Женщина в сфере домашнего хозяйства

Определение домашнего труда

Приведем несколько определений домашнего труда.

«Домашний труд - многочисленные, часто рутинные задачи, включая работу по дому и присмотр за детьми, служащих поддержанию домашнего хозяйства. В большинстве современных обществ такой труд не оплачивается, приватизирован и основан на гендерных ролях. Женщины отвечают, прежде всего, за выполнение этой роли обслуживания, а также за удовлетворение физических и эмоциональных потребностей семьи.

(Марксизм) Особые формы труда в домашнем хозяйстве или предприятии, которые производят скорее "потребительные стоимости", чем "меновые стоимости". Представление домашнего хозяйства или семьи как способа производства и изучение его характеристик в качестве социально-экономического объекта предполагает пересмотр расхожего представления о доме, как учреждении, отделенном от рыночной политической экономии. Понятие домашнего труда высвечивает соединения между миром дома (частная сфера) и миром фабрики - ведомства (публичная сфера)».[8]

«Домашний труд - форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком; отличается по объему и содержанию для домохозяйств, состоящих из одного человека или семьи, в квартире или доме с садом; имеет несколько стадий, соответствующих стадиям жизненного цикла семьи или домохозяйства; может осуществляться членами семьи или наемным работником».[9]

Домашний труд в его современном виде возник в результате отделения рабочего места от жилища, во многом ставшим местом не производства, а потребления товаров. Тем самым работа разделилась на "настоящую", подразумевающую вознаграждение за труд, и "невидимую", принимаемую как должное (Гидденс).

Патриархатная культура, являясь распространенной даже в современных обществах, характеризуется разделением всей человеческой деятельности на приватную и публичную сферы. Разделение ответственности за каждую из этих сфер происходит по признаку пола, и мужчины, как правило, отвечают за публичную, а женщины - за приватную (частную).

Как правило, домашний труд выполняется женщинами вне зависимости от их статуса на рынке труда. В связи с этим говорят о несправедливом распределении обязанностей по полу, поскольку при двух работающих супругах заботы и хлопоты по дому прежде всего ложатся на плечи женщины. Однако сами женщины по-разному оценивают свою роль в работе по дому: одним по душе такая деятельность, эти женщины считают ее той сферой, где могут реализовать себя, свою власть, умения и способности, другие полагают ее скучной, монотонной и утомительной. С целью повысить престиж домашнего труда в 1970-х гг. экономистами прилагались усилия для расчета стоимости каждого вида деятельности (например, уборка, мытье посуды, планирование бюджета, работа в саду и пр.). Однако, при всей его высокой экономической ценности, домашний труд по-прежнему имеет низкий социальный статус. Существует объяснение, согласно которому домашний труд относится к женской сфере вследствие того, что мужчины имеют больше возможностей на рынке труда, получают более высокую зарплату, и семья выигрывает, если именно жена работает по дому, а муж занят вне дома. Однако эта теория не задается вопросом о том, как семья приходит к такому решению и почему труд женщин оценивается в рыночных условиях ниже, чем мужской.[10]

Роль домашнего труда в традиционной семье

 Итак, главная сфера деятельности женщины в семье - домашний труд.

Домашнее хозяйство входит в сферу быта и составляет на современном этапе существования нашего общества его важную часть. За счет него осуществляется питание, стирка, уход за одеждой, помещением, уход за детьми и др.

В настоящее время вся тяжесть в процессе удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, как уже было сказано выше, ответственность за домашние заботы ложится на женщину. Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д.

Самым авторитетным объяснением женского домашнего труда выступает традиция, превращающая женщин в придаток домашнего очага, который всячески препятствует ее стремлению к равенству и свободе.

Домашний труд, несмотря на его индивидуальную организацию, представляет общественно необходимый вид труда, поскольку обеспечивает жизнедеятельность человека или малой социальной группы. Будучи дополнением к общественному производству предметов потребления и услуг, он выполняет те функции, которые еще не в состоянии охватить общественная сфера обслуживания. Продукты, создаваемые этим трудом, не входят в экономический оборот, они присваиваются внутри семьи.

