Интернет - аналоги качественных методов социологии

“Фокус–чат”

Благодаря одному из классиков социологии Р. Мертону и его сотрудникам в арсенале качественных очно проводимых методов у социологов появился метод фокус-групп. Именно их публикации, посвященные изучению ими убедительности пропаганды во время войны (II Мировая война), чаще всего указываются в современных учебниках по фокус-группам как самые ранние публикации об исследованиях, в ходе которых использовались фокус-группы. С другой стороны, сам Роберт Мертон, во-первых, ссылается на аналогичные публикации еще 1926 года, а во-вторых, рассуждает не совсем о фокус-группах – о фокусированном интервью – в работе, которая так и называется. Причем фокусированное интервью предполагает как групповую разновидность, так и индивидуальную.

С. Белановский, говоря о генезисе фокус-групп, отмечает, что единого мнения об авторстве этого метода нет: кто-то приписывает его создание Мертону, кто-то нет. Более того, прямой преемственности современных фокус-групп фокусированному групповому интервью Мертона не утверждает. Однако смысл метода классика, метода, описанного Белановским, “метода из учебников” един: вовлечь респондентов во взаимодействие, взаимные рефлексии относительно чего-либо и выявить максимально широкий спектр мнений об этом предмете размышлений.

Смысл этот сохраняется, если проводить групповое интервью в чатах Интернета в режиме реального времени. Люди, объединенные одной темой, которую они пришли обсудить на этот конкретный чат, вступают в контакт, в полемику, в разговор, в дискуссию друг с другом, обнаруживая, развивая, дополняя различные мнения по этой теме перед модератором, который вместе с ними “висит” в чате и направляет их беседу в нужное исследованию русло.

Авторы учебных пособий по социологии, в частности С. Григорьев и Ю. Растов, перечисляя “требования к организации работы фокус-групп”, одним из них называют “выбор места проведения заседания фокус-группы; размещение участников в помещении”[9]. Таким образом, форма применения метода априори очная. Белановский даже не касается этого момента. С другой стороны, как сообщает нам маркетинг портал 4p.ru фокус-группы в сети успешно проводятся в сети уже несколько лет.

“Вот один из примеров, когда он-лайн фокус-группы помогли клиенту решить сложную бизнес-задачу и внедрить на рынок новый продукт. Компания-заказчик специализируется на производстве имплантатов для улучшения слуха. Была разработана новая технология, требующая хирургического вмешательства, но специалисты маркетингового отдела компании не знали, как к этому отнесутся конечные потребители. Размышляя, какой метод исследования выбрать, было решено провести серию он-лайн фокус-групп, что дало целый ряд преимуществ.

Во-первых, он-лайн фокус группы подразумевают текстовую коммуникацию, а значит идеально подходят людям, имеющим проблемы со слухом. Во-вторых, специалисты компании боялись, что на традиционных фокус-группах люди будут испытывать смущение из-за своих проблем со здоровьем, а значит “разговорить” их будет очень сложно.

В-третьих, потенциальные клиенты компании были разбросаны по всей стране, а значит, собрать их вместе для обсуждения нового продукта можно было только в режиме он-лайн. В результате компания-заказчик получила обширную информацию и доработала свой продукт с учетом требований клиентов, что позволило ей занять лидирующую позицию на рынке”[10]. Этот пример, конечно, специфичен. Однако мне хотелось обратить внимание на второй и третий аргументы (преодоление смущения и преодоление расстояний), являющиеся принципиальными для подавляющего большинства случаев проведения фокус-групп.

