Законодательные инициативы в поддержку материнства и детства

Послание президента Федеральному Собранию 2006 года дало новый импульс в развитии законодательной базы в поддержку материнства и детства.

С 1 января 2007 года на территории Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов в поддержку материнства и детства, расширены социальные гарантии для граждан, имеющих детей.

Первым из числа законодательных инициатив, направленных на реализацию инициатив Президента РФ, явился Федеральный закон от 5.12.2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» и утвержденное от 30.12.2006 N 865 "Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей",

Законом впервые установлено право на пособие по уходу за ребенком всем женщинам. Указанное пособие получают женщины по достижению ребенком возраста 1,5 лет, как подлежащие обязательному социальному страхованию (работающие), так и не подлежащие (не работающие). С 1 января 2007 года размер данного пособия увеличен с 700 до 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей - по уходу за вторым и последующими детьми, либо 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. В 2009 году с учетом индексации размер данных выплат составляет на первого ребенка ……… руб., на второго и последующего ……. руб. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком, производится по день исполнения ребенку полутора лет. При исчислении пособия учитываются районные коэффициенты.

Матерям, имеющим право на отпуск по беременности и родам, в период после родов, предоставлено право выбора, со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Право на получение государственных пособий также имеют временно проживающие на территории РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Помимо 4 видов пособий, существовавших ранее, введен новый вид пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). Его размер, так же, как и размер единовременного пособия при рождении ребенка, составит 8000 рублей. Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей органом, уполномоченным производить назначение и выплату данного пособия в соответствии с законодательством субъекта РФ. Источник финансирования выплат - средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субвенций субъектам РФ из Федерального фонда компенсаций.

С 1 января 2007 года уточнен порядок финансирования расходов, связанных с выплатой пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Конкретизирована категория граждан, выплата пособия которым осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ, до достижения ребенком возраста полутора лет, а также граждан, выплата пособия которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ, в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. К этим категориям граждан относятся не только граждане, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, а также граждане, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации или лицензированию.

В отдельную категорию выделены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. Финансирование расходов, связанных с выплатой этой категории граждан пособия, осуществляется соответственно за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ и за счет средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 871).

Важным законодательным актом является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».Согласно Закону с 1 января 2007 года предусмотрено предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, и женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующих детей (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). Дополнительные меры государственной поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных принятым Законом. Также правом на дополнительные меры государственной поддержки могут воспользоваться мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Для реализации дополнительных мер государственной поддержки выделяются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, - материнский (семейный) капитал. Размер материнского (семейного) капитала составляет 250 тысяч рублей, который, в свою очередь, ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы рассматривают заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, равно как и проверяют обоснованность выдачи документов, удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Лицо, получившее государственный сертификат, может принять решение о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми). При этом средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;

- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, либо женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, может быть реализовано лицами, которые получают с 2007 года государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, не ранее 2010 года, то есть спустя три года.

Причем в 2009 году расширена возможность использования материнского капитала