Зарубежный опыт социально-демографической и семейной политики

В настоящее время социально-демографическая политика в различных формах проводится во многих странах мира, Ее содержание, цели, масштабы, методы осуществления неодинаковы в каждой стране, поскольку существенно различаются и демографическое состояние, и тенденции социально-экономического развития стран. В некоторых европейских странах широко реализуются ежемесячные, систематически растущие выплаты на детей.

Сравнение систем детских пособий выявило их принципиальное отличие. В странах Северной Европы они имеют универсальный характер — пособие получают все семьи, имеющие детей, вне зависимости от каких-либо условий. В Канаде тоже действует универсальный подход. В США пособия получают семьи с детьми, имеющие доход ниже черты бедности. Однако отношение к универсальному подходу в выплате детских пособий становится предметом серьезных дискуссий в парламентах многих стран. Постепенно многие государства отказываются от универсальности детских пособий и направляют свою поддержку только наиболее нуждающимся семьям. В то же время наблюдается расхождение в реальной помощи семье между странами, принявшими на себя полную ответственность за поддержку семьи путем обеспечения минимального гарантированного дохода (страны Европы), и государствами, ограничившими свою роль до минимальной поддержки (Российская Федерация, США). Особое внимание со стороны государства уделяется неполным семьям. В настоящее время растет их число во всех странах мира, что способствует тому, что среди малоимущих преднамеренно не регистрируются браки и совершаются фиктивные разводы с целью получения дополнительного дохода.

Существуют значительные отличия между странами в размере пособия. Самые высокие пособия на ребенка выплачиваются в Норвегии, самые низкие - в России. Всякая политика в области рождаемости включает в себя меры и по стимулированию брачности и укреплению семьи в форме различного рода пособий и льгот для молодоженов, предоставлению кредитов молодым семьям.

Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Франции, Австрии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии и др.), где в последние годы активно проводилась социально-демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых и, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми. Цели и методы демографической политики различаются по странам достаточно существенно и во многом определяются историческими особенностями развития государств.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 1930 - 40-х гг. и некоторые страны Европы приступили к осуществлению мер по стимулированию рождаемости.

В Бельгии, особенно во Франции, где долгое время были ощутимы последствия очень низкой рождаемости, в первые послевоенные годы введены на государственном уровне меры поощрения рождаемости. Росту рождаемости способствовали, например, денежные выплаты (семейные пособия) и различные льготы для семей с двумя и тремя детьми.

В связи с низким уровнем рождаемости, в Германии в последние годы стали активизировать поощрительные меры в отношении третьего и четвертого ребенка. Если суммировать все семейные льготы на семью с двумя детьми, то по ним до 1981 г. среди развитых стран ФРГ занимала одно из последних мест: относительно к среднему доходу семьи они составляли всего 4%, против 14% в Австрии, 15% - в Бельгии и 17% во Франции. По новой системе льгот с 1988 г. при выплате пособий на ребенка в Германии акцент делался на поощрение рождения третьего, четвертого и пятого ребенка. Кроме того, семьям с детьми увеличена необлагаемая подоходным налогом сумма семейного дохода, предоставляются льготы при покупке домов. За каждого рожденного ребенка женщине прибавляется год рабочего стажа при начислении пенсии. Все услуги, направленные на усиление финансовой поддержки семей, были улучшены значительно с 1998 г.: выросли пособия на детей до 154 евро ежемесячно на первого и второго ребенка. Благодаря налоговой реформе изменено налогообложение семей: с 2002 г. родители могут получить налоговые льготы на расходы, связанные с заботой о детях. Базисная сумма на ребенка, не подлежащая налогообложению, была увеличена до 3648 евро. Таким образом, в 2002 г. у семьи со средним достатком имеется на счете примерно на 2000 евро больше, чем в 1998 г. Новый закон о частичной занятости, согласно которому работающие лица, имеющие детей, имеют право на сокращение рабочей недели, облегчают совмещение работы и семейной жизни. Отпуск в целях воспитания детей называют «родительским временем» и он предусматривает возможность совместного ухода отца и матери за ребенком.

После проведения активной демографической и семейной политики, в середине 1990-х гг. среди стран Западной Европы Франция имела один из самых высоких СКР {суммарный коэффициент рождаемости) - 1,75 %0 {а в 2002 г. - 1,89 %0 ). Население увеличивалось ежегодно на 0,3 — 0,4 %. В настоящее время правительство Франции обеспокоено невысоким уровнем рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % основной зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка; отпуск по беременности оплачивается в размере 90 % зарплаты. Предоставляются жилищные льготы и ссуды на обзаведение домашним хозяйством, 90 % которых погашается при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции - своеобразный эталон в Западном мире.