Я не смогла провести экспериментальную фокус-группу в чате, так как не владею навыками работы модератора. Но, даже изучая материалы об этом методе теоретически, я поняла, какую ошибку могла бы допустить, взявшись за практику. Далеко не любой чат подойдет для проведения фокус-группы. Дело в том, что в чат может “прийти” кто угодно и когда угодно. А одним из основополагающих факторов для успешного проведения фокус-группы является правильно подобранный и определенный состав участников. Как пишет Мертон: “Чем более социально и интеллектуально гомогенной является группа, тем более продуктивны ее сообщения”[11]. Иногда принципы, по которым происходит отбор респондентов, продиктованы целью исследования (например, создание рекламного ролика какой-нибудь чисто женской продукции). Белановский, рассматривая мнения различных социологов, приходит к выводу, что основными социальными характеристиками при определении состава групп, являются: принадлежность к социальному классу, образование, пол, возраст и национальность. Все эти признаки влияют на понимание респондентами друг друга, исключение чувства смущенности, т.е. на возможность раскрепощено высказывать любое свое мнение.

В литературе представлены довольно жесткие требования отбора участников по тому или иному признаку. Например, “группа от 20 до 25 лет считается "молодежью", которая плохо вписывается в обсуждение в присутствии лиц старшего возраста”[12]. Поэтому, повторюсь, просто зайти в чат, который посвящен теме, как раз интересующей тебя как исследователя, и тут же организовать там групповое интервью нельзя. Для этого нужен отдельный специальный “свой” чат, на который будут “приходить” приглашаемые люди. В России есть он-лайн панель, которую предлагает американская компания GMI - Global Market Insite. Она представляет собой список электронных адресов потенциальных респондентов, которые сознательно зарегистрировались для участия в исследованиях и предоставили о себе подробную социально-демографическую и потребительскую информацию.

“Ромир Холдинг” также внимательно относится к выбору респондентов: “Участие респондентов в онлайн фокус-группах возможно только по приглашению Ромир, поэтому в дискуссиях принимают участие только те респонденты, которые соответствуют критериям отбора для каждого конкретного исследования”.

Экспертное интервью показало, что тщательный подбор состава группы – не единственная проблема, встающая при применении данного метода в его Интернет-вариации. За мнением я обратилась к Н. М. Киссиной, которая защитила диплом по теме “Профессионально-важные качества модератора фокус-групп” на факультете психологии СПбГУ и проработала 1,5 года модератором фокус-групп в компании “Той-Опинион”.

Во-первых, Наталия Михайловна подчеркнула и объяснила значимость невербальной информации, получаемой модератором в ходе работы группы:

“…такие группы я никогда не проводила, только читала о них. Знаю, что далеко не всегда этот метод можно использовать, поскольку в нём теряется масса ценной - невербальной - информации, которую модератор обычно считывает только при личном контакте с группой и каждым её членом. Ведь потом, в отчете модератор использует эту - невербальную - информацию на все сто процентов. Во всяком случае, для меня это был серьёзный ориентир.”

Во-вторых, модераторам с такой группой сложнее: “Кроме того, он-лайн группой очень сложно управлять, поскольку процессы групповой динамики проходят по другим немного законам, чем в обычной группе. Поэтому и самый сок фокус-группы, а именно - мини-модель общества - теряется, а остаётся, в основном, только информационная её функция, то есть просто групповой сбор мнений. И, наверное, он должен быть намного более регламентирован модератором, чем в обычной фокус-группе”.

Ну и о составе участников Киссина тоже упомянула, и, более того, выявила критерии их отбора: “Думаю, что и участники такой группы должны быть обязательно подготовлены; как минимум, они должны быть очень опытными пользователями Интернет и чувствовать себя в этой стихии легко и свободно. А значит, до группы (хотя бы в скрининговой анкете) все участники должны пройти специально разработанное психологическое тестирование”.

Помимо того, что бывают такие ситуации, когда возможны только он-лайн фокус-группы (как в случае со слабослышащими все-таки, или при выборе респондентов из разных городов, или при жесткой нехватке времени и т.д.), есть еще, как получается из всего вышесказанного, 2 случая, когда они могут быть применены. Либо их может проводить очень опытный модератор, которому под силу будет следить за настроениями респондентов только по тому, что они пишут, и учитывать все тонкости группового взаимодействия в Интернете. Или совсем неопытный модератор, ничего этого не понимающий, с тем, чтобы для начала научиться справляться только с вербальной информацией.

Виртуальное участвующее наблюдение

Участвующее наблюдение – это форма наблюдения, при которой исследователь занимает “соучаствующее” положение. Его действия при этом: вхождение   в какую-либо социальную среду, адаптация там и стимулирование ее обитателей к как можно более активным проявлениям, демонстрирующим их включенность в эту среду. Таким образом, наблюдатель изучает социальную среду “изнутри”, непосредственно видя принятые в ней законы и неписанные правила, критерии уважения и авторитета, основания и процедуру отбора членов, ценности, традиции, образ жизни членов и т.д.

По мнению В. Воронкова, это составляет первый этап проведения качественного исследования. Уточняют сделанные в процессе проведения участвующего наблюдения выводы с помощью нарративных или глубоких интервью.

Темой экспериментального изучения, пилотирующего Интернет-аналог данного метода, а именно участвующее наблюдение в форуме, стал ночной клуб как место для знакомства. Поставить эксперимент удалось не сразу. Камнем преткновения было или отсутствие сайтов клубов, или отсутствие форумов на сайтах клубов, или отсутствие посетителей на форумах сайтов клубов.

Перед наблюдателем стояли следующие задачи: зарегистрироваться на форуме сайта клуба мегаполиса, интегрироваться в общающуюся на нем “тусовку” и выявить, как происходят знакомства в клубах и, соответственно, насколько легко, а значит и возможно, их завести. Полученные выводы можно уточнить, сопоставив их с результатами исследования “Ночной клуб: драматургический подход”, проведенного как раз методом глубоких интервью Владимиром Ильиным, (профессор факультета социологии СПбГУ) и Ксенией Путинцевой, (студентка факультета социологии СПбГУ). В статье, написанной на основании данного исследования, знакомство определено как один из аспектов притяжения клубного поля и связывается с установленным в нем гендерным порядком – “совокупность, прежде всего, правил и ресурсов, регулирующих взаимодействие в клубном поле лиц разных полов”[13].

Из-за обозначенных выше трудностей за форум пришлось принять “стену” в группе социального сайта, посвященной одному из клубов Санкт-Петербурга, его посетители являются участниками этой группы. Суть форума сохраняется – отвечать на сообщения собеседников можно когда угодно, не обязательно находиться в сети одновременно; возможность выкладывать аудиозаписи, видеоролики и фотографии та же.

Виртуальное участвующее наблюдение позволило сформулировать следующие гипотезы. Чтобы завести знакомство в клубе, девушка должна:

а) быть пьяной – “Вам прямая дорога в бар. Вопрос решится сам собой”;

б) раскрепощенной – речь шла и о танцах у шеста, и об уединении;

в) улыбаться и “стрелять глазками”, если не осмеливается подойти знакомиться, что выигрышнее – “это не дискотеки 70х, где девушки стоят в стороне и ждут, пока их пригласят”. (Общая схема поведения девушки, полученная в результате участвующего наблюдения в форуме, совпавшая с рисунком одного из участников форума, представлена в Приложении 2).

По В. Воронкову, эти гипотезы были проверены выводами из глубоких интервью и оправдались. Статья вслед за соответствующим исследованием выделяет 2 гендерных порядка клубного поля. Традиционный: “роль инициатора отводится мужчине: он выбирает девушку, которая ему понравилась, и предпринимает шаги по завоеванию ее благосклонности. Одно из наиболее распространенных неписаных правил требует, чтобы мужчина угощал девушку, которой он решил уделить внимание. Девушка играет роль, предписанную мифом о слабом поле: она пассивна, но сохраняет право принимать или отвергать ухаживания кавалера. В традиционном гендерном порядке женская активность в клубном поле ограничена глазами: она может ими “стрелять”, давая понять избранному мужчине, что он ей нравится; используемые инструменты сугубо женские: привлечение демонстрацией телесных достоинств и перспектив легкого сексуального приключения”[14]. Новый порядок “строится на принципе относительного равенства полов при сохранении поведенческих различий между ними. В рамках этого порядка “приличная девушка” уже может выбирать партнера, сигнализируя ему об этом не только с помощью глаз, но и прямым приглашением на танец”[15].

Биография в режиме реального времени

Б. З. Докторов в своих исследованиях пользуется одним из Интернет-каналов связи – электронной почтой, с помощью которой берет биографические интервью у респондентов. А можно ли в рамках биографического метода анализировать он-лайн дневники?

Уникальность биографического метода в социологии заключается в том, что акцент в нем делается на интерпретации событий, процессов, явлений самого респондента, потому что именно на ней сказывается влияние и личностного, и социального сознания. Однако важность этой интерпретации не оправдывает неточности получаемых данных. Во-первых, человек может что-нибудь забыть или перепутать. Во-вторых, он может о чем-то умолчать, желая сохранить конфиденциальность какой-либо информации. В-третьих – “изменить” свою жизнь, стараясь произвести впечатление или не обмануть надежды (он так может думать) исследователя на интересную историю. Поэтому, применяя биографический метод, социологи обращаются к дополнительным источникам с целью проверки информации – например, анализ личных и официальных документов, свидетельства очевидцев.

Анализ дополнительных материалов, касающихся жизни респондентов, чьи он-лайн дневники выбрал для изучения исследователь, практически невозможен. Зачастую блогеры· не указывают о себе никакой информации··, по которой уже можно было бы найти какие-либо документы для проверки написанного в дневнике. При этом тот факт, что хозяин дневника оставил его “открытым”, хотя мог “закрыть”, чтобы круг его читателей был ограничен или чтобы вообще никто не мог его читать, свидетельствует о возможной игре на публику в тексте этого дневника. Таким образом, скорее всего, информация в блогах приукрашена, но проверить это крайне трудно.

С другой стороны, среди социологов, предпочитающих биографический метод, есть конструктивисты. “Таких исследователей интересует не истинность описанных событий, а способ их репрезентации рассказчиком: нарративный аспект материалов, способ реконструкции своей жизни, категории, используемые информантом для объяснения своего поведения”[16].

Процесс изучения блогов представляется благоприятным. На сайтах: www.livejournal.com, www.liveinternet.ru, http://blogs.mail.ru/ и т.д. исследователь по темам, по названиям постов·, по рубрикам, по интересам, по сообществам и группам находит записи по своей проблематике – данные для обработки у него есть. Если что-то в тексте сообщений ему хочется уточнить, то он может оставлять свои вопросы тут же под постом, в комментариях.

Дневники, которые ведут в Интернет, остаются дневниками. Они содержат информацию о событиях и переживаниях в жизни человека. Т.е. из постов виртуального блога можно точно так же собрать историю респондента, как и по записям в “живом” дневнике (“из историй отдельных случаев”··), что, по мнению основателей биографического метода в социологии, дает знание субъективных мотивов, участвующих в социальных процессах. У. Томас и Ф. Знанецки, обосновавшие метод, считали, “что социальные процессы нужно рассматривать как результат постоянного взаимодействия сознания личности и объективной социальной реальности. В этом взаимодействии личность и ее определения реальности выступают и как постоянно действующий детерминант, и как продукт социального взаимодействия. Следовательно, изучение сознания и самосознания – необходимое условие анализа социального мира”[17].

Главное в методе, то, что акцентируется важность интерпретации происходящего самого респондента. Н. Дензин, разработавший пошаговую схему проведения исследования с помощью биографического метода, даже предлагает давать респондентам на интерпретирование уже известные социологу факты:

“Шаг 3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляция) таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

Шаг 4. Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному, или хронологическому, порядку”[18].

В целом, методологи считают, что факты должны стать известными социологу после его обращения к респонденту, а не до этого, и интерпретация их крайне важна. “В центре внимания Б. М. оказывается устное или документальное описание событий с точки зрения самого рассказчика в той форме, в которой субъект жизнеописания переживает, интерпретирует и определяет эти события”[19].

Таким образом, респондент, предоставляющий свою биографию, исполняет сразу 3 роли: интервьюируемый – исследователя интересует то, что он рассказывает; персонаж – исследователю нужно понять респондента, чтобы понять его субъективные мотивы; рассказчик – каким он видит, интерпретирует происходящее.

Согласно М. Бургосу, каждую роль можно рассматривать отдельно. Как интервьюируемый, респондент воссоздает историческую развернутую во времени перспективу событий. История социальных институтов и социальных изменений раскрывает себя через рассказы людей об их собственной жизни. Блогер может не указывать, когда произошло описываемое им, но записи автоматически датируются и автоматически выставляется время их добавления.

Изучение он-лайн дневников – это максимально качественная процедура. Оно максимально субъективно, а значит, дает глубокое понятие о внутреннем мире автора дневника, потому что автор дневника не знает об изучении его записей. Даже если он играет на публику, для которой он не “закрыл” блог, он не старается для исследователя, ждущего (как он может думать) захватывающей истории, а эта игра является еще одним проявлением субъективности респондента.

Виртуальная телефония для глубокого интервью

Skype ворвался в жизнь человечества в 2003 году, объединив в себе 3 вида коммуникации: по телефону, очную, виртуальную.

Skype – это в первую очередь звонки с компьютера на компьютер, ничем не отличающиеся от телефонных.

Во-вторых, при установке вэб-камеры пользователи видят друг друга как при очной коммуникации.

В-третьих, технология skype допускает обмен письменными сообщениями для тех, кто привык к формам общения через Интернет: форумы, чаты, социальные сайты, ICQ и т.д..

Таким образом, разговаривая по skype, собеседники слышат голоса друг друга, видят друг друга и могут параллельно еще обмениваться сообщениями и различными файлами.

Что это значит для социолога, проводящего исследование?

С помощью skype можно проводить фокус-группы, так как его технология позволяет выходить на связь с несколькими людьми (до 9 абонентов) одновременно. Однако в первую очередь, на мой взгляд, стоит использовать skype для проведения глубоких интервью.

Первое, неоспоримое преимущество в том, что это интервью можно будет брать у респондента, находящегося в любом уголке земного шара. Дело в том, что звонки бесплатны. К тому же, нужны только наушники и микрофон или колонки и встроенный в компьютер микрофон·. Поэтому, из-за неограниченности в возможностях общения и простоты реализации программы, число пользователей skype растет. Как сообщает официальный сайт skype.com, сейчас их количество составляет более половины миллиарда человек из всех стран мира.

Благодаря вэб-камере интервьюирование через skype – это единственный опосредованный Интернет и компьютером качественный метод абсолютно аналогичный соответствующему очному. Здесь так же, как находясь face to face, исследователь может наблюдать поведение респондента. При этом респондент, сидящий за своим столом, у себя дома, в привычной и родной обстановке, чувствует себя спокойнее, поэтому более раскрепощено и вдумчиво отвечает на вопросы.

Постоянный пользователь skype 19летняя студентка – будущий звукорежиссер, по специальности сталкивающаяся с различной техникой и программами – Александра Шевякова выступила в качестве эксперта, проанализировавшего эту программу и выявившего ее достоинства и недостатки с пользовательской точки зрения, но они совпали с теми достоинствами и недостатками, которые способствуют или мешают применению программы в социологическом исследовании. Сама Александра общается по skype почти год, и единственный способ связи в Интернет, который она ему предпочитает – ICQ. “Скайп – максимально удобен для звонков, очень удачно можно общаться с любой точкой мира, бесплатно и хорошо; но среди моих знакомых мало пользователей скайпа, поэтому преимущественно – “аська”. Если бы он имел такое же широкое распросранение, как ICQ – безусловно, забыла бы обо всем остальном; еще приятная вещь - он работает как звонилка и как мессенджер, два в одном. Сейчас вышел новый КВИП, они тоже подключили эту опцию; однако Скайп – это проверенный бренд, у которого, как мне кажется, конкурентов нет”.

Александра выделяет только 2 функции программы: звонки и обмен сообщениями, потому что вэб-камера у нее не установлена:

“интервьюер: У тебя есть камера или была когда-нибудь? Если нет, то почему: она дорогая, сложно устанавливается?

