Институт отцовства в современной семье

Это приводит к тому, что при отсутствии отцовского влияния или его недостатке, развитие детей обоего пола принимает ущербный характер (мальчики усваивают женский тип поведения или создают искаженное представление о мужском поведении, как агрессивном, грубом, жестоком; юноши зачастую не умеют правильно выполнять обязанности; девушки менее адекватно понимают мужей и сыновей). Дети, выросшие в семье с одним родителем, в основном, с матерью, получают опыт разведенных родителей, который затем, зачастую, переносится в свою собственную семейную жизнь, утверждая его как норму.

В данной статье мы попытаемся показать функции, выполняемых отцами семейств в современной семье и определить иерархию этих функций.

В ходе данного социологического исследования были рассмотрены такие функции как воспитательная, управленческая, досуговая, хозяйственно-экономическая.

Так, 74% респондентов указали, что основные заботы по уходу за детьми и их воспитанию лежат на матери, 19% - воспитанием ребенка занимаются оба родителя, 7% - воспитанием занимается отец, 1 %- никто не занимается ребенком. Из этого можно сделать вывод, что большая часть опрошенных не реализуют уход за детьми и их воспитание, перекладывая основные заботы о детях на жену. Таким образом, отец выполняет недостаточно значимую роль в процессе социализации ребенка.

31% опрошенных постоянно обсуждают с детьми их (детей) учебу, занятия в свободное время, взаимоотношения с товарищами, 27% - обсуждают иногда, 42% - не обсуждают вообще. 33% респондентов постоянно обсуждают с ребенком планы на будущее, выбор профессии, 27% - обсуждают иногда, 35% - не обсуждают вообще. Как показало наше исследование, большинство отцов уделяют внимание обучению, настоящему и будущему, социальному окружению ребенка.

Что касается манеры воспитания ребенка, то 25% респондентов ответили, что ребенка специально воспитывать не надо: когда он вырастет, то сам поймет, что хорошо, а что плохо, 26 % респондентов считают, что лучший способ воспитания ребенка - подавать личный пример. 24 % считают, что воспитывать ребенка лучше словом, не применяя физических наказаний, 23 % отметили, что воспитывать ребенка надо словом и в определенных моментах применять физическое наказание, 2 % считают, что физическое наказание нужно всегда, так как это лучший метод воспитания. Это говорит о том, что на сегодняшний день приветствуется либеральный тип воспитания детей. С другой стороны, некоторые респонденты допускают физическое наказание при воспитании детей, это говорит о том, что физическое наказание не является широко распространенным методом воспитания детей. Также четверть респондентов считает, что ребенка специально воспитывать не надо, это показывает отстраненность отцов от процесса социализации ребенка.

Далее была рассмотрена рекреационная функция, выполняемая отцами семейств. На вопрос о том, кто из родителей ходит на прогулку с детьми, 38% респондентов ответили «мать», 32% - «никто», 20% ходят на прогулку с детьми по очереди, 10% - ходят на прогулку с детьми вместе, 1% на прогулку с детьми ходит отец. Большинство ответов показывает, что, как и прежде, функция обеспечения досуга детей лежит на матери. Второй же по иерархии ответ показывает, что, скорее всего, родители не ходят на прогулку с детьми вследствие того, что дети уже выросли из возраста, когда надо ходить с ними на прогулку. Также присутствует небольшое количество ответов, показывающих, что на прогулку с детьми родители ходят вместе или по очереди, это говорит о том, что пусть и редко, но отцы ходят с детьми на прогулку, что положительно влияет на развитие детей.

При обсуждении вопросов, связанных с воспитанием ребенка, в 34 % случаев решение принимает мать, в 32 % - в зависимости от ситуации, в 21% - решение принимает отец, в 13 % случаев родители принимают обоюдное решение. Таким образом, гипотеза о том, что отец принимает окончательное решение при воспитании ребенка, не подтвердилась. Из полученных данных видно, что решающее слово в большинстве случаев остается за матерью, что показывает главенствующую роль матери при воспитании ребенка. С другой стороны, присутствуют ответы, показывающие, что в зависимости от ситуации решение принимает мать или отец, или что принимается обоюдное решение, это показывает то, что в современных семьях все чаще присутствует эгалитарный тип воспитания.

В 71% случаев муж зарабатывает большую часть денег, затрачиваемых на содержание ребенка, в 21% - жена, в 3% - отчим, в 1% - родители супругов. Исходя из этого, наша гипотеза о том, что отец выполняет главную роль при обеспечении ребенка, оправдалась. С другой стороны присутствуют ответы, показывающие, что жена зарабатывает больше денег, затрачиваемых на ребенка, следует отметить, что подобные показатели стали возможными благодаря включению женщин в трудовую деятельность и занятия положения одинакового с мужчиной.