В сфере поддержки семьи правительством Франции в последние годы проведены следующие мероприятий:

1. Ежемесячные пособия на детей выплачиваются, начиная со второго ребенка, а при рождении третьего они достигают максимальной величины.

2. Был введен гарантированный минимальный уровень дохода семьи.

3. Введены дотации - их получают семьи с минимальным уровнем дохода и преимущество отдается семьям с тремя детьми.

4. При уплате подоходного налога определенные преимущества отдаются семьям в зависимости от числа детей.

5. Предоставляются единовременные пособия до и после рождения ребенка, которые достигают значительной суммы на третьего ребенка.

6. Установлен размер декретного отпуска в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличено в 1,5 раза - до 26 недель.

7. Матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка.

8. Семьям на обзаведение хозяйством выдаются ссуды. При рождении каждого ребенка часть ссуды погашается. При рождении четвертого ребенка погашается 90% ссуды.

9. Предусмотрена существенная ежегодная компенсация расходов семьи на обучение детей.

10. Матери, имеющие трех детей, автоматически становятся застрахованными в системе государственного пенсионного обеспечения.

11. Создана всеохватывающая система внесемейного воспитания, предусматривающая относительно недорогое пребывание ребенка в частных или государственных дошкольных и школьных учреждениях в течение всего дня.

Проведение таких мероприятий позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране. А всеохватывающая система внесемейного воспитания с гарантированным, качественным уходом за детьми в течение всего дня, начиная с детского сада и кончая выпускными классами, позволяет 79 % женщинам в возрасте от 25 до 49 лет, и что самое удивительное, 45 % матерям, имеющим троих детей, работать.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия и льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии растет тревога из-за снижения рождаемости ниже уровня простого воспроизводства. При определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются до 27 лет, если они учатся.

По мнению правительства Италии, изменять демографические тенденции путем «прямого и специфического вмешательства», неприемлемо. Серьезными проблемами считаются старение населения и необходимость улучшения медицинского обслуживания. Одна из целей семейной политики правительства - улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям здесь выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачиваются пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения за последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с «Планом страхования материнства и отцовства», отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеют специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной социально-демографической и семейной политики нет ни в одной из других стран Запада.

Правительством Норвегии создан Комитет народонаселения, изучающий тенденции в этой области и направляющий правительству свои рекомендации, с учетом демографических показателей, при разработке вопросов, касающихся рынка труда, школ, семейной политики и здравоохранения. Правительство удовлетворено темпами роста народонаселения; его целью является забота о здоровье граждан, улучшения положения женщин и укрепление роли семьи, а также радикальный подъем качества жизни семей с детьми.

В Финляндии проводится эффективная демографическая политика.. Правительство поощряет рождение третьего и четвертого ребенка, предоставляются субсидии на оплату жилья и его строительство.

В Бельгии уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения, поэтому государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики. Это: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и др. Пособия увеличиваются в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет и если он учится, то пособие выплачивается до 25 лет. Единовременное пособие при рождении первого и второго ребенка выдается в три и два раза больше, чем на третьего и каждого последующего.

Правительство Нидерландов считает, что страна перенаселена и проводит политику уменьшения в перспективе числа своих. Социально-демографическую политику координирует Бюро по делам народонаселения и межведомственный комитет по вопросам населения. Пособия на детей выплачиваются ежеквартально, женщинам выплачиваются 100 % зарплаты во время беременности в течение 16 недель, однако величина пособий сокращается.

В Люксембурге число смертей превышает число рождений. Правительством проводится социально-демографическая и семейная политика в целях поднятия рождаемости, при выплате пособий акцент делается на третьего ребенка, выдаются кредиты молодым семьям.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размера семьи: пособия на четвертого и пятого ребенка примерно в 10 - 12 раз больше, чем на первого.

В США общегосударственная демографическая политика не проводится. В стране проводится активная социальная и семейная политика, действуют в этом направлении около 80 программ. Эти вопросы решает каждый штат в отдельности по своему усмотрению. Тревогу у американцев вызывает тот факт, что по прогнозам, к 2035 г. качество трудовых ресурсов страны резко понизится, т. к. растет число семей с одним родителем, у которых нет средств на высшее образование и профессиональную подготовку будущего поколения.

Анализ проводимых мероприятий по управлению демографическими процессами в различных странах показал, что единой системы регулирования данными процессами в мире нет. Каждая страна решает данную проблему в соответствии с особенностями социально-экономического развития. Однако пример ряда стран, в первую очередь Франции, может быть полезен для организации эффективной демографической политики на территории России.