Законодательная база по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Основные нормативно-законодательные акты в области защиты прав ребенка и профилактики безнадзорности.

1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 года. Гарантирована государственная поддержка семье, охрана материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб. Провозглашена государственная защита семьи и детства.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989г.) и Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) определяют универсальные международные правовые нормы, гарантирующие детям основные права человека, в том числе право на защиту, полноценное развитие, жизнь в семье.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность и наказание за наиболее тяжкие формы проявления насилия по отношению к детям (истязания, сексуальное насилие), влекущие нарушение здоровья, инвалидность и угрозу жизни ребенка. За другие формы жестокого обращения (небрежение нуждами, физическое насилие) с детьми предусмотрены меры административной ответственности.

4. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 1994 г. №646. Утверждено «Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации». На Комиссию возлагаются функции координации деятельности министерств и ведомств РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказание организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних, при органах исполнительной власти субъектов РФ.

6. В 1999 году продолжалось формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Были приняты в 1998-1999 гг. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в дополнение к ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Данные акты устанавливают основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральное законодательство способствовало развитию инфраструктуры социальных служб, созданию учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семьям и подросткам; территориальных центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи по телефону.

За последнее время численность учреждений социального обслуживания семьи и детей выросла и составляет на начало 2003 г. 1220 учреждений, функционирующих в 87 субъектах Российской Федерации в системе органов социальной защиты населения. 160 тысяч детей в год проходит через эти учреждения. В апреле 1991 года впервые появилось понятие «социальная служба для молодежи». Одной из форм служб для молодежи являются центры по оказанию помощи подросткам, склонным к употреблению алкоголя, токсических и наркотических веществ, совершению суицидальных попыток. Основная категория, на которую сосредоточено внимание социальных служб: девиантная молодежь.

Направления деятельности:

По линии Министерства образования в крупных городах создаются отдельные психологические службы. На базе многих учреждений внешкольной сферы (Центров детско-юношеского творчества, Дворцов и Домов детей и молодежи) создаются подразделения, которые являются фактически социальными службами. По линии Министерства внутренних дел открываются приемники-распределители для несовершеннолетних (Центры временной изоляции для подростков-правонарушителей). По линии Федеральной службы занятости проводятся отдельные программы по предотвращению молодежной безработицы (ярмарки вакансий для молодых, переобучение и обучение), организуется сезонное трудоустройство.

Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждения и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются Правительством РФ.

8. Примерные положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа утверждаются Правительством Российской Федерации.