Идея национальной независимости Узбекистана

Идея национальной независимости дает ответы на многие вопросы нашего прогресса. Вместе с тем она отвечает на вопросы о том, какое государство, какое общество мы строим, какие его социально-экономические, политические и духовные основы. Эти вопросы широко освещены в трудах И. Каримова «Свой путь независимости и прогресса Узбекистана», «Узбекистан устремленный в ХХI век», «Узбекистан к великому будущему» и др.

Каждое государство мира имеет свои стратегические цели. Наша главная стратегическая цель состоит в обеспечении благополучной жизни народа. К этой цели мы идем посредством создания свободного демократического общества, имеющего рыночную экономику.

Для достижения этого, прежде всего, необходимо добиться эффективной деятельности органов власти на конституционной основе, добиться развития рыночной экономики, сформировать механизмы работ с новой технологией.

В мире нет идеального образца перехода к рыночным отношениям и практического ведения этих отношений. Большинство государств определяет свой (специфический) путь экономического развития, исходя из своих возможностей. Мы тоже определили свой путь, который в других странах известен как «узбекская модель». Экономика страны – ее структура, географические координаты, климатические условия, природные ресурсы имеют своеобразный характер. Наряду с этим, психологический мир нашего народа, духовность и мышление его тоже не одинаковы с такими свойствами населения других стран.

Наш путь, обоснованный И. Каримовым, есть путь без социальных потрясений, революционных скачков, а путь эволюционного развития. Идея национальной независимости объединяет на этом пути наших соотечественников, устанавливает между ними сотрудничество и взаимное согласие; мобилизует их к этим великим целям.

В настоящее время этот путь предполагает реализацию следующих задач:

В политической сфере – дальнейшее углубление процесса демократизации, обеспечение ее последовательности и эффективности. Все это составляет основные направления политических реформ. При этом нужно руководствоваться принципом разделения власти на три самостоятельные отрасли (ветви) – законодательную, исполнительскую и судебная власть.

Процесс демократизации выражает собой переход приоритета от задачи укрепления государства к задаче укрепления общества посредством активного участия в этом процессе местных представителей народа. Это основывается на проверенном жизненном правиле: единственным источником государственной власти является народ, что отражено в Конституции Узбекистана. Благодаря этому степень независимости ветвей государственной власти определяется политической и духовной зрелостью нашего народа, проявляется в его активном участии в государственном строительстве. Поэтому поднятие политического мировоззрения и политической культуры народа до уровня глубокого осознания своих истинных прав и интересов является важнейшим условием совершенствования и политической, и социальной сферы в нашей стране.

Политическая культура начинается с подчинения закону и граждан, и государственных учреждений, и общественных организаций. Значит, в обществе которое мы строим, требуется не только повышение правовых знаний населения, но и обращение строгого внимания на обеспечение законов, эффективной деятельности всех властных и социальных институтов. Демократизация требует гармонизации интересов граждан с интересами государства и общества.

Углубление процесса демократизации вызывает необходимость формирования эффективного механизма, обеспечения согласия интересов политических и общественных движений. И. Каримов отметил возможность достижения этого следующим путем: «Добиться, чтобы многопартийность реально вошла в нашу жизнь. Каждая партия, опираясь на социальные слои, интересы которых она представляет, должна иметь четкую и ясную программу действий, определяющую конкретные цели и ориентиры, альтернативные варианты развития общества. Реальная многопартийность – это конкуренция взглядов и идей, это политическое поле соперничества партий, в том числе и оппозиционных партий». [11]

Под многопартийностью понимается активное участие нескольких партий в жизни общества. Партии участвуют в работе парламента через своих представителей, принимают законы и осуществляют деятельность по претворению их в жизнь. Другими словами, многопартийность есть фактор, создающий равновесие между интересами различных слоев и групп населения. А духовным фактором, обеспечивающим равновесие между различными интересами, противостоящими силами и движениями, является идея национальной независимости. На ее базе формируется идеология национальной независимости.

В создаваемом нами обществе формируется эффективная система преодоления пороков и пережитков прошлых десятилетий, мешающих его продвижению вперед. В эту систему входит правовое, демократическое государство и гражданское общество. В правовом государстве действуют не только три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная; в нем обеспечивается свободная деятельность средств массовой информации и других социальных систем на основе закона.

Исходя из этого, можно сказать, что независимость предполагает соотношение прав и обязанностей, разные виды ответственности.