эксперт: Вэб-камеры не было; не довелось просто”.

Сейчас монитор компьютера можно купить с уже установленной камерой, что повышает его стоимость в среднем на 1,5 тысячи рублей.

Недостаток skype – невысокий уровень его распространенности в России – связан с тем, что он появился в мире только в 2003 году, а в нашей стране стал известен еще позже. Таким образом, к ICQ на тот момент Интернет-пользователи уже успели привыкнуть. К тому же, это время совпало с пиком популярности в России социальных сайтов как “мессенджеров” и мобильных телефонов как “говорилок”.

Однако эксперт указывает на достоинства skype, благодаря которым виртуальное глубокое интервью с жителем другой страны может состояться, так как не будет поводов для неудовольствия со стороны респондента. “Бесплатно; быстро, удобно, никаких особых действий совершать не надо; как я уже говорила, бренд – т.е. если спрошу у сенегальца или новозеландца, есть ли у них скайп, они меня поймут”.

Виртуальное внешнее наблюдение

Еще один метод, эффективность использования Интернет-аналога которого стоит проверить, – внешнее наблюдение. Интернет-аналогом может считаться анализ содержания персональной вэб-странички информанта на социальном сайте “В Контакте.ру”.

Объектом наблюдения при его трансформации остается поведение людей как внешние проявления социальных явлений. Меняется форма – очный шпионаж (метод активно используется в военном деле) превращается в опосредованный. Причем, помимо опосредованности взаимодействий исследователь-респондент компьютером и Интернет, здесь появляется как бы второй уровень посредников. Ими выступают сообщения, комментарии, заметки, которые люди пишут на странице, а также выкладываемые на ней фотографии, видеоролики. Все это с одной стороны само по себе является актами поведения человека, а с другой стороны является переданной в определенной форме информацией о произведенных действиях, интерпретированных самим респондентом. Таким образом, по “страничке в Контакте” можно получить сведения о том, что и когда человек делал, почему он это делал и как он относится к сделанному. Т.е. Интернет-аналог внешнего наблюдения расширяет спектр возможных знаний о респонденте. Не говоря уже о том, что к сообщениям, комментариям и заметкам вдобавок применимы методы анализа текста.

Наблюдение остается внешним, так как исследователь не общается с хозяином изучаемой страницы.

В реальной жизни метод внешнего наблюдения используется в разных целях. Он может “служить” количественной социологии, когда с его помощью исследователь выявляет общее в поведении людей. В противовес этому, наблюдатель, обращая внимание только на индивидуальные черты в поведении человека, изучает тем самым какие-либо особенности, девиации индивида или что-либо, характеризующее микросоциумы.

Внешнее наблюдение может быть проведено на первой стадии любого (количественного или качественного) исследования. “Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще не сформулированы”[20].

Допустим, мы хотим составить представление об образе жизни современного молодого человека. Как можно это сделать, используя виртуальное внешнее наблюдение посредством страницы пользователя “Вконтакте.ру”? Вариант 1: применить этот метод как первый, разведывательный этап исследования и на основании полученных данных вывести гипотезы об общих чертах поведения современных молодых людей, т.е. предположить, что какие-то из актов поведения первого информанта являются распространенными среди них. Затем проверять эти гипотезы количественными методами, в том числе внешним Интернет-наблюдением, обращая внимание только на сведения, подтверждающие или опровергающие гипотезы.

Вариант 2: постараться как можно более полно “понять поведение” каждого респондента, выделить особенности, как можно более полно считав информацию с его вэб-страницы.

Обратимся ко второму варианту – применяя виртуальное внешнее наблюдение как качественный метод, проанализируем страничку некоего Димы. Было 2 критерия при выборе информанта: ему должно было быть 18-30 лет; он должен был очевидно немного отличаться от сверстников, (так как это экспериментальное применение метода и проведение его можно облегчить) поэтому информантом стал довольно известный среди молодежи человек.

