Изучение социальных процессов в учебном коллективе

Когда-то французские просветители – предшественники научного коммунизма, так ценимые К. Марксом и Ф. Энгельсом, считали, что владение людей движимой и недвижимой собственностью формирует нездоровые инстинкты, разрушает непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отношений. По их мнению, дети лишь в раннем младенчестве должны жить в семье, затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность воспитания и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития.

Но давно доказано и педагогами, и психологами, что гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания. Даже несколько месяцев лишения любви наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка, то есть всей последующей духовной жизни человека непоправимый ущерб, отрицательно влияя на психическое и физическое здоровье.

У воспитанников школ неизбежно формируются особенности познавательных способностей, структуры черт характера и свойств темперамента (акцентуации, дисгармония), дизадаптивные тенденции поведения. Психологическое и социальное обследование в школах-интернатах проводится специальными структурами – психологическими или социальными службами. Они создаются, как правило, с целью выявления и устранения причин психического и социального нездоровья детей, организации взаимосвязи между личностью, семьей и педагогами, повышения эффективности воспитательной работы, качества социализации личности, пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

Основными функциями психологических служб школ являются:

1. Диагностическая – изучение на основе современных достижений психологии и социологии особенностей личности учащихся, микро-коллективов, школьного коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и процессов;

2. Прогностическая – составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную социальную группу;

3. Консультативная – разработка советов и методик, обеспечивающих коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

4. Предупредительно-профилактическая – разработка на основании собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-коллективов.

Индивидуально-типологический подход к психолого-педагогической коррекции воспитанников позволяет повысить эффективность их обучения, предотвратить развитие отклоняющихся форм поведения, нормализовать межличностные взаимодействия. Отношения в коллективе играют большую роль в процессах адаптации и выработке позитивного стереотипа поведения со сверстниками.

Психолог в своей работе стремится к достижению конечной цели – обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. И в создании условий для этого немаловажное значение играет социально-психологический климат в учебном коллективе.

Взаимоотношения в учебном коллективе представляют собой различные виды взаимосвязи и общения воспитанников в процессе их совместной жизни и деятельности. Именно в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются важнейшие формы взаимовлияний и контактов воспитанников, группового и коллективного взаимодействия.

Своевременное диагностирование взаимоотношений в классе и на основании этого корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение.

Чаще всего психологами и социологами для исследования групповой сплоченности используется метод структурного анализа малых групп (социометрический метод). Сущность социометрического метода заключается в выявлении определенных психологических реакций человека на окружающих людей в различных ситуациях. Его достоинство – возможность за короткое время собрать значительный материал, который регистрирует отношения между всеми членами коллектива. Однако, результаты социометрии, проведенной в учебных коллективах нашей школы, оказались недостаточно объективными вследствие фиксации преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях. Не выявлялись и истинные мотивы выборов, так как дети не указывали честно свой выбор из-за боязни разрушения видимости доброжелательных отношений с членами своего учебного коллектива. Боязнь потери авторитета среди одноклассников из-за «невольного предательства» – это частая причина детских «отписок» при выполнении тестов, что значительно снижает объективность полученной информации.

Больше сведений о коллективах воспитанников, их лидерах и «изгоях», группировках мы получаем с помощью наблюдения.

Наблюдение – это изучение с четко поставленной целью определенных сторон жизни ребенка: его поведение в школьной среде, взаимоотношение с преподавателями и сверстниками в рамках учебной деятельности, с воспитателями и сверстниками в ходе специальной подготовки, со сверстниками и старшими учащимися в быту и при проведении досуговых мероприятий.

Достаточно информативным для нас является метод экспертного опроса различных групп окружения ребенка (педагоги, воспитатели, сверстники). Чаще всего используется интервьюирование по существенно важным позициям с помощью открытых (прямых) вопросов (как ребенок адаптируется к новым условиям жизни, его стиль поведения со взрослыми, со сверстниками, его интересы, увлечения и т.д.).

Анкетирование самого ребенка предполагает ответы на ряд интересующих психолога прямых и обратных вопросов (устраивает ли отношение педагогов, воспитателей, сверстников и т.д.)

Но, как и при проведении индивидуальных бесед с ребенком, в ходе которых можно оценить не только особенности социума ребенка, но и его потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, то есть составить личностную характеристику, объективность полученной информации во многом определяется степенью доверия и взаимным расположение друг к другу психолога и воспитанника.

Основную помощь в изучении социально-психологического климата в детских коллективах нам оказывают проективные методики. Они позволяют изучать особенности личности воспитанников, которые позволяют прогнозировать характер межличностных отношений исследуемого учащегося с группой.

