Задачи и методы социальной диагностики

Социальная диагностика отвечает на следующие вопросы.

Что необходимо учитывать при оказании социальной помощи клиенту (индивидуальные особенности – направленность личности, потребности, личностные ресурсы; потенциал семьи, объединений клиентов: групп дневного пребывания, групп длительного пребывания, клубов, групп самопомощи)?

Как организовать процесс оказания социальной помощи (выбор методов, техник, форм социальной работы для разрешения именно данной трудной жизненной ситуации)?

Поскольку диагностика строится на комплексном изучении деятельности клиента, основными объектами социальной диагностики будут:

– поведение и деятельность клиента;

– резервные возможности семьи;

– потенциал объединений.

Проводя социальную диагностику, специалист по социальной работе становится не экспертом, который предлагает клиенту интерпретацию его проблемы с позиции «консультант всегда прав», а партнером, исследующим вместе с клиентом причины возникновения трудной жизненной ситуации, изучающим индивидуальные особенности клиента, которые могут помочь ему в дальнейшем справиться с данной проблемой. Информация, полученная с помощью диагностических методов, должна работать на изменение первоначального состояния клиента и обеспечивать улучшение его самочувствия, позитивное восприятие жизни, содействовать его социальной адаптированности.[3]

На этапе социальной диагностики специалист и клиент разрешают следующие задачи:

– определяют индивидуальные особенности, направленность личности;

– специалист по социальной работе помогает клиенту осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения и на основании совместно разработанной модели жизненных перспектив клиента выстраивает направления социальной реабилитации;

– помогает клиенту добиться своей цели, поощряя развитие его волевых качеств, обеспечивая эмоциональную поддержку и сопровождение в процессе социальной реабилитации.

Особое внимание специалист уделяет направленности личности, так как это – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента. Мотив является побуждением к деятельности и способствует реализации потребности личности. Благодаря внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность клиента.

Во-первых, методы социальной диагностики должны определять приоритетность внутренних или внешних мотивов. Преобладание внешних мотивов (желание родителей, интересы жены и т.д.) и неразвитость внутренней мотивации приводят к достижению определенных результатов без усилий воли человека, а при возникновении трудностей – к отсутствию желания преодолевать их самостоятельно. Главное в социальной работе – развитие внутренней мотивации, благодаря которой человек осознанно принимает решение относительно своей профессиональной деятельности, жизненных перспектив. Только в этом случае, как отмечают К. М. Гуревич и А. М. Раевский, появятся пути преодоления неизбежно встающих перед человеком препятствий. Во-вторых, специалист по социальной работе должен иметь представление о потребностях клиента. Способности личности предопределяют формирование ее направленности. Взаимодействуя с клиентом, специалист диагностирует наиболее развитые способности, создает условия для их применения и совершенствования в процессе социальной реабилитации. Следовательно, в-третьих, осуществляется социальная диагностика способностей клиента. В-четвертых, специалист по социальной работе должен иметь представление об отношении клиента к своей деятельности, о его внутренней позиции, убеждениях, ожиданиях.[4]

На основании этих составляющих реализуется социальная диагностика личности клиента.