Интернет в российском обществе

Все страны мира продвигаются к построению информационного общества. Быстрое развитие сети Интернет меняет образ жизни миллионов людей. Глобальная сеть Интернет развивается очень быстрыми темпами. Таким образом, из года в год количество пользователей сети растет. Сейчас Интернет является универсальной средой для обучения, развлечения и для общения.

В целом Интернет – это отражение нынешнего общества и современного мировосприятия. За десять лет своего существования Интернет захватил всю нашу страну, кроме глухих уголков нашего государства, но даже в деревнях есть доступ в сеть Интернет.

По количеству пользователей Интернета Россия стоит на седьмом месте в мире[6], но эта аудитория пользователей распределена неравномерно по всей стране. Большое количество пользователей проживает в двух крупных городах России – это в Москве и в С. Петербурге. «Остальные города отстают от столиц по уровню развития Интернета на 2—5 лет, это выражается как в количестве пользователей, так и в степени развития рынков Интернет провайдинга, электронной коммерции и иных направлений Интернет бизнеса.

Сам процесс развития Интернета на территории России представляет собой одну большую инновационную волну, постепенно захватывающую города различных типов—от «миллионеров» до малых городов»[7].

Рассмотрев, территориальную организацию российского Интернет-пространства, хотелось бы привести статистику за 2009 год. Опрос был проведен по заказу Совета по ИТ при Министре РФ по связи и информации при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий. Были опрошены пользователи Интернета в возрасте от 18 лет в России: 8% населения, или 8,8 млн. чел.

Методика: эмпирическая основа – общероссийский опрос населения каждые две недели. Выборка случайная, стратифицированная (по крупным экономико-географическим регионам и городскому / сельскому населению), трехступенчатая (административные районы – избирательные участки – жилища). Всего областей и республик – 63; районов – 98; городских и сельских населенных пунктов – 203; избирательных участков – 314. 3000 респондентов от 18 лет в режиме личного интервью по месту жительства.

Метод – скрининг-отбор Интернет-пользователей по методу (и с разрешения) компании Nielsen//NetRatings, Inc. К категории «Интернет-пользователь» относятся все респонденты, давшие на вопрос: "Приходилось ли Вам лично пользоваться Интернетом? Если да, то когда Вы лично пользовались Интернетом в последний раз?" ответы: «в последние сутки», «в последнюю неделю», «в последний месяц», «в последние три месяца», «в последние полгода». Все таблицы и графики вы сможете увидеть в приложениях[8]. Из этой статистики можно увидеть, что больше мужчин пользуются Интернетом, чем женщины. Также следует отметить, что больше к помощи Интернета прибегают люди с высшим образованием, нежели со средним образованием и т.д.

Несмотря на то, что в крупных городах Интернет давно освоен, в малые города и деревни он проникает только сейчас. «В российских условиях, чем больше город, тем не только выше в нем доля всех Интернет пользователей, но и выше доля регулярных и наиболее активных пользователей»[9]. В общем, Интернет в России развивается так же, как когда-то развивался в зарубежных странах. «Развитие Интернета в регионах России (ход инновационной волны) определяет несколько основных взаимосвязанных факторов: уровень доходов населения, определяющий, насколько оформлен потребительский рынок Интернет услуг; уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для обеспечения подключения к Интернету; уровень развития инновационного потенциала территории, необходимого для соответствующего обеспечения специалистами и в меньшей степени технологиями; уровень инвестиционного потенциала территории, который может быть реализован в развитии высокотехнологичных секторов экономики»[10].

В середине 90-х годов, с появлением Интернета развивались только академические сети. На сегодняшний день мы можем наблюдать обратную картину, первенство перешло к коммерческим провайдерам, которые на сегодняшний день являются основой российского Интернета. Во многих городах Интернет появился благодаря различным научным институтам. Эти институты вели многообразные исследования в области химии, физики, и особенно в области ядерной физики. Как и на протяжении последних десяти лет, дальнейшему развитию Интернета в регионах препятствуют три основных фактора: неразвитость современных телекоммуникационных сетей (в первую очередь внутригородских); низкий уровень доходов населения (особенно в малых и средних городах); низкий уровень инвестиций в развитие Интернет инфраструктуры (за пределами двух столиц)»[11].

В России развитие Интернета не стоит на месте. Бурными темпами Интернет развивается в крупных городах, таких как: Казань, Самара, Ярославль, Иркутск, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород, Челябинск. В России нет ни одного высшего учебного заведения или научного института, где не было бы выхода в Интернет. Развиваются академические сети, теперь у каждого университета, института есть официальные сайты. Из всего вышесказанного можно отметить, что Интернет в России развивается, и не стоит на месте. Благодаря коммуникациям между индивидами в сети появляется некое сообщество. «Таким образом, сообщество — это и форма представления, форма воображения, и коммуникативная сеть, представляющая собой сплетение личной коммуникативной активности индивидов, способов и инструментов их взаимодействия, а также того символического капитала, который циркулирует и накапливается в ходе коммуникативного обмена»[12].

Интернет используется как новая форма СМИ и как форма коммуникации. Интернет – это инструмент установления эффективной коммуникации, потому что Интернет предоставляет нам возможности, как в профессиональной сфере, так и для неформального общения. Так же Интернет важен в образовательной среде. Интернет – это уникальное средство коммуникации. При исследовании интернет-технологий, результативным является анализ социальных сетей. Впервые концепцию социальной сети начали использовать в 1954 году. В научный оборот эту концепцию ввел Д. Барнес. В своей работе он определяет социальную сеть следующим образом: «Каждый человек имеет определенный круг друзей, и эти друзья, в свою очередь, имеют собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие нет. Я счел удобным говорить о такого рода социальных полях как о сетях. Под этим мне видится система точек, некоторые из которых соединены между собой. Точками этой системы являются люди, и линии соединения этих точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом»[13].

