Зарубежный и отечественный опыт постпенитенциарной адаптации осужденных

Пенитенциарное законодательство многих государств предусматривает систему отпусков осужденным к лишению свободы. Условия и основания их предоставления являются самыми различными. Это связано с многочисленными факторами и в первую очередь непосредственно с различными видами режимов отбывания наказания и установленными правилами содержания осужденных. Эти же обстоятельства относятся и к продолжительности увольнений и отпусков. В одних случаях их величина может устанавливаться несколькими часами, в других - их продолжительность может быть установлена законом до нескольких недель.

Общим для предоставления поощрительных отпусков осужденным является то, что они устанавливаются за правомерное поведение в местах заключения и только тем, кто становится или встал на путь исправления, а также тогда, когда у персонала тюремного учреждения имеется убежденность в том, что поощряемое лицо не совершит какого-либо правонарушения.

Государства, заключая международные соглашения по пенитенциарным вопросам, стремятся выработать универсальные стандарты с последующим их закреплением в своем законодательстве с целью применения соответствующих международных правил в национальной практике.

Третий Конгресс ООН по предупреждению преступлений и обращению с заключенными, состоявшийся в августе 1965 года в Стокгольме, отметил, что во многих странах в целях либерализации режимов исправительных учреждений и ресоциализации осужденных широко применяются кратковременные отпуска. Предоставление их является не просто льготой или наградой, которую можно заслужить добросовестным отношением к работе и соблюдением правил, установленных в местах лишения свободы. Разрешение отпусков - один из приемов возвращения правонарушителей к нормальной жизни. Отпуска служат тому, чтобы постепенно приучить заключенного к идее свободной жизни и убедить его в том, что он по-прежнему принадлежит к обществу, в которое ему предстоит, в конце концов, вернуться.

"Пенитенциарный отпуск" - такова была главная тема, обсуждавшаяся в 1977 году в Страсбурге на III Конференции директоров пенитенциарных администраций, в которой участвовали представители 19 государств. В резолюции конференции отмечается, что предоставление отпусков осужденным перед их освобождением из мест лишения свободы является залогом их ресоциализации и служит целям борьбы с рецидивной преступностью.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 года, подчеркивается необходимость постепенной подготовки заключенных к жизни на свободе. Одной из форм такой подготовки рекомендуется "пенитенциарный отпуск", во время которого заключенные подыскивают для себя работу, устанавливают полезные связи, решают свои семейные дела и т.д. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных социальных отношений заключенного.

Наиболее распространенными в пенитенциарной зарубежной практике являются специальные программы подготовки осужденных к освобождению. Они предусматривают освобождение осужденного на несколько часов, на целый день или даже на несколько дней для получения необходимых документов; беседы с возможными будущими работодателями; подыскания жилья; посещения семьи; посещения магазинов с целью ознакомления с ценами на необходимые товары; с любой другой целью, которую можно считать способствующей будущему приспособлению осужденного к жизни в обществе.

Приведем некоторые примеры регулирования института предоставления отпусков заключенным в зарубежных странах.

В Канаде применяется порядок, согласно которому осужденным часто разрешают отлучаться из тюрьмы под честное слово. По методу "постепенного освобождения" осужденному, подлежащему освобождению под честное слово или в результате истечения срока его тюремного заключения, разрешают ежедневно или на ночь уходить из тюрьмы в течение определенного периода (от одной недели до трех месяцев, предшествующих освобождению).

"Постепенное освобождение" обычно включает в себя разрешение посетить магазины, совершить визит в банк для открытия текущего счета или зарегистрироваться в национальном управлении по набору кадров, сходить в церковь, навестить знакомых, принять участие в спортивных соревнованиях и различных развлечениях. Нередко местные предприниматели предоставляют осужденным временную работу на одну-две недели. В этом случае заключенный каждый день свободно ходит на работу. Иногда осужденным разрешают уходить каждый день из тюрьмы, чтобы найти для себя постоянную работу.

В Канаде существует три вида системы отлучек:  

1. Система, которую начинают применять, когда осужденный отбыл половину положенного срока тюремного заключения. Осужденным дают возможность работать вне стен тюрьмы, посещать учебные заведения или принимать участие в других видах деятельности, помогающих перевоспитанию. Осужденным женщинам разрешается посещать свои семьи для выполнения домашних работ.

2. Система, которую начинают применять за некоторое время до истечения срока тюремного заключения. Сюда входит разрешение работать вне стен тюрьмы.

3. Система "постепенного освобождения". Применяется до наступления срока освобождения под честное слово.

Раздел 26 Закона Канады об исправительных учреждениях тюремного типа предусматривает временные отлучки, продолжающиеся не более 15 дней. Эти временные отлучки разрешаются для посещения семьи как по соображениям сострадания, так и в целях перевоспитания и приобщения осужденного к нормальной жизни в обществе.