Статистические данные.

пол – мужской

возраст – 26 лет

образование – высшее

родной город – Норильск

место проживания – Санкт-Петербург

семейное положение – не указано

место работы – с 2004 года менеджер отдела медиа-проектов РА “Солнечный ветер” tm INFON; с 2006 года резидент Comedy Club Piter Style·.

Работа. В течение рабочего дня Дима часто выходит “в Контакт” – в среднем, раз в час не меньше, чем на 15 минут. В начале и в конце работы он появляется он-лайн примерно в одно и то же время, отсюда можно сделать вывод, что он работает с 10 утра до 8-9 часов вечера. Это то, что касается его основной работы – рекламного агентства. В субботу и воскресенье он не работает.

С Диминой страницы можно перейти в одну из тех групп, в которых он состоит, и прочесть там, что вечеринки Comedy Club Piter Style проходят по средам в 21.00. Соответственно, на второй работе он занят раз в неделю. Когда проходят большие концерты CCPS, Дима сообщает об этом в “статусе”··, но они проходят нечасто: последние состоялись 25 и 26 марта, а перед этим 23 мая 2008 года.

Дмитрий приходит домой в 00.30-1.30 ночи, если предположить, что между его приходом домой и выходом в Интернет (не раньше начала второго часа ночи) есть какой-то промежуток времени, необходимый для, скажем, ужина и(ли) гигиенических процедур.

Семейное положение. Женат. Но, судя по всему, с женой не живет. Одноименная графа в анкете хозяина страницы не заполнена. Зато на страничке невесты со свадебных фотографий, выложенных Димой, указано, что она встречается с другим молодым человеком. К тому же, в комментариях к одной из Диминых фотографий вскользь упоминается, что она приезжала за вещами. О том, что они официально не разведены, свидетельствует только то, что Анна по-прежнему носит фамилию мужа.

В целом, домой с работы его ждет только маленькая собачка, йоркширский терьер, о существовании которой мы узнаем по фотографиям и подписям к ним.

Опять же по незаполненной графе “семейное положение” и снимкам с разными девушками создается впечатление, что постоянной спутницы у Димы нет.

Досуг.

а) время между работой и возвращением домой по будням. Скорее всего, это время уходит на подготовку выступлений на вечеринках CCPS или на работу на корпоративных мероприятиях, проводить которые часто приглашают молодых юмористов из модного проекта. А также, время уходит на интервью и фотосессии.

б) выходные. Выложенные подписанные фотографии рассказывают о бурной ночной жизни по выходным: открытие баров и клубов, тематические вечеринки, лучшие ночные клубы города. Комментарии к снимкам и сообщения на “стене”·, которые оставляют друзья Димы, дают понять, что при подобном времяпрепровождении в их компании употребляют алкоголь и легкие наркотики. Также заметку “Спалился???” можно прочитать на странице: “Все правда. 6 утра, крыльцо магазина, 2 милиционера, я. Дождь. Я: бля, дождь. Милиционер 1: ничего, он грибной. Милиционер 2: или кислотный. Оба ржут. Я: т.е. по-любому наркоманский. Дальше я ржу один”.

в) поездки. Во-первых, его иногда отправляют в командировки в Москву устраивать выставки, о чем узнаем из статусов и фотографий. Во-вторых, некоторые видео-ролики, выложенные на Диминой странице и содержащие показываемые им и его напарником юмористические миниатюры, представляют собой части двух федеральных телевизионных передач – соответственно он ездит в Москву на съемки. При этом, если перейти по ссылке со страницы в одну из групп, где он состоит, в ней можно прочитать о прекращении участия Димы в этих передачах в связи с уходом его напарника из дуэта в феврале 2009 года. В-третьих, серия фотографий рассказывает о поездке его и двух его друзей отдыхать в загородный дом друга еще в июне 2008 года, в августе с сослуживцами ходили в “корпоративное плавание по Ладожскому озеру”; обсуждение на стене, статусы и предыдущий аватар· говорят об отдыхе на Гоа в самом начале 2009 года.

В целом, выезжает за пределы Санкт-Петербурга наш информант редко.

Увлечения. Футбол – болеет за сборную России и за Зенит, смотреть матчи преимущественно ходит в спорт-бары (информация с фотографий и статусов). Танцевальная музыка – аудиозаписи в основном 3 направлений: хаус, минимал, транс.

Стиль в одежде. Дмитрий начал выкладывать фотографии с весны 2007 года. К сожалению, сказать, тогда они были сделаны или в другое время, нельзя. Первые снимки – свадебные – сразу бросается в глаза необычность расцветки (розовый и серебряный) платья невесты и костюма жениха, которые выполнены в тон. Кроме того, рассматривая эти и другие старые фотографии, нельзя не отметить хороший вкус информанта; в последние месяцев 8-9 Дима в одежде предпочитает нарочитую стильность, граничащую с безвкусицей, но не переходящую границы. “Я одеваюсь как фрик··”, – подпись к одной из фотографий. В конце ноября 2008 года он побрился наголо.

Вредные привычки. Дима курит, по выходным выпивает и принимает легкие наркотики.

Язык. В речи употребляет нецензурную лексику и жаргонизмы.

Материальное благосостояние. Индикаторами здесь могут выступить: квартира, но не известно, купленная или снимаемая; машина – на фотографии Тойота модели конца 90х годов, права Дима получил летом 2007 года (тогда его никнеймом “в Контакте” было “теперь автолюбитель”), т.е. была приобретена подержанная иномарка; дорогая брендовая одежда. В группе, посвященной его и напарника дуэту, есть несколько видеороликов, на которых показаны сцены получения денежных призов в размере, в среднем, 70 тыс. рублей на двоих.

Благодаря работе в CCPS и участию в телевизионной программе, идущей на федеральном канале, наш респондент стал известным человеком, по крайней мере, в каком-то определенном, но широком кругу. Это не могло не сказаться на его образе жизни.

Внимание со стороны. Тут можно анализировать стену, мнения· – мне кажется, особенно интересно, зачем, с какой целью знакомятся со знаменитостью женщины, а с какой мужчины (такое исследование можно провести при помощи контент-анализа даже). Но самый поражающий факт был обозначен владельцем страницы в статусе – каждый день добавиться к нему в друзья “просятся” не менее 400 человек.

Звездная болезнь. Однако Дима остается простым в общении. Он, по списку друзей это видно, не добавляет в друзья всех желающих, но отвечает на сообщения (в этом можно убедиться на стенах тех, кто пишет, и в ответах на Димины ответы у Димы на странице).

Итак, данный современный молодой человек в будни работает с 10 утра до полуночи, зарабатывая денег достаточно для того, чтобы все выходные “гулять” в лучших, а значит, самых дорогих, клубах, покупать одежду известных марок, возможно, платить за аренду квартиры. В будние – работа, в выходные – отдых под любимую музыку, с разными девушками, расслабляясь при помощи алкоголя и легких наркотиков, или просмотр футбольных матчей в спорт-барах. Но одна из работ – творческая и выросшая из игры в КВН (на странице видео с выступлениями команды ВУЗа, где он учился, в премьер-лиге), а значит увлекающая его давно и любимая им. Отсюда творчество, проявляющееся в одежде; более широкий круг общения, нежели у среднестатистического современного молодого человека.

Виртуальное внешнее наблюдение состоялось. Знание о респонденте получено достаточно полное. В этом заслуга социального сайта “ВКонтакте.ру”. Потому что на нем пользователь выкладывает материалы разного формата, анализируя и сопоставляя которые, можно сделать больше выводов и они будут более достоверны, чем если бы страница была заполнена только словами. К тому же, много информации выносится на обозрение не самим хозяином страницы, а теми, кто пишет на его стене и во мнениях, комментирует его фотографии, добавляет его на видеороликах·, а также пишет, комментирует, вывешивает снимки, видео в группах, в которых он состоит. Факты можно найти даже на страницах других людей, связанных с интересующим исследователя человеком.