Интернет затрагивает все сферы жизни общества. Глобальная сеть захватила нашу жизнь очень быстрыми темпами. Мы освоили сеть Интернет гораздо быстрее, чем изобретения конца XIX-XX века, такие, как телефон, радио, телевидение. Здесь ясно, что социальный спрос был очень высок. Компьютерная сеть Интернет приобрел черты социальной системы. Подобно тому, как на земле живут миллионы людей, Интернет населяют миллионы компьютеров. Взаимодействие и общение в сети Интернет, привело к появлению виртуальных личностей и общества.

Под реальными личностями мы понимаем пользователей, которые выходят в сеть под своим именем, и их сетевая жизнь совпадает с реальной жизнью. Здесь можно привести пример, как ученые, деятели культуры заводят личные сайты, блоги, с помощью которых обсуждают события личной, общественной жизни. Виртуальные личности именуются псевдонимами (username, nickname), а их биография в Интернете является вымышленной. Это маски, за которыми скрываются их создатели, примеряющие их на себя. Но, несмотря на это есть такие пользователи, которые вымышленные истории подписывают реальным именем и наоборот. Реальная история спрятана под псевдонимом. «Реальные общности и группы в Интернете, как правило, представляют собой первичные социальные группы, сформированные в реальной жизни и представленные на сайтах, форумах, блогах, созданных для анонсирования и обсуждения мероприятий, проводимых этими общностями и группами, а также для коммуникации их членов. Примером может послужить форум группы студентов определенного вуза, корпоративный портал какой-либо организации и т.д. Участники таких объединений, в основном, знакомы между собой в реальной жизни»[14].

«Виртуальные общности и группы создаются как вторичные социальные группы (блог любителей футбола, блог любителей сетевых игр, форум web-программистов, сайт фанатов В. Цоя) знакомыми или незнакомыми между собой в реальной жизни людьми, к которым впоследствии примыкают другие пользователи Интернета, объединенные общей идеей или целью»[15].

Реальные и виртуальные общности бывают как формальными так и неформальными. Формальные – это, например, научные конференции, а неформальные – это чаты. «Чат - от англ. to chat - болтать. Сайт, предоставляющий возможность обмениваться текстовыми сообщениями сразу нескольким пользователям в режиме реального времени. В социальном смысле чат является коммуникационным каналом, местом саморепрезентации, а также моделирует одновременное присутствие пользователя среди определенного количества знакомых и незнакомых людей. Существуют также "черные" методы увеличения посещаемости, такие, как спам, накрутка счетчика посещаемости и "маска" известной в реальной жизни личности. Распространение спама происходит как массовая рассылка ссылки на какую-либо страницу по электронной почте, в чатах, комментариях на форумах. «В социальной системе Интернета формируется своя электронная культура, в которой можно выделить присущие ей элементы: язык, нормы и традиции. По одной из классификаций языков они делятся на естественные, искусственные и вторичные. Естественные языки общения в Интернете базируются на естественных языках из реальной жизни. Однако языковая адаптация сопровождается различными новшествами. Знание искусственных языков Интернета (и компьютерного программирования вообще) наделяет пользователей высоким статусом. С помощью такого знания можно осуществлять контроль над другими пользователями (отслеживать их появление в Интернете, засылать им вирусы, управлять их компьютером и даже перекрывать возможность доступа к Интернету). К вторичным языкам Интернета можно отнести состоящую из визуального ряда надстройку к тексту»[16].

«Слово "виртуальный" в русский разговорный язык вошло не так давно (оно отсутствует в толковом словаре Ожегова, изданном в 1975 г). Сегодня оно употребляется довольно часто (в январе 2010 г. через поисковую систему "Яндекс" слово "виртуальный" было запрошено 382 617 раз). В повседневной практике русского языка виртуальным часто называют нечто надуманное, симулирующее и не существующее в нашей реальности. Так словосочетанием "виртуальные отношения" обозначают отношения, которых нет в реальной жизни, но которые симулируются с помощью компьютерных программ интерактивного общения. В этом смысле "виртуальная реальность" приобретает значение несуществующей, нереальной реальности, выпадая из ряда обыденного восприятия и насыщаясь художественным оттенком оксюморона. Такая искусственно созданная реальность мыслится как отличная от реальности земного мира, в котором человек живет.»[17] «Виртуальные сообщества - "социальные объединения, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает открытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве"[18].

«С возрастанием популярности Интернета проявились и негативные аспекты его применения. В частности, некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Психологическую в своей основе, интернет-зависимость сравнивают с наркоманией — физиологической зависимостью от наркотических веществ, где также присутствует психический компонент. Интернет-зависимость определяется, как навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в стране таковых 4—6 %» [19].

В нашем современном мире можно выделить появление и развитие большого количества Интернет-сообществ. Кроме того, можно заметить, что технологии с помощью которых создаются сообщества (веб-форумы, блоги и блог-платформы, вики, чаты, списки рассылки, сетевые игры) просты в установке и использовании, и на сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество. Как и обычное сообщество, интернет-сообщество создается с определенной целью (даже если эта цель — приятное времяпровождение). Сообщество людей, увлеченных общей целью — это мощное средство для её достижения, особенно в современном обществе, где основную ценность имеет человеческий талант. В интернет-сообществе у человека создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности, и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная.

Таким образом, Интернет - сообщества начинают играть важнейшую роль для нашего общества. На примере Интернет сообществ, я хочу рассмотреть сетевые компьютерные игры, которые пользуются огромной популярностью среди школьников, студентов и даже людей среднего возраста. Во втором разделе, я выявлю интересы и цели пользователей сетевых игр, по-другому их можно назвать «геймерами».