В Канаде имеются различные постоялые дома, предназначенные или для условно освобожденных заключенных, или для заключенных, которым предоставлен временный отпуск без надзора.

В Норвегии отпуск за пределы тюрьмы предоставляется заключенному на основании увольнительных записок. Их могут выдавать по истечении 1/3 срока наказания. Увольнительная дается не более чем на пять дней. Время, затрачиваемое на дорогу к пункту прибытия, в срок увольнения не включается. Увольнение не является поощрением и должно предоставляться осужденному независимо от его поведения в ходе отбывания наказания. Однако получение увольнения не относится к правам осужденного. Это всего лишь элемент исполнения наказания. Существует и другая форма увольнительных - "рабочие" и "учебные". Их выдают тем осужденным, кто работает и учится вне тюрьмы. Такие осужденные отправляются на работу или учебу из тюрьмы, а после трудового дня возвращаются обратно.

Для поддержания физической и психической формы осужденных к длительным срокам лишению свободы организуются специальные тренировки, которые длятся четыре недели. Из них последние пять дней осужденные проводят вне тюремных стен, на биваке. Считается, что именно такая форма контактирования с внешним миром имеет особое значение для заключенных, попавших в алкогольную или наркотическую зависимость.

Отпуска в зарубежных странах, как правило, применяются ко всем категориям заключенных, независимо от назначенного им срока наказания, тяжести совершенного преступления, но во всех случаях при наличии у них устойчивого правомерного поведения, позитивной степени исправления и твердой уверенности администрации учреждения в том, что заключенный в период нахождения вне территории тюрьмы не совершит какого-либо правонарушения и вернется в нее строго в срок. Основаниями для таких отпусков могут быть различные причины, некоторые из них имеют объективный характер, иные - специфичны.

Вступление России в ООН повлекло за собой и принятие конвенций ООН в частности «о правах человека», в соответствии с которой и построено все законодательство стран членов ООН. 8 января 1997 г. был принят новый УИК РФ, статья 97 которого также предусматривает отпуска осужденным. В ней говорится, что осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений.

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений. Поэтому закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению (ст. 180 УИК РФ). Представители администрации, ответственные за осуществление воспитательной работы с осужденными, проводят с ними беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого конкретного лица в плане его жизнеустройства после освобождения, ему даются необходимые рекомендации в свете положений действующего законодательства. В законе отмечено большое воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденному принять правильное решение.

После того как намерения осужденного определятся, но не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до отбытия других наказаний, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и трудового устройства. В уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться информация о наличии у освобожденного жилья, о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту жительства освобожденного либо в ином месте в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

В целях способствования адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности статья 181 УИК РФ предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного, которые могут быть довольно значительными. Освобождаемый получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства. Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами по установленным нормам. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. При наличии средств из специального фонда может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом минимального месячного заработка (если Правительством Российской Федерации не установлены иные суммы). Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказания, на определенные виды необходимой социальной помощи. Уголовно - исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено соответствующими федеральными законами (например, есть проект Закона РФ "О социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы"). Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться. Определенные предпосылки для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона "О занятости населения" от 19 апреля 1991 года относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально - правовой защитой. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 года освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения".

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли - продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда; прописка (регистрация проживания) у родственников, супругов и иных граждан. Как известно, по решению Конституционного Суда РФ норма ст. 60 Жилищного кодекса РФ об утрате права на жилье лицами, осужденными к лишению свободы, признана неконституционной и не действует. Это дает освобожденным основание требовать восстановления утраченного права на жилье в его реальном виде.

Наконец, в ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы Центры социальной адаптации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание. Весьма интересен в этой связи опыт Санкт-Петербурга. Так в Санкт-Петербурге существует Центр социальных, психологических и правовых исследований (Иоанно-Претеченское православное братство Душеспасения). Мужской приют для вышедших из заключения на 15 мест. Кризисная служба психологической помощи. Антисуицидальная психотерапия для предотвращения самоубийств среди вышедших из заключения. Для заключенных есть программа "Год" (полгода подготовка заключенного к освобождению, полгода - адаптация на воле). Проведение исследований и подготовка обучающих программ в области профессиональной адаптации (врачей, учителей), адаптация людей после религиозных тоталитарных сект, семейная терапия (коррекция отношений между детьми и их родителями). Также существуют государственные учреждения подобной направленности: Центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы создан по инициативе мэрии Санкт-Петербурга в 1993 г. Предоставляет временное жилье в мужском приюте на 40 человек (проживание до 6 месяцев). Оказывает помощь в трудоустройстве и содействие в получении прописки. Клиенты могут воспользоваться предоставляемыми услугами только при наличии направления, взятого в районной наблюдательной комиссии и подписанного заместителем главы администрации района. Подобный дом ночного пребывания существует и в г. Екатеринбурге. Но количество мест в нем ограничено, а желающие принимаются со всей области, причем не только освобожденные от наказания, а и лица не имеющие жилья.