Принцип проекции, лежащий в основе проективных тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях индивида, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т.д., воплощается личность, в том числе ее скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания.

Проективные тесты предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий, естественно, в рамках инструкции, но последняя определяет, как правило, лишь общее направление или начальный момент поведения. Необычность ситуации, необходимость быстрой реакции нередко помогают преодолеть факторы, влияющие на искажение информации.

Достаточно информативной для изучения социальных процессов и морально-психологического климата в учебных коллективах является аддиктивная (предполагающая завершения фраз, рассказа и др.) методика «Неоконченные предложения». Содержание, количество предложений в этой методике корректируются с учетом возраста учащихся.

Помимо диагностической, эта методика имеет и коррекционную психотерапевтическую значимость, так как позволяет отреагировать подавленные переживания в данном виде творчества.

Однако, учитывая возраст воспитанников, нами для диагностики социальных настроений в основном используются экспрессивные проективные методики, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на заданную тему.

Низкая удовлетворенность качеством общего образования и осознание насущной необходимости коренных преобразований в средней школе обусловили массовый характер инновационных процессов.

Как показали исследования Института системных исследований и социологии Международного университета:

1. Наибольшее распространение имеют новации, связанные с организацией учебного процесса, а не с изменением содержания и технологии обучения. При этом доминирует переход на пятидневную учебную неделю и уровневая дифференциация детей на «сильные», «средние», «слабые» классы;

2. Профильная дифференциация выражается либо в выборе общего уклона всей школы, либо в открытии одного или нескольких классов разного профиля (педагогические классы, физико-математические, гуманитарные, химические). При этом идет речь о дифференцировании детей, но не способов, методов, средств обучения, не разрабатываются и не внедряются новые системы контроля и оценивания знаний, стимулирующие познавательную активность, самостоятельность и положительную мотивацию учения, образования у школьников;

3. Рост количества и усложнение учебной информации в большинстве случаев сопровождается сокращением учебной недели, что приводит к значительным ежедневным перегрузкам и может привести к ухудшению самочувствия и здоровья детей.

Вместе с ростом положительных стимулов, таких как возможность стать грамотным человеком, возросла роль и факторов, мешающих учиться и отвлекающих от учебы, появились новые: перегрузка в школе и ухудшение взаимоотношений между самими школьниками, обучающимися по разным программам. Сложившаяся система обучения старшеклассников сегодня не отвечает гигиеническим требованиям и не способствует формированию здорового образа жизни.

Данные исследований НИИ педиатрии АМН и НИИ физиологии детей и подростков убедительно доказывают, что освоение знаний дается учащимся дорогой ценой: перенапряжением физиологических сил, ухудшением состояний здоровья - снижением остроты зрения, нарушением осанки, психоневрологическими отклонениями функционального характера, вегето-сосудистой дистонией.

Практика раннего начала дифференцированного обучения учащихся могла бы считаться наиболее эффективной в сравнении с обучением старшеклассников в массовой школе, если бы обеспечивался более высокий уровень знаний и умений при существенном сокращении времени на обучение. Важно, чтобы само обучение не было чрезмерно обременительным для детей, не нарушало их режима дня, обеспечивало относительно легкую адаптацию организма к тому или иному виду деятельности.

Исходя из этого важнейшего положения и руководствуясь данными, полученными в результате изучения работоспособности, утомляемости и состояния здоровья учащихся, пока не представляется возможным дать положительную физиолого-гигиеническую оценку раннего (с 8 класса) четырехлетнему профильному дифференцированному обучению школьников.

В настоящее время в условиях вариативного обучения на новый уровень выдвигается проблема взаимоотношений учащихся в школьном коллективе в различных учебных заведениях: средних школах, лицеях, гимназиях, интернатах. Изменение социальной ситуации в обществе: искусственное расслоение учащихся, выделение «элитарных» детей и учащихся классов педагогической коррекции или классов «выравнивания» в структуре одного учебного заведения создает проблемы взаимодействия сверстников. Возникают коммуникативный и перцептивный барьер в общении, способствующий разобщению детей и обедняющий межличностные отношения.

По данным Института системных исследований и социологии Международного университета, в так называемых классах педагогической коррекции и поддержки, мешают учиться плохие отношения с учителями каждому четвертому ученику, плохие отношения с учениками других классов - каждому десятому ученику, но нет ни одного ученика, который бы не хотел вообще учиться. При этом если учащиеся других классов выбрали класс чаще всего либо по желанию родителей, либо по собственному желанию, то в эти классы, по мнению 60% учеников, они попали по желанию учителей.

Итак, возрастание положительного воздействия факторов, связанных со школой, заметно только в школах нового типа (лицей, гимназии), в которых в какой-то степени изменены не только учебные программы по отдельным предметам, а образовательные программы в целом.

Уровневая дифференциация классов не привела к существенным изменениям качества образования и привлекательности школы, но породила внутренний нравственно-психологический дискомфорт внутри школы. Ученикам классов педагогической коррекции и поддержки неуютно, неинтересно в школе, так как в большинстве случаев они оторваны от культурно-образовательных мероприятий в общем коллективе, замкнуты в создаваемом им микро-социуме. Чувство заброшенности, уязвленности и дискомфорта просматривается в их оценках по всем представленным показателям.

Не в лучшем положении оказываются и учащиеся «элитарных» классов. Интенсивная учебная нагрузка, повышенная тревожность, связанная с поддержанием собственного статуса, ухудшает психологическое самочувствие учащихся, отражается на эмоциональном состоянии и уровне взаимоотношений учащихся этих классов.

Существенные положительные изменения в поведении, ориентациях и деятельности школьников наблюдается в гимназических школах и классах там, где делаются попытки построить не отдельные учебные программы, а целостную образовательную программу и образовательную стратегию определенной направленности.

Таким образом, уровневая дифференциация детей не дает качественных результатов в формировании общей культуры личности, но порождает социально-психологические и нравственно-психологические проблемы, изучение более подробно ситуации, порождающей данные проблемы, являлось одной из задач данного исследования.

Дело в том, что необходима коренная переориентация нашей школы и всей системы народного образования. Если до этого наша школа была школой знаниям, умениям и навыкам, и этому подчинена вся жизнь и деятельность школы, а вопросы воспитания и развития учащихся лишь декларировались и отодвигались за рамки учебного процесса, как нечто второстепенное и подчиненное главной цели обучения.

При этом за результаты воспитания и развития учащихся школа не несла никакой моральной или иной ответственности, но начиная с 80-х годов реальная социально экономическая жизнь страны, общественное сознание поставили перед школой как первостепенную и главную задачу - воспитание и развитие личности учащихся. Начался поиск средств и методов сделать деятельность школы, ее учебный процесс не на словах, а на деле учебно-воспитательным, сделать этот процесс непрерывным и эффективным средством воспитания каждого ученика.

Те люди, которые чувствуют себя в ответе за развитие системы образования в обществе, как правило, оказываются перед лицом следующей альтернативы. Либо стать проводниками уже победившей господствующей в обществе официальной правды и через образование вести формовку, штамповку личности, либо заняться рискованным делом построения на территории образования новой социальной организации жизни, которая помогла бы каждому человеку найти самого себя.

От выбора в этой ситуации зависят место и миссия образования в обществе: в первом случае образование плетется в хвосте у общества, во втором образование обеспечивает развитие общества. Становится ясно, что реформа образования - это, прежде всего реформа всей жизни растущего и обучающегося ребенка, а не только и не столько реформа педагогического метода, той или иной специальной технологии обучения. Если не произведена реформа организации жизни ребенка, то реформы методов вряд ли приведут к успеху.

Более того, сами педагогические методы и технологии, органически входя в отвечающую социальному наказу адаптивно дисциплинарную модель воспитания и обучения, вполне соответствует этой пригнанной к обществу модели. Роль учителя, сведенная в адаптивно-дисциплинарной системе образования к роли передатчика безликой информации по жестко утвержденным программам, становится незавидной. Об этом еще в 20-е г.г. писал выдающийся психолог и педагог Л. С. Выготский: «... Учительская профессия сделалась местом, куда стекается все неприспособленное, неудачливое... Школа - это та пристань, в которую жизнь отводит поломанные корабли».

Для того, чтобы школа перестала быть пристанью для поломанных кораблей, чтобы в образование пошли духовно одаренные люди, необходимо было начать реформу образования в нашей стране с реформы социальной жизни личности, а не реформы педагогического метода. В свете этой задачи образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.

Стратегией же поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающегося образа жизни, различных обучающих и воспитывающих средств. При этом учитель превращается в социального архитектора образа жизни ребенка, который в процессе сотрудничества, совместной деятельности с детьми помогает найти им свою дорогу в полном противоречий мире.

Таким образом, в рамках одной социальной ситуации возникают коммуникативный и перцептивный барьеры в общении, способствующие разобщению детей и обедняющие межличностные отношения.

Формирование этих отношений и их влияние на учащихся могут быть поняты, если учитывается межличностная и межгрупповая перцепция.