам работы обществ, союзов, клубов, которые ставили целью повышение статуса женщин в обществе, защиту их прав и интересов. Вместе они образовывали женское движение в России. [11].

Первой ячейкой женского движения в России стал кружок М. В. Трубниковой, принявший участие в создании воскресных школ в Петербурге в 1859 г. и находившийся под влиянием Н. А. Серно-Соловьевича. Возникший в этом кружке «женский триумвират» (Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, А. П. Философова) на многие годы стал инициативным центром женского движения.

Тогда - же возникло благотворительное «Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» (первый председатель М. В. Трубникова), при котором позднее были устроены мастерские, общественные кухни, школы, детские сады. Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды стали переводчицами, переплетчицами, наборщицами, возрастает их роль в журналистике. Возникают первые женские артели - переплетные В. И. Печаленной и В. А. Иностранцевой в Петербурге, швейная - сестер Ивановых в Москве и другие.

В 1863 г. по инициативе Трубниковой и Стасовой появилась на кооперативных началах «Издательская артель» (существовала до 1871 г.) и общество женщин-переводчиц. Участие в общественном труде создавало условия для экономической самостоятельности женщин из интеллигентской среды.

Стремление освободиться от опеки мужа, при сложности расторжения церковного брака, привело к росту гражданских браков. С середины 1860-х г. получили распространение фиктивные браки, имевшие целью освобождение от родительской опеки. Большое значение для освобождения женщины от семейного гнета имели общежития-коммуны, самой известной из которых была Знаменская коммуна В. А. Слепцова в Петербурге.

Одним из важнейших направлений развития женского движения в это время стала борьба за доступ к образованию. Девушки в качестве вольнослушателей посещали Петербургский университет (1859-61 г.) и Медико-хирургическую академию (1862-64 г.). Среди первых студенток были Н. И. Корсини (Утина), Е. И. Корсини (Висковатова), М. А. Богданова (Быкова), А. П. Блюммер (Кравцова), М. А. Бокова (Сеченова), Н. П. Суслова (Эрисман), Е. Ф. Толстая (Юнге), М. М. Коркунова (Манасеина), большинство из них впоследствии приобрели известность в связи с общественной деятельностью.

В конце XIX в. возникает ещё ряд женских благотворительных организаций: «Общество попечения о молодых работницах» (1897 г.), «Общество улучшения участи женщин» (1899 г.), «Русское женское взаимноблаготворительное общество» (1899 г.) и др.

Под влиянием набиравшего силы «женского движения» 29 ноября 1869 г. Министерство народного просвещения дало разрешение на открытие в Санкт-Петербурге историко-филологических и физико-математических университетских курсов, совместно для мужчин и женщин. В 1868 г. в Москве на средства частных лиц открылись Лубянские курсы. В 1872 г. были учреждены в Санкт-Петербурге женские врачебные курсы, с правом самостоятельной акушерской и гинекологической практики для женщин.

Создаваемые в этот период общества преследовали три цели: во-первых, благотворительность, поддержку женщин при включении в профессиональную деятельность; во-вторых, просвещение женщин, обучение их грамоте; в-третьих, борьбу за высшее образование. [4].

Отличительной чертой конца XIX века явился переход к многопрофильным общественным образованием. Также важными элементами движения стала женская печать, агитация за избирательное право женщин и поддержка революционных выступлений рабочих осенью 1905 года. А изменение социально-политической обстановки в стране, последовавшее в начале XX века, вызвало к жизни новые организационные формы и инициативы.

В 1899 г. была создана Женская русская лига мира с целью поддержки Первой Гаагской мирной конференции. В этот период начали действовать общества по защите нравственных устоев женщин, профессиональные объединения, клерикальные организации, национал-патриотические союзы.

В начале XX века инфраструктура женского движения претерпела качественные изменения в целом. Новым явлением в развитии женского движения стала идейная борьба между либерально - демократическим и пролетарским течениями. В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX. – движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

К началу XX века активно действовали; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX – началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу. [9].

В апреле 1905 г. в Москве образовался «Союз равноправности женщин» («Всероссийский союз равноправия женщин»), который провел 1-й Всероссийский съезд женщин (70 делегатов), в октябре 2-й съезд и вступил в марте 1906 г. в «Союз Союзов». К маю 1906 г. союз насчитывал 8 тыс. членов и имел 79 «автономных отделений» в других городах. В августе 1906 г. союз присоединился к «Международному союзу избирательных прав женщин» и участвовал в его конгрессах (Копенгаген, август 1906 г.; Амстердам, июнь 1908 г.). Союз издавал в 1907-1909 гг. журнал «Союз женщин» (редактор-издатель М. А. Чехова). После поражения революции 1905-1907 гг. союз распался. Его правая часть провозгласила образование «Женской прогрессивной партии», просуществовавшей недолго и издававшей журнал «Женский вестник».

1907-1914 г.г. стали годами формирования массового движения с разветвленной инфраструктурой, интегрирующего различные социальные слои женщин. Количество и разнонаправленность женских организаций продолжали возрастать. Была образована Женская прогрессивная партия. Ее целью стала борьба за политические права женщин, за демократические преобразования политической системы России. На данном этапе организационное оформление получило пролетарское течение. В Санкт-Петербурге и Москве открылись женские рабочие клубы.

С 1914 г. по июнь 1917 г. наступил этап организационной стабилизации гражданских инициатив. Основными направлениями деятельности женских обществ оставались борьба за политическое и гражданское равноправие, трудовая помощь, просветительство, пропагандистская работа, благотворительность.

В становлении пролетарского направления значительную роль сыграли: выход в 1914 г. журнала" Работница", ежегодное проведение в феврале Международного дня работниц (в России — с 1913 г.).

В годы первой мировой войны многие женские организации подчинили свою работу потребностям фронта и тыла. В ходе февральской революции 1917 года в результате многотысячных выступлений женщин и инициатив женских обществ женщинам было предоставлено избирательное право.

Более подробно мы рассмотрим деятельность основной организации женского движения в России в конце XIX – начала XX веков - «Русское женское взаимноблаготворительное общество» (РЖВО). Это первая женская организация, поставившая цель добиться равных с мужчинами политических и гражданских прав.

Это общество подготовило и провело в декабре 1908 г. 1-й Всероссийский женский съезд (ВЖС) (председатель оргкомитета А. Н. Шабанова, вице-председатель А. П. Философова и О. А. Шапир). Это мероприятие стало важнейшей вехой в становлении женского движения в России в начале XX в. Резонанс съезда был огромным. Первый всероссийский женский съезд презентовал новую вполне жизнеспособную политическую силу – общероссийское женское движение, сплачивающееся под идеями феминизма. Реакция политиков, высказывания прессы были самые разные: от восторженных до уничижительных.

Выполнение всех решений Первого ВЖС было возложено на организацию - устроительницу. На съезде Анна Павловна Философова выдвинула инициативу о создании в России Национального женского совета. По ее замыслу он должен был стать координирующей структурой для сети женских организаций страны, который придал бы женскому движению организационную форму и стал бы гарантией его внутренней солидарности. А, кроме того - обеспечил бы его вхождение в сеть Международного женского совета, почетным членом которого была А. П. Философова. В 1917 г. А. Н. Шабанова добилась исполнения решения о создании общероссийской национальной женской организации и зарегистрировала Всероссийский женский совет, но исторически этой организации времени отпущено не было.

Председательница Русского женского взаимноблаготворительного общества А. Н. Шабанова отмечала, что ближайшей целью реформистского направления являлась борьба за избирательное право как «орудие защиты прав женщин, средство освобождения половины человечества». Однако, по её словам, получение избирательных прав не было конечной целью, а служило средством для участия на равных правах в общей культурной работе страны на пользу человечества. [8].

В последующие годы лидерами женского движения было проведено еще несколько съездов: Первый Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами в Петербурге в 1910 г., Первый Всероссийский съезд по образованию женщин в Петербурге, в 1912 г.

Последнее эхо съезда прозвучало 19 марта 1917 г., когда по улицам Петрограда прошла грандиозная 40-тысячной манифестация петербургских женщин с требованием равных политических прав, среди организаторов которой были и учредительницы женского съезда - М. И. Покровская, А. В. Тыркова, А. Н. Шабанова. Результатом явилось объявление Временным Правительством всеобщего равного избирательного права без ограничений по признаку пола. Это свидетельствовало о том, что в канун революции 1917 г. в России шел процесс накопления социальных и культурных сил для демократической модернизации страны, и женское движение принимало в нем активное участие. [12].

При исследовании женских обществ на предмет социального состава, можно сказать, что по социальному составу женские организации были весьма разнообразны. Из числа представительниц высших слоев общества состояли женские союзы национал-патриотического толка и многие благотворительные организации. Работниц промышленных предприятий и женщин, занятых неквалифицированным профессиональным трудом, объединяли женские рабочие клубы.

Часть обществ, действовавших в рамках либерально-демократического направления, выражала интересы представительниц интеллигенции. В то же время большинство женских организаций были обществами смешанного типа и состояли из представительниц дворянства, буржуазии, разночинских и средних слоев.

Всех этих женщин объединял главный жизненный интерес — саморазвитие, потребность в достижении равенства и защите своих прав, стремление к самостоятельной деятельности, улучшение материального положения. [13].

В начале XX в. российские представительницы женского движения занимают особое место в среде международного женского движения. В 1988 году был создан Международный женский совет, в 1902 г. - Международный женский суфражистский альянс и в 1907 г. - Международный женский социалистический секретариат.

Русское женское взаимноблаготворительное общество, во главе с его лидерами - А. П. Философовой и А. Н. Шабановой в период с 1893 по 1917 гг. взаимодействовали с Международным женским советом (МЖС). Наши женщины рассматривали сотрудничество с МЖС, как способ объединить существовавшие в России женские организации в единый Всероссийский национальный совет и официально войти в структуру МЖС.

На Лондонском конгрессе МЖС в 1899 г. А. П. Философова была заочно избрана почетным вице-президентом. Устав Совета возлагал на неё обязанность способствовать созданию в России национального совета женщин, - такой организации, которая бы объединила все женские организации России, имела статус национальной и смогла бы стать равноправным членом международного женского совета.

А. М. Коллонтай в начале XX века участвовала в работе женских конференций социал-демократической партии Германии и Международного женского социалистического секретариата, что послужило одной из основных причин структурирования в российском женском движении самостоятельного направления - социалистического женского рабочего движения. [14].

Итак, женское движение в пореформенной России представляло собой совокупность многочисленных, разнообразных по направлениям, формам и своему составу работы обществ, союзов, клубов, которые действовали в период 1859-1917 гг. и ставили целью повышение статуса женщин в обществе, защиту их прав и интересов. Так к началу XX века в женское движение были вовлечены женщины всех сословий, имеющие разные убеждения и, соответственно, ставящие перед собой разные цели. Они примыкали к разным идейным течениям, но, в целом, образовывали мощное женское движение, с которым общество уже не могло не считаться. Феминистские идеи сумели охватить широкие слои общества. Движение стало более массовым и организованным, подкреплялось идейной основой и сочувствием со стороны наиболее прогрессивных мужчин. Женщины смогли добиться для себя уже значительных прав и создали предпосылки для дальнейшей реорганизации общества. В начале XX в. российское женское движение уже вышло на мировую арену.