Интернатные учреждения для детей-сирот в Республике Беларусь

Государственная политика по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе права на жизнь и воспитание в семье, определена Законом Республики Беларусь «О правах ребёнка», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг., Президентской программой «Дети Беларуси на 2006-2010 гг.», Национальной программой демографической безопасности на 2007-2010 гг.

В настоящее время из 26 048 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), 6 097 детей воспитываются в интернатных учреждениях, 2 267 – в 34 детских домах и 3 830 – в 58 общеобразовательных, специальных, вспомогательных школах-интернатах для детей-сирот системы образования. В 2004 г. органами опеки и попечительства выявлено 5 312 детей, оставшихся без попечения, за 2005 г. осиротело по разным причинам 4 915 детей, в 2006 г. - 4 472 ребёнка, а в 2007 г. – 4 451 ребёнок, в 2008 г. – 3 937 детей, которые осиротели или по разным причинам остались без попечения родителей.

За последние годы число устройства вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания значительно возросло. Так, если в 2002 г. на воспитание в замещающую семью передавали 52,53% детей, то в 2007 г. – 72,13% вновь выявленных детей. Лишь 1 108 из детей-сирот (24,63%) устроены в интернатные учреждения.

744 ребёнка воспитываются в 10 домах ребёнка системы здравоохранения, 632 - в 9 домах-интернатах для детей-инвалидов системы труда и социальной защиты.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа детей-сирот, направляемых на воспитание в детские интернатные учреждения. В 2009 г. 22% вновь выявленных детей-сирот определены на воспитание в интернатные учреждения (в 2000 г. – 42%).

Число детей-сирот в интернатных учреждениях сокращается за счёт уменьшения притока новых детей, устройства воспитанников интернатных учреждений в семьи, а также в результате восстановления родителей в родительских правах. Однако наиболее востребованными для приёма на воспитание в семью остаются дети дошкольного и младшего школьного возраста.

В 2008 г. белорусские семьи взяли на воспитание из детских домов и школ-интернатов системы образования 512 детей-сирот (в 2000 г. - 255 детей-сирот, на 50% меньше). Только за последние три года из интернатных учреждений системы Министерства образования на воспитание в замещающие семьи передано 1 414 детей-сирот, что составляет контингент 19 детских домов. Родителям, восстановленным в родительских правах, за указанный период возвращено 368 воспитанников интернатных учреждений.

В 2009 г. число детей-сирот, являющихся воспитанниками интернатных учреждений, по сравнению с 2000 г. сократилось на 49%, а по сравнению с 2006 г. – на 36%.

Требования к реорганизации сети интернатных учреждений продиктованы самой жизнью. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на нижеприведённые цифры. За 2004-2009 гг. количество детских домов и школ-интернатов для детей-сирот сократилось с 75 в 2004 г. до 61 в 2009 г. (на 19%). Средняя наполняемость интернатных учреждений уменьшилась с 119,3% в 2004 г. до 86% в 2009 г.

Такое положение можно объяснить двумя причинами: первая - снижение общего количества детей, вторая – реализация государственной политики по развитию приоритетных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо заметить, что количество детей-сирот в интернатных учреждениях сокращается не только за счёт меньшего поступления вновь выявленных детей-сирот, но и благодаря тому, что проводится активная работа по устройству воспитанников интернатных учреждений на семейные формы воспитания.

Сеть интернатных учреждений системы образования нашей республики терпит коренные изменения. Как показывает практика, закрытие или реорганизация интернатных учреждений – непростой вопрос. Перед коллективами интернатных учреждений стоит важная задача – сберечь лучшее и прогрессивное, что было наработано за последние годы их деятельности, и соотнести этот опыт с современными насущными потребностями.

Сокращению сети интернатных учреждений для детей-сирот способствует строительство детских домов семейного типа, детских деревень. В отношении активного роста числа семей, принимающих на воспитание детей-сирот, всё более актуальным является вопрос о дальнейшей судьбе интернатных учреждений. Состояние зданий, в которых размещены интернатные учреждения для детей-сирот, требуют значительных материальных вложений на их ремонт и содержание, так как срок эксплуатации у 62% из них превышает 30 лет.

Главный критерий эффективности социально-воспитательной работы в таких учреждениях - успешная подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. Этому способствовал индивидуально-личностный подход в воспитании детей-сирот, который нашёл своё отражение в новых положениях, регламентирующих работу детских домов и школ-интернатов. В 2007 г. в положения о детских домах и школах-интернатах внесены некоторые изменения:

•   вдвое уменьшить наполняемость групп в школах-интернатах для детей-сирот;

•   дети-сироты до 18 лет могут проживать в учреждении и оставаться воспитанниками, входить в состав групп, обучаясь при этом в профтехучреждениях, ссузах, вузах.

Образовательный процесс в детских домах и школах-интернатах направлен на успешную социализацию детей-сирот после их выпуска из интернатных учреждений, чему способствует повышение качества преподавания и уровня знаний воспитанников.

В подготовке к самостоятельной жизни большое внимание уделяется процессу трудового воспитания детей-сирот. Более 90% интернатных учреждений для детей-сирот имеют участки земли.

Труд по выращиванию сельхозпродукции и работа в школьных мастерских, оказание услуг приносят немалый доход на внебюджетные счета (Сенненская школа-интернат и Черницкий детский дом Витебской области, Светлогорская школа-интернат Гомельской области, Понемунский детский дом и Ошмянская школа-интернат Гродненской области, Грозовская школа-интернат и Станьковский детский дом Минской области и детский дом №5 г. Минска).

В процессе трудовой деятельности дети ознакамливаются с профессиями и основами производственных отношений. Овощи, выращенные коллективами детей и педагогов, используются для улучшения качества питания детей, а также для продажи. На внебюджетные счета поступают деньги от реализации не только сельхозпродукции, но и мебели, швейных изделий, сделанных руками воспитанников.

Процесс обучения и воспитания в интернатных учреждениях представляет собой системную работу по выбору профессии с учётом индивидуальности каждого ребёнка и потребностей рынка труда, а также по месту закрепления за ним жилья либо постановки его на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Успешность социализации выпускников интернатных учреждений зависит от уровня межведомственного взаимодействия управлений (отделов) образования с управлениями (отделами) по труду и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, внутренних дел по своевременному решению проблем каждого ребёнка, направленного на воспитание в интернатные учреждения.

Таким образом, в ближайшей перспективе целесообразно сохранить те интернатные учреждения, в которых создана хорошая материально-техническая база и модель подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, обеспечивающая успешное жизнеустройство выпускников.