Ислам во Франции

Для Франции ислам стал второй религией по численности её приверженцев: по данным статистики в 1997 г. в стране проживало от 3 до 5 миллионов мусульман, большинство из которых - выходцы из стран Магриба (сунниты составляют 90% всех мусульман). Эти данные ставят Францию на первое место в Европе по численности мусульманского населения:

Страна Количество мусульман
Германия 2 500 000
Великобритания 1 750 000
Нидерланды 500 000
Италия 400 000
Бельгия 300 000
Испания 200 000

Но установить точное число практикующих мусульман довольно сложно, так как для второго поколения иммигрантов ислам выступает лишь как один из элементов воспитания, и большинство молодых этнических магрибинцев уже не являются истинно верующими. Тем более что их отцы по приезде вЕвропу были вынуждены приспосабливаться к условиям жизни и работы во Франции. Исламские традиции и предписания не соответствовали рабочему расписанию, пятикратная молитва не укладывалась в производственный график, религиозные праздники превращались в светские и служили поводом для общей встречи. Контакты с французами уменьшали возможность соблюдения запрета на вино. Питание в столовых и кафе (преимущественно на работе) приводило к частому нарушению ещё одного запрета - не есть свинину.

Соблюдение поста и запрета на употребление свинины и алкоголя, в %

Пост Свинина Алкоголь
Алжирские иммигранты 74 74 63
Марокканские иммигранты 84 77 69

Влияние французского общества уменьшало количество ревностных сторонников ислама. Однако нужно учесть, что уменьшение или ослабление религиозной практики не означает отказа от самой веры.

Все мусульманское население Франции можно разделить на две большие группы:

- иммигранты или мусульмане-иностранцы, под которыми подразумеваются выходцы из стран Северной Африки и Ближнего Востока;

- французские мусульмане.

Собственно «французские мусульмане» делятся в свою очередь на несколько групп: арки166, бёры и французы-европейцы. Арки — это североафриканцы, служившие во вспомогательных войсках и получившие французское гражданство в награду за услуги, оказанные французской армии во время алжирской войны. После переговоров в Эвиане они бежали во Францию, спасаясь от резни. В настоящее время число арки и их потомков составляет от 400 до 700 тыс. человек. Бёры - второе поколение североафриканских иммигрантов, о них шла речь во второй главе. Третья группа -французы, принявшие ислам - не многочисленна. Она появилась после событий Пражской весны 1968 г. на фоне кризиса многих, в том числе и духовных, ценностей. Усиление в среде молодежи тяги к нетрадиционным учениям и культурам казалось, с одной стороны, обретением новой духовности, а с другой, данью моды, что побудило некоторых молодых французов принять ислам. Есть и те французы, которые принимают ислам для того, чтобы выйти замуж за мусульманина или жениться на мусульманке. Точная численность этой категории французских мусульман не известна, по разным источникам она колеблется от 30 до 300тыс. человек. На территории Франции мусульманское население проживает неравномерно, география его в основном совпадает с географией магрибинской трудовой иммиграции. Можно выделить 4 основных района размещения мусульманского населения Франции: Иль-де-Франс, Рона-Альпы, Прованс-Кот-д'Азюр и север страны — Нор Па-де-Кале, Лоррен, Шампань-Арденн. В крупных городах есть кварталы с большой концентрацией мусульманского населения как, например, Барбес и Бельвиль в Париже.

До 60-х годов единственным видимым свидетельством мусульманского присутствия во Франции была парижская мечеть, строительство которой относится ко времени, когда Франция была могучей колониальной державой. Решение о ее строительстве было принято в 1922 году в знак признательности государства мусульманам, сражавшимся в рядах французской армии в годы первой мировой войны. В 1926 году строительство было начато.

Последующие десятилетия были временем бедности и отверженности мусульманской общины. Но уже в 60 — 70-е годы ситуация изменилась. Проблемам мусульман все больше и больше стали уделять внимания, и в 1970 году насчитывалось уже около 100 мечетей и молитвенных домов, на кладбищах стали выделяться специальные участки для мусульман. Жерар Мерме в справочнике «Francoscopie» за 1990 год приводит цифру 600 мечетей. По данным Министерства внутренних дел в 1997 году насчитывалось 1600 мечетей, тогда как в 1992-м их было 1279.

Такой большой рост количества мечетей может показаться странным. Дело в том, что понятие «мечеть» иногда соответствует понятию «молитвенный дом», который порой посещают не более 90 прихожан, и только 8 мечетей во Франции рассчитаны на 1000 человек. Из них мечети Парижа, Эври, Лиона, Мант-ла-Жоли известны своей «архитектурой мечети». Самая известная находится на ruedeTanger в Париже и может принять несколько тысяч верующих.

Кроме своей непосредственной функции места молитвы, мечеть во Франции выполняет и другие особые задачи. Прежде всего, это поддержка мусульман-иммигрантов, которые в период экономического кризиса оказались не у дел и чьи надежды о «хорошей жизни» в бывшей метрополии не оправдались.

Во-вторых, посредством приобщения детей к религиозной жизни родители пытаются восстановить преемственность поколений, передать культурные традиции и тем самым сохранить самобытность своего народа. Этому, безусловно, способствуют мусульманские лицеи при мечетях.

В-третьих, мечеть является местом примирения и реинтеграции тех, кто утратил жизненные ориентиры и культурные традиции и хотел бы вновь приобщиться к культурному наследию мусульманского мира.

Министр внутренних дел Ш. Паскуа, называвший себя «министром, ответственным за культы», пытался сделать парижскую мечеть исламским центром Франции. На открытии мечети в Лионе 30 сентября 1994 года он говорил: «Ислам — французская действительность, так как сегодня его исповедует значительная часть французов. И поэтому к нему нужно относиться не как к исламу во Франции, но как к исламу Франции». Говорили даже о создании «единой Церкви» для объединения французских мусульман.

Но исламская община во Франции не является однородной. Мусульманский иммигрант из Северной Африки не ставит себя в один ряд с мусульманином с Ближнего Востока. Различные сообщества отличаются друг от друга по этническому, национальному, социальному признакам.

С конца 1970-х годов наблюдается тенденция увеличения числа различных общественных мусульманских организаций, что связано с предоставлением иностранным гражданам официального права создания общественных организаций и союзов. Среди них немало молодежных объединений.

Для детей иммигрантов, которые впервые взяли в руки Коран во Франции, он представляет собой лишь часть культуры предков. Новое поколение, не владеющее в совершенстве языком своих отцов и дедов, уже не может и в совершенстве знать все предписания Корана. Для них пост уже не представляет собой некое священное действие, а является лишь определенной обязанностью в отношении культуры, принесенной во Францию их народом. По данным статистики, 75% молодых считают свою принадлежность к исламу условной и представляют её как одну из составляющих своей идентичности.

В этой связи политика ассимиляции — своего рода угроза отказа от своей самобытности. Поэтому, когда североафриканцам предлагают принять все то, что является частью французского общества и европейской цивилизации в целом — и юридические законы, и язык, и культуру - то это ассоциируется, как указывалось выше, и с принятием христианