Задачи и направления социальной поддержки инвалидов в РФ

Инвалидность является актуальной проблемой современного общества, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, разработки подходов к решению проблем инвалидов, в том числе и путем оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации помощи инвалидам.

Конвенция ООН о правах говорит, что целями реабилитации являются достижение инвалидами максимально возможной самостоятельности, а также обеспечение их равноправного участия в жизни общества, полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.[3] На достижение этих целей направлена и деятельность органов государственной власти Российской Федерации.

Основные принципы формирования социальной политики в отношении инвалидов:

1.  Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2.  Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3.  Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4.  За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5.  Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6.  При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

До недавнего времени государственная политика в отношении инвалидов базировалась на теории их исключительного положения в обществе. При этом подразумевалось, что инвалид не способен к самостоятельной независимой жизнедеятельности, и вследствие этого оптимальным вариантом его социального положения является специально созданная общественная среда. Механизмы социальной защиты инвалидов строились на принципе их финансовой поддержки в форме пенсионного обеспечения и предоставления льгот.

Такая ситуация привела к тому, что в стране не существовало государственной системы реабилитации инвалидов.

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов является их реабилитация, которая представляет собой процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время имеющуюся в Челябинской области систему реабилитации инвалидов нельзя признать достаточной: отсутствует единый банк данных об инвалидах, не принят гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно, в связи с чем затруднены разработка и реализация индивидуальных программ их реабилитации, не отработан единый порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации. Мероприятия по реабилитации инвалидов, осуществляемые различными отраслевыми службами, действующими независимо друг от друга, носят разрозненный характер.

Одним из показателей социально-экономического положения инвалидов в обществе является возможность трудиться и тем самым собственным трудом улучшать свое материальное положение. В настоящее время большинство трудоспособных инвалидов работают на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. За последний год в связи с отменой налоговых льгот численность производственных предприятий инвалидов начала стремительно сокращаться. Предприятия названных организаций проводят работу по обеспечению занятости инвалидов, они по сути выполняют функцию реабилитационных центров и относятся к объектам особой социальной значимости. Более 50 процентов работающих на таких предприятиях составляют люди с ограниченными возможностями, поэтому они нуждаются в постоянной государственной поддержке. Основными задачами государственной политики в Челябинской области являются сохранение специализированных предприятий инвалидов, повышение их конкурентоспособности, выделение средств на развитие производства, сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

В последние годы все большую роль в решении проблем инвалидности играют общественные организации инвалидов. Решая свои уставные задачи, общественные организации инвалидов выполняют, по существу, государственную функцию по социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями, приобщению их к труду, культуре и спорту, формированию активной жизненной позиции, защите их прав и интересов.

Основными направлениями социальной защиты инвалидов в Российской Федерации являются:

1. Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

2. Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

3. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, включающее

-     Медицинскую помощь инвалидам

-     Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

-     Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

-     Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

-     Обеспечение инвалидов жилой площадью

-     Воспитание и обучение детей-инвалидов

-     Образование инвалидов

-     Обеспечение занятости инвалидов, которое включает установление квоты для приема на работу инвалидов и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

-     Установление условий труда инвалидов

-     Материальное обеспечение инвалидов

-     Социально-бытовое обслуживание инвалидов

4. Обеспечение права на общественные объединения

Исходя из выявленных направлений сформулируем задачи социальной защиты инвалидов в Российской Федерации:

-     создание системы реабилитационных и экспертных организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;

-     развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг;

-     оснащение оборудованием реабилитационных организаций;

-     обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

-     осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест.

Для реализации поставленных задач в России созданы основы полноценной системы социальной защиты инвалидов, сформированы условия для ее дальнейшего развития.

На территории страны действует 1037 стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов на 229,5 тыс. мест, в том числе 534 дома-интерната общего типа на 90,2 тыс. мест, 444 психоневрологических интерната на 131,2 тыс. мест. Во многих регионах России с учетом демографической ситуации применяются новые формы стационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Стабильно работает сеть учреждений и служб, оказывающих социальные услуги в нестационарных и полустационарных условиях. Из 1744 действующих центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 675 центров являются комплексными. При них существуют отделения дневного пребывания на 27 тыс. мест, которые посещают почти 600 тыс. человек. Расширяется сеть отделений временного проживания. В 500 таких отделениях проживают почти 45 тыс. человек. В стране действует 11,5 тыс. отделений социального обслуживания на дому, оказывающих регулярную помощь более чем 1 млн. инвалидов.[4]

Развивается сеть реабилитационных учреждений, сегодня их количество превышает 500. Созданы условия для развития многопрофильной комплексной реабилитации, предназначенной для восстановления способностей инвалидов к различным видам деятельности. Сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей около 200 предприятий-производителей технических средств, необходимых для реабилитации инвалидов. На протезно-ортопедических предприятиях ежегодно изготавливается более 250 тыс. пар ортопедической обуви, около 200 тыс. протезов верхних и нижних конечностей и др.

Право инвалидов на бесплатное получение профессий реализуется в 40 специальных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования системы Минтруда России, в которых обучаются свыше 7 тыс. человек по 23 специальностям и 40 профессиям. Обучение проводится и в учреждениях Минобразования. В рамках среднего профобразования осуществляется подготовка по современным специальностям, связанным с менеджментом, финансами, банковским делом, организацией социального обеспечения и т.д.

Многоступенчатость системы профессиональной подготовки позволяет осуществлять обучение инвалида с учетом его возможностей.

Создаются условия для интегрированного обучения инвалидов – вместе со здоровыми учащимися в образовательных учреждениях общего типа.

Организована система санаторно-курортного обслуживания, ориентированная на восстановительное лечение и оздоровление инвалидов войны и труда, детей-инвалидов, лиц пострадавших от аварии на ЧАЭС, репрессированных и других категорий граждан. Ежегодно лечение проходят около 160 тыс. человек.

ИПР, к сожалению, не помогает инвалидам, а иногда и препятствует получению необходимых мер реабилитации. Например, делаются крайне общие записи, в ИПР записывают не те средства и услуги, которые предусмотрены федеральным перечнем и действительно необходимы инвалиду, а те, по которым проведены конкурсы.

Кстати, и сам Перечень нуждается в пересмотре: в частности, остро стоит вопрос обеспечения спецавтотранспортом инвалидов.

Доступность медицинской реабилитации и медицинского обслуживания для инвалидов на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем. Ни федеральное и региональное законодательство, ни территориальные программы по предоставлению бесплатной медицинской помощи не реализуются в полной мере. В мониторинге Всероссийского общества инвалидов отмечается, что во многих регионах, и даже в столице России сложно записаться и попасть на прием к узким специалистам из-за их дефицита, большинству инвалидов физически не хватает сил выстоять к ним в очереди, вызов специалиста на дом практически невозможен, лечение и диагностика платные, даже анализы из-за огромных очередей инвалиды в экстренных случаях вынуждены делать за свой счет.

Нет возможности выехать на лечение хотя бы в соседний регион – хотя закон это предусматривает.

По сути, медицинская помощь со стороны специалистов остается недоступной.

Перечисляя признаки состояния программы обеспечения льготными лекарствами в I квартале 2008 года, следует, в частности, указать на:

- несбалансированность заявок на жизненно важные лекарства и препараты широкого терапевтического действия (например, в Новгородской области заявка на анальгетики и противовоспалительные препараты составила лишь 30% от расчетной потребности);

- распространившийся переход к выписке рецептов только на те препараты, которые имеются на полках аптек, и жесткую «привязку» инвалидов к определенной аптеке, невозможность «отоварить» выписанный рецепт в других аптечных учреждениях, очевидную недостаточность сети уполномоченных аптек, обслуживающих инвалидов;

- ограничение количества рецептов, выписываемых в расчете на одного человека и ограниченный срок действия рецепта, крайне усложненную процедуру оформления рецептов на дорогостоящие лекарства.

Иначе говоря, более чем для 99% инвалидов (за исключением тех, на кого распространяется 682 Постановление Правительства РФ), условия их обеспечения лекарственными препаратами в сравнении с 2007 годом фактически не претерпели никаких изменений к лучшему.

Ситуация усугублялась еще и негативным действием факторов организационного характера.

Видимо, необходим возврат к схеме, существовавшей ранее, когда человек может получать лекарства в любой аптеке, которая затем осуществляла взаиморасчеты с государством.

Думается, что настало время подойти к проблеме комплексно и обсудить вопрос существования соцпакета в сегодняшних условиях, а может быть – вообще отказаться от него и разработать новые принципы лекарственного обеспечения, иначе оно останется недоступным для большинства инвалидов.

Об обеспечении ТСР. Трехлетний опыт проведения конкурсных торгов Фондом социального страхования Российской Федерации показал их неэффективность. Основной недостаток в том, что конкурсы проводятся по усредненным техническим параметрам, и при этом в качестве главного критерия по существу выступает цена изделия. В итоге конкурсов закупаются, например, коляски по низкой цене, которые потом предлагаются, а в ряде случаев навязываются инвалидам.

Порочность конкурсных закупок в том, что потребности конкретного инвалидов в принципе не могут быть учтены. По сути, инвалиды лишились права выбора необходимого им технического средства. Опыт зарубежных стран, например, Великобритании, показывает, что целесообразнее первоначально в техническом специализированном центре подобрать для каждого инвалида ТСР исходя из его данных и потребностях, а затем заказать это ТСР у конкретного производителя, который гарантирует качество, возможность его ремонта и замены.

Отдельно надо сказать о негативной роли 94-ФЗ в решении этих и других вопросов в социальной сфере – представляется, что необходимо готовить поправки в действующее законодательство, которые упрощали бы механизм расходования бюджетных средств и повышали эффективность их использования в социальной сфере в целом.

В жестких условиях конкурса приходиться покупать зачастую не такую продукцию, которая нужна, а которая предлагается участниками конкурса, а это часто может быть и дороже, и хуже по качеству. Получается, что конкурс проводится не ради решения социальных проблем, а ради исполнения не очень удачного и не соответствующего реальным интересам граждан Закона.

Образование – одно из ключевых условий профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов. Остро стоит вопрос о защите права на образование детей-инвалидов, имеющих тяжелые формы инвалидности. Служба медико-социальной экспертизы, руководствуясь медицинскими факторами, устанавливает степени ограничения способности к обучению и трудовой деятельности, которые приводят к дискриминации людей с инвалидностью, и выступают как средство отлучения от прав, которые гарантированы другим гражданам.

Сокращение коррекционных школ под лозунгом «интегрированное» образование.

Пока еще существующая система профессионального образования не всегда может предоставить инвалидам возможность получить профессию с учетом имеющихся нарушений здоровья, особенно если учебное заведение находится в соседнем регионе.

Получение специального образования, даже престижной специальности не гарантирует инвалиду трудоустройства. Требует совершенствования закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, и возможно, что следует вернуться к ранее действовавшему порядку целевого распределения молодых специалистов.

В сфере труда инвалидам если и предлагаются, то непрестижные, малоквалифицированные специальности и низкая заработная плата. Трудно найти работу женщинам-инвалидам, молодым инвалидам, в т.ч. имеющим высшее и среднее специальное образование. Недоступность среды жизнедеятельности и общественного транспорта значительно сужает круг выбора работы в больших городах, но еще труднее найти работу инвалиду в маленьких населенных пунктах, в сельской местности, где практически нет предприятий.

Зачастую налицо низкая заинтересованность самих инвалидов в трудовой деятельности – много случаев, когда при устройстве на работу на очередном освидетельствовании МСЭ часто понижается или снимается группа инвалидности, поэтому многие не желают получать ИПР.

Основным субъектом реализации основных государственных задач и направлений социальной защиты инвалидов в Челябинской области является Министерство социальных отношений. Его деятельность в сфере социальной защиты инвалидов строится на основе определенной, на федеральном уровне политики.

Однако, государственной целостной системы реабилитации инвалидов у нас в стране нет – соответствующая статья изъята законом 122-ФЗ из ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».[5] Все направления реабилитации и реабилитационные центры, которые сохранились и развиваются в регионах (особенно это заметно на работе центров реабилитации детей-инвалидов), работают бессистемно. Недостаточное внимание уделяется обобщению и обмену опытом этой работы, разработке единых методик, подготовке кадров и повышению квалификации. По сути, каждый «варится» в собственном соку.

Сегодня нет системы реабилитации, в большинстве случаев все сводится к выдаче ТСР и медицинским аспектам. Разделение структур, занимающихся инвалидами, на федеральные и региональные порой приводит к парадоксам – служба занятости региона не может получить данные МСЭК в этом же регионе, а без них наладить работу по профессиональной реабилитации и созданию рабочих мест для инвалидов нельзя. Все это снижает эффективность деятельности Министерства социальных отношений и подконтрольных ему учреждений социальной защиты инвалидов.

Для возрождения этой системы, прежде всего, необходимо наладить взаимодействие всех структур, особенно медико-социальной экспертизы и реабилитационных центров, обеспечить доступность информации о работе всех звеньев этой системы для инвалидов и специалистов, издавать специальную литературу по реабилитации.