Следует отметить, что домашнее хозяйство довольно часто организуется нерационально, и это сопровождается негативными последствиями для женщин: отсутствием условий и времени для повышения своей квалификации, культурного уровня, образования и т.д. Кроме того, многие женщины, получившие специальное образование и имеющие специальность, вынуждены заниматься лишь домашним хозяйством, устраняясь от общественного производства, а часто и от активной общественной жизни. Следовательно, затраты государства на образование остаются не восполненными.

Возложение бремени ухода за детьми и домашней работы на женщин также мешает им реализовать свои организационные и политические возможности. Женщины-управленцы реже выходят замуж и заводят детей, чем женщины, не занимающие руководящих постов. Причиной этого может быть то, что работающие женщины оказываются неспособными задерживаться на производстве, работать по выходным или отправляться в командировки и чаще отсутствуют на работе в вязи с необходимостью ухода за детьми или их болезнью. Кроме того, производственные руководители часто не желают продвигать женщин по службе, предполагая, что их семейные обязанности и делают их менее преданными организации. Хорошо известно, что женщины несут большую часть ответственности за домашнюю сферу, и если изменить это условие, тогда его не станут использовать против них на производстве.

Существует мнение, что чем больше зарабатывает жена по сравнению с мужем, тем меньшую ответственность она несет за выполнение домашних обязанностей (кроме ухода за детьми).

Нельзя отрицать и положительную сторону ведения домашнего хозяйства в семье: все это имеет определенную моральную ценность, но, как известно, женщины выполняют эту функцию без особого внутреннего призвания и желания и с большой охотой участвуют в производственной и общественной деятельности даже в том случае, когда материально обеспечены.

Все же, домашнее хозяйство в современных условиях будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта.[11]

Домашнее хозяйство как основное поле деятельности женщины

 Во всех известных нам обществах заботы о детях и работа по дому неизменно возлагаются на женщин. Если мужчина предназначен для исполнения внешних функций, то на женщину самой природой возложены функции внутренние. Такое распределение обязанностей было естественным и справедливым. Понятия домашний труд и труд женщины были синонимами.

Мужчины и женщины всегда выполняли разные роли, но до сих пор не было обнаружено такого общества, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины. Основная задача, стоящая перед женщиной - это воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. Мужчины же вращаются в сферах политической и военной деятельности. Нет такого места на земном шаре, где мужчины бы воспитывали детей, вели домашнее хозяйство, сохраняли уют в доме, а женщины, напротив, занимались бы охотой, рыболовством или землепашеством. Конечно, в современном мире, в индустриальных странах разделение ролей на мужские и женские менее явно, чем в слаборазвитых, но и там мужчины по-прежнему количественно превосходят женщин во всех сферах, имеющих отношение к власти.

Женщины рожают детей, дарят им жизнь, вскармливают. Младенцы беспомощны, женщины вынуждены проводить с ними практически все свое время. Младенство требует постоянного внимания и ухода. Роль “материнства” становится центральной в жизни женщины. Первоначальная, физиологически обусловленная близость матери к ребенку, которого она родила и выкармливает, естественным образом приводит к тому, что она продолжает и далее заботиться о детях и воспитывать их. Такая роль женщины характерна для всех известных культур. Именно по этой причине основным полем деятельности для женщины становится домашнее хозяйство.

Об этом же пишет и Талкотт Парсонс: «Фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами, - пишет Парсонс, -лежит в том факте, что рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку... Первичность отношений матери к ребенку ведет к тому, что мужчина, устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном, инструментальном направлении».[12]

Французская писательница Симона де Бовуар считала, что женщины становятся “второсортным полом”, т.к. часто они заканчивают активную общественную деятельность, принимать участие в которой для мужчин нет препятствий. Мужчины господствуют над женщинами не потому что у них более развиты физическая сила или интеллект, а потому что до распространения средств контрацепции женщины находились всецело во власти биологических особенностей своего пола. Частые роды и почти не прекращавшиеся хлопоты по уходу за детьми делали их зависимыми от мужчин и в материальном отношении.[13]

Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» («The Feminine Mystique», 1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей.

