Изменение положения женщины в современном мире

Изменение представлений о роли женщины приводит к изменению ее положения на всех уровнях. Изменение традиционной концепции среднего образования, когда девочек преимущественно готовили к «женской» работе, т. е. к исполнению обязанностей матери и домохозяйки, привлечение девушек, женщин к изучению научно-технических дисциплин, модификация учебных планов с целью корректировки устоявших гендерных стереотипов, в целом пропаганда равенства мужчин и женщин в сфере профессиональной самореализации привела к увеличению числа женщин, стремящихся к высокому образовательному уровню.

Женщины возглавляют образовательные учреждения, являются членами национальных академий наук, занимают должности на всех ступенях научной иерархии. И это вопреки тому, что женщине, чтобы добиться такого же признания, как и мужчине, необходимо работать больше, а результаты ее исследований должны быть более весомы, другими словами, профессиональная карьера у женщин более «дорогая». И хотя женщины в последние десятилетия добились существенных успехов, как в образовании, так и в возможностях занятости, от них требуются непрерывные усилия, чтобы гарантировать еще более широкое представительство женщин в научно-технических дисциплинах, способствовать развитию их таланта, успешному продвижению в науке, а также повышению доли их участия в тех сферах постсовременного общества, где центральную роль играет теоретическое знание и инновации[9].

Подчеркнем, что прежние стратификационные критерии, распределяющие власть и материальные блага в пользу мужчин устарели, а новая стратификационная система, выдвигающая на первый план критерий образования, оказывается относительно индифферентной по отношению к признаку пола. Это означает, что женщины в постиндустриальном или постмодернистском обществе имеют реальные возможности отказаться от зависимого положения, выйти за рамки приватного пространства семьи и реализовать себя в общественной сфере.

Возрастание образовательного уровня женщин, увеличение числа работающих женщин, уменьшение доли времени, затрачиваемой женщинами на заботу о детях и семье в целом, повлекло за собой усиление участия женщин в политической сфере жизни общества. Широкое включение женщин в сферу политики является теоретически и практически чрезвычайно важным моментом, поскольку политическая власть, обладая ресурсами, монополией на применение силы, на издание законов, организует и контролирует жизнь общества.

Под влиянием теории и практики феминизма в развитых постиндустриальных странах участие женщин в управлении делами государства рассматривается как важная составная часть демократической модели государственного устройства. Активизация женских движений привела к существенному росту представленности женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти, на уровне местного и центрального управления.

Эволюция социальных ролей мужчин и женщин, направленная на расширение социально-профессиональных ролей женщин, их экономической независимости, изменяет характер взаимоотношений между мужчинами и женщинами в семье, когда женщины по-новому оценивают собственные возможности и потребности. Иначе говоря, имея высокую самооценку, они по-новому оценивают мужчину как своего партнера (потенциального или настоящего), предъявляют ему новые требования.

Равноправие в семье означает для женщины справедливое распределение работы по дому и уходу за детьми между женами и мужьями, мужчины должны научиться уходу и заботе о других, что поможет им научиться вставать на точку зрения другого и, главное, научит быть справедливыми.

С точки зрения феминистской перспективы именно партнерские отношения жен и мужей, когда каждый из них в равной степени проявляет заботу друг о друге (и о тех, кто их окружает), могут быть единственно возможным залогом успешного брака. В такой семье оба партнера обязаны заботиться друг о друге, удовлетворять потребности друг друга, нести друг за друга ответственность, поощрять планы друг друга и способствовать их осуществлению.

В целом феминистский подход предложенный в том числе, и Б. Фридан посредством привлечения гендерной теории позволяет не только выявить дискриминацию женщин, предложить способы ее преодоления, но и преодолеть дихотомии понятий материнства и отцовства, женской и мужской сексуальности, работы и дома, денег и любви, эгоизма и альтруизма, и, самое главное, их традиционные ассоциации с маскулинностью и феминностью.