В создаваемом нами обществе еще более расширяется круг деятельности местных властей и органов самоуправления граждан. Это означает, что часть полномочий государство поэтапно передает им; Расширяются права и повышается престиж негосударственных и некоммерческих объединений граждан. В этом важное значение имеет разработанная нашим Президентом идея – от сильного государства к сильному обществу. Эта идея выражает путь создания в Узбекистане гражданского общества. По мере продвижения по этому пути повышается политическое сознание, политическая культура и активность людей, укрепляется престиж и позиция махалли, различных общественных фондов, объединений типа «Камолот» и т.д.

Политический строй в Узбекистане все в большей степени получает форму демократического, правового государства и политического плюрализма, а его социальный строй получает свойства гражданского общества, в котором будет верховенство закона. Это общество имеет тенденцию совершенствования системы подбора, расстановку и обновления молодых кадров, являющихся одаренными, изыскательными, глубоко знающими, высоко квалифицированными, преданными Родине, земле-матери. Эта система, выраженная в Национальной программе подготовки кадров, принимает во внимание в работе с кадрами их квалификационные навыки, идейную закаленность, патриотизм, преданность идеалам народа, решительность в достижении благородных целей и другие высокие качества.

В экономической области: углубляются процессы развертывания предпринимательской деятельности, либерализации экономики.

Главная задача в ходе предоставления свободы экономике заключается в сокращении государственной функции управления,, т.е. ограничение вмешательства государственных чиновников в хозяйственную деятельность предприятий, прежде всего, в деятельность мелкого и среднего частного предпринимательства.

В нашей стране в годы независимости созданы правовые гарантии и практический механизм, необходимые для развития частной собственности. Созданы Государственный комитет управления и приватизации собственности и его местные подсистемы.

Сформированы биржи товаров, сырья, фонды, действуют система банков, палата товаропроизводителей и предпринимателей, бизнес-фонд, разные консалтинговые службы, лизинговые и другие отрасли рыночной инфраструктуры. Большинство объектов собственности приватизировано. Возникли акционерные общества, корпорации, компании, фирмы, сообщества, совместные и частные предприятия, фермерские и ширкатные хозяйства на селе.

Углубление процесса приватизации и формирование класса собственников являются важными задачами в области экономики.

К этому процессу приобщаются и крупные предприятия. Большое внимание обращается на развитие многоотраслевой экономики, в которой доля частной собственности должна непрерывно возрастать. Признается, что расширение класса собственников будет гарантировать стабильность и благосостояние людей в обществе.

Еще одна задача заключается в том, что следует еще более расширять необходимые правовые условия, гарантии и экономические факторы для того, чтобы широко привлекать финансовые средства. А это создает возможность производить, совместно с зарубежными партнерами, конкурентоспособные продукты. Иностранный капитал является важным источником обновления мощностей производства, обеспечения современными приборами, оборудованием и механизмами, условием перехода к передовой технологии, строительства множества новых предприятий, развития рыночной инфраструктуры.

Задача повышения экспортного потенциала страны, обеспечения его участия в международном разделении труда на основе договоров равноправия и на взаимовыгодных условий, ускорение интеграции нашей экономики с мировой экономической системой – все это служит укреплению фундамента создаваемого нами общества.

Усиление экспортного потенциала страны связано с производством конкурентоспособных на мировом рынке продуктов. Каждое государство может укреплять свою позицию на мировом рынке, находить постоянных партнеров и покупателей только благодаря высокому качеству произведенной продукции. Особое внимание уделяется повышению экспортного потенциала Узбекистана.

Еще одной важной задачей является последовательное проведение структурных изменений в нашей экономике. Когда говорим об изменении структуры экономики, имеем в виду следующие направления:

- поощрение многоукладной собственности, т.е. создание равных прав и возможностей для деятельности во всех формах собственности;

- расширение сети предприятий, производящих готовую продукции;

- формирование предприятий малого и среднего бизнеса и интенсивное развитие их;

- формирование рыночной инфраструктуры, т.е. создание приспособленных к производству и рынку сбыта и обслуживания;

- ввиду того, что географическое место Узбекистана, его геополитические особенности, вопросы транспорта и коммуникаций требуют серьезного внимания этим вопросам уделяется повышенное внимание.

При изменении структуры экономики приоритетное значение имеет продвижение промышленности к селу, развитие средних и малых предприятий по переработке сельхозпродукции на местах.

В социальной области: проявление заботы о гражданах остается одним из основных принципов сильной социальной политики. Это соответствует принципам идеологии национальной независимости и обеспечивает их реализацию.