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».[14]

В интервью с «хранительницами домашнего очага» Фридан обнаружила, что неудовлетворенность ощущают даже те женщины, чьей мечтой всегда была роль жены и матери. Согласно полученным ею данным, основная проблема состоит в том, что женщины в основном обслуживают нужды других, а иметь собственную личность им не полагается. Да, их роль важна, так как позволяет их детям и мужьям достигать чего-то в жизни, но жить в других — это не то же самое, что жить самому. И тем не менее считается, что это и есть присущий женщинам «особый дар», вершина женского бытия. Другая проблема, связанная с ролью «хранительницы домашнего очага», по словам Фридан и тех, кого она опрашивала, состоит в том, что домохозяйка оказывается «выброшенной за борт», она стоит в стороне от важнейших событий в жизни людей и потому не чувствует себя полноценным человеком.[15]

У образа женщины-домохозяйки есть некая двойственность: с одной стороны, такой идеал воспроизводит в полном противоречии с современными идеалами равенства максимальную дифференциацию ролей каждого из двух полов. Но, с другой стороны, появлению подобного образа сопутствует неотъемлемый для устремленных к равноправию обществ процесс признания и прославления женских функций. Супруга, мать, воспитательница, хозяйка дома: вот роли женщины, превозносимые до небес, оцениваемые с уважением и наделяемые, в принципе, такой же значимостью, как и роли, возложенные на мужчин.[16]

Распределение домашних обязанностей

В наши дни женщины наравне с мужчинами участвуют в трудовой деятельности общества, успешно освоили практически все мужские профессии. Они имеют те же права, те же обязанности, ту же ответственность.

Семьи, в которых работают двое, обладают определенными преимуществами перед семьями, в которых трудится только один из супругов. Увеличение семейного дохода обеспечивает более высокий уровень жизни. Супруги могут тратить больше денег, как на повседневные нужды, так и в случае каких-то непредвиденных обстоятельств, могут позволить себе жить в более комфортабельных условиях, дать лучшее образование своим детям и т. д. Если в таких семьях оба супруга имеют высшее образование, самым весомым плюсом, по их словам, является то, что жена имеет возможность более полно реализовать себя. Одаренные женщины налаживают семейный быт, развивают творческие способности и реализуют свою профессиональную идентичность.

Семья, в которой работают двое, сейчас - обычное явление. Это означает, что миллионы женщин являются в своих семьях такими же кормильцами, как и их мужья. Многие из них встают в 6 часов утра, чтобы в 9 часов быть на работе, и возвращаются домой только в 7 часов вечера. По возвращении их ждет гора домашних обязанностей - начиная с забот о детях и кончая готовкой и стиркой.

«Во всем мире на долю женщин выпадает основная работа по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства. Женщины в большинстве случаев сочетают домашнюю работу с работой вне дома, часто не отражаемой традиционной статистикой рабочей силы. И женщины, как правило, трудятся значительно больше времени, чем мужчины, если учитывать работу на рынке труда и домашнюю».[17]

Признание функциональной важности работы, не ориентированной на рынок и в основном выполняемой женщинами, привело многих экономистов и социологов к утверждениям о политической значимости полового разделения труда, т.е. непосредственной связи с неравенством в обладании властью. Эксплуатация женщин дома служит поддержанию патриархального порядка в обществе: обладание общественной властью связано с возможностью порождать публичную, т.е. находящуюся вне домашней сферы культуру.[18]

Но все же практика совместного ведения домашних дел растет. Покупки, уборка квартиры, мытье посуды, ведение семейного бюджета, планирование досуга и забота о престарелых родителях сейчас ложатся на плечи не только женщин, но и на мужчин. Кроме того, принятие решений по семейным проблемам в значительной мере осуществляется супругами совместно.

