Зарубежный опыт организации социального обеспечения населения

Социальную работу в Соединенных Штатах Америки связывают с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба социального работника США охватывает разнообразные места - правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику. Социальные работники обслуживают людей детского и старшего возраста и всех рас, этнических групп, социоэкономических уровней и религий. Социальные работники сами отзываются о своей профессии по-разному. Он говорят о ней как о работе, дающей удовлетворение, разочаровывающей, вознаграждающей, опустошающей, стрессовой и приносящей массу проблем и т. п. В основе любой социальной деятельности лежат составные элементы, которые включают следующие четыре концептуальные области:

- Назначение и цели профессии;

- Система ценностей, этика и философия практического направления;

- Основа знаний практического направления;

- Методы и средства, используемые в работе.

В обслуживании клиентов социальный работник стремится к достижению особых целей, что определяется (или должно определяться) спецификой социальной работы, уникальностью обстоятельств каждой проблемной ситуаций. Несмотря на уникальность каждой встречающейся ситуации, деятельность всех практиков преследует общие цели, которые основываются на назначении и целях профессии. Для понимания назначения своей профессии, практик должен быть готовым к тому, чтобы добровольно принять на себя ответственность и реализовать ее в действиях, независимо от специфических социальных агентств и их определения индивидуальных ролей социальных работников.

В итоге, функции социального работника представляются следующим образом:

- помочь людям расширить их компетенцию и способность решать собственные проблемы;

- помочь людям реализовать свои возможности;

- стимулировать отзывчивость людей;

- содействовать взаимодействию между отдельными людьми и их окружением;

- влиять на взаимодействие между организациями и институтами;

- влиять на социальную политику и политику охраны окружающей среды.

Обучению профессиональной социальной работе происходит в США на студенческом или аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного плана на студенческом уровне - подготовить студента для перехода на следующий уровень в получении профессии. Эти студенты имеют возможность практиковаться в агентствах и организациях и находиться под наблюдением опытных практиков. После окончания основной студенческой подготовки по той или иной дисциплине студенты могут приобрести аспирантское образование по профессии. Цель аспирантского образования - подготовить человека к тому, чтобы он стал независимым практиком, опытным специалистом. Аспирантское образование обычно продолжается 2 года. Первый год посвящается углубленному обучению теории и практике профессий. Второй год используется для специализации в методах и их апробации на практике. После многих лет борьбы, профессионалы в Соединенных Штатах Америки пришли к выводу, что социальная работа - не просто модификация существующих профессий. Это тоже профессия среди них.