Понятие «сильная социальная политика» означает заботу о каждой социальной группе, прослойке, о каждом гражданине нашей страны. Это связано с проведением реформ в интересах человека, с постоянным вниманием к народному образованию, здравоохранению, культуре, науке. Выдвинутые И. Каримовым мысли о проведении реформ не ради самих реформ, а ради народа, ради повышения его благосостояния, достойного существования – именно они составляют содержание и смысл ведущейся в нашей стране сильной социальной политики, гуманистической политики нашего государства.

Совершенствуются механизмы поэтапного повышения материального благосостояния народа, создания необходимых условий для достойного существования соотечественников – детей, стариков, инвалидов, учащейся молодежи. Будет последовательно продолжаться работа в направлении улучшения положения в обществе матери и семьи, как священной крепости и колыбели народной культуры.

Известно, что дело построения государства с великим будущим связано с овладением молодежью достижениями науки и новейшими специальностями. В целом, воспитание всесторонне развитого молодого поколения является важным условием создания нового общества в Узбекистане.

Ради этого сегодня в нашей стране укрепляется система образования. Это происходит на основе Национальной программы подготовки кадров. Подобной программы нет ни в одной другой стране мира. Интерес к ней очень большой во всем мире. Полное осуществление этой Программы создаст условия для ускоренного достижения профессиональной, экономической и духовной сторон состояния государственной независимости используя способности наших юношей и девушек.

Задачи последовательного продолжения реализации Национальной программы подготовки кадров, систематическое совершенствование работы на основе новых требований времени также занимает важное место в создании нового общества. Ибо могущество нашего государства, будущее нашей страны зависит от знающих и духовно совершенных кадров.

В духовной сфере: обогащение наших духовных ценностей достижениями современной науки и цивилизации – важная задача. Для этого требуется глубокое осознание своей самобытности, внедрение в сознание нашего народа, особенно, молодежи понятий и принципов идеи национальной независимости. Важно не допустить фальсификацию нашей священной религии и истории, использования их в корыстных целях.

Для этого нужно руководствоваться критериями, вытекающими из основных национальных ценностей, культурного наследия нашего народа. Эти критерии состоят из гуманизма, патриотизма, стремления к прогрессу. Этим критериям присуще и историческое, и национальное, и общечеловеческое. Они обогащаются, совершенствуются при решении новых задач.

Когда говориться о национальных ценностях, тогда имеется в виду степень их соответствия национальной идее. При этом принимаются во внимание интересы всего гуманистического общества и всех жителей Узбекистана.

Как своеобразную ценность можно считать превращение граждан Узбекистана в активных участников обновления и процесса реформ, направление их сил и способностей на достижение таких добродетельных целей, как социальное содружество и межнациональное согласие, религиозная толерантность.

При этом всегда необходимо иметь в виду обеспечение идей гармонизации специфических надежд и чаяний социальных слоев, политических сил и движений, превращение таких благородных мечтаний и желаний как расцвет Родины, мир страны, благополучие народа – в священную цель для всех.

Еще одна задача, которую ставит жизнь – объяснение народу истинной сущности религии. Чтобы не было сомнения в том, что религия есть не только тысячелетняя история народа, но и важный элемент духовной жизни живущего и будущего поколения. В отношении религии следует руководствоваться утверждением И. Каримова о том, что «Аллах в нашем сердце, в нашей душе», что соответствует мысли среднеазиатского богослова Богоуддина Накшбанди» «Пусть Бог будет в твой душе, а руки – в труде».

Уважение ценностей, языка, культуры, религиозных убеждений, обычаев и традиций всех наций и народностей, проживающих в нашем крае, содействие сохранению и развитию их является важной задачей построения нового общества. Все это усиливает чувства содружества и братства граждан многонациональной страны, служит осуществлению идеи «Узбекистан – наша общая Родина».

В результате реализации идеи создания свободной и благоустроенной Родины – этой важной цели, будет построено правовое, демократическое государство, свободное гражданское общество. Основные его признаки:

- материально-экономическую базу создаваемого нами общества составляют рыночные отношения, основанные на многоукладной собственности, социально ориентированные;

- это общество будет опираться на многопартийность, плюрализм мнений. В нем будет обеспечено верховенство закона. Государство будет правовым, демократическим государством, а по характеру отношений между объединениями людей общество будет гражданским;

- это будет общество с гармоническими национальными связями, открытое для созидания и новаторских идей, свободное от национализма, религиозного экстремизма и фундаментализма.