Если раньше семья существовала на заработок мужа и предоставляла именно ему наибольший комфорт и возможности для отдыха, то теперь муж и жена оба делают карьеру и зарабатывают на существование, поэтому комфорт и удобства брака или домашние обязанности теперь тоже распределяются между мужем и женой более равномерно.[19]

В современном мире крепнет мысль о том, что каждый должен вносить свой вклад в работу по дому, пусть даже и с учетом личных склонностей и наличия свободного времени. В прежние времена порядок распределения домашних обязанностей в семье диктовался традицией, теперь же он стал предметом обсуждения и договоренностей между мужчиной и женщиной. В Европе в числе выполняемых мужчинами домашних обязанностей оказываются, в порядке уменьшения их привлекательности, следующие: делать покупки, мыть посуду, отвозить детей. Отмечается также большая заинтересованность и более высокая степень участия отцов в развитии детей и в уходе за ними, как это демонстрируют нам пресловутые «новые отцы», которые теперь не считают зазорным для себя ни перепеленать младенца, ни убаюкать его или покормить из рожка.

Но сколь бы значимыми ни были подобные изменения, они, несмотря ни на что, остаются медленными, ограниченными и не способными приблизить мужчин и женщин к полному равноправию в домашнем хозяйстве. И в итоге самым примечательным является не столько кардинальное изменение ролей, сколько их твердая устойчивость. Каждый новый опрос открывает одно и то же положение дел: в подавляющем большинстве случаев воспитание детей и выполнение домашних обязанностей почти полностью ложатся на плечи женщин. Обязанности по дому каждую неделю отнимают у работающей женщины в среднем 35 часов, а у работающего мужчины - только 20 часов. Каждый день в два раза большее число матерей, чем отцов, посвящают в два раза больше времени тому, чтобы помыть, одеть и накормить своих детей. Женщины, которые трудятся по найму, ежедневно три четверти часа уделяют уборке и полтора часа приготовлению еды и мытью посуды, тогда как мужчины уделяют этим занятиям соответственно семь и двадцать пять минут. В Соединенных Штатах работающие женщины выполняют 75% обязанностей по дому, а их мужья помогают им чуть больше получаса в день: за двадцать лет доля участия мужчин в работе по дому выросла всего лишь на 10%. В настоящее время 79% испанок, 70% англичанок и немок, 60% француженок и итальянок заявляют, что их супруг не выполняет никаких домашних обязанностей. Работа по дому всюду остается жестко поделенной с учетом половой принадлежности: практически не существует домашних обязанностей, с равным основанием выполняемых как представителями одного, так и представителями другого пола, и каждую из этих обязанностей по-прежнему относят в большей степени к одному, чем к другому полу: стирка белья, глаженье, шитье, поддержание гигиены - таковы обязанности, едва ли не безраздельно возложенные на женщин.

Даже если мужчины и участвуют в домашних трудах заметней, чем раньше, общий надзор за повседневной жизнью неизменно и в первую очередь поручается женщинам, и такой порядок принят во всех слоях населения. Если мужчины и стали больше помогать женщинам, они все равно нигде не берут на себя основную ответственность за детей или ответственность за организацию выполнения домашних работ. Их участие незначительно и редко является определяющим; они вносят свой вклад в работу по дому скорее в качестве дополнительного участника и помощника, чем в качестве главного или неизменного исполнителя. Изменения коснулись не столько порядка распределения семейных ролей по половому признаку, сколько увеличения числа занятий, выполняемых при содействии мужчин, - в пределах традиционного разделения, базирующегося на преобладании женского участия. Подумать о том, чем будут заниматься дети, спланировать распорядок дня, согласовать поездки, позаботиться о еде, о покупках и обо всех необходимых шагах - эта «умственная нагрузка», которую бюджет времени не учитывает, постоянно и прежде всего ложится на женщин. Поступательному развитию равноправия удалось ослабить ассоциативную связь между мужчиной и авторитетом, однако оно не привело к упразднению ассоциативной связи между женщинами и ответственностью за дом.[20]

Шон Берн высказывает несколько предположений, как можно уменьшить несправедливость в распределении домашних обязанностей. Первое состоит в том, что уменьшение разницы в заработной плате мужчин и женщин может способствовать большему участию мужчин в домашней жизни. Второе состоит в том, что в отдельных случаях женщины должны снизить свои стандарты. Третье предположение заключается в следующем: родителям следует учить своих маленьких сыновей выполнению домашних обязанностей. Наконец, женщины должны вносить ясность в свои требования, касающиеся участия мужчин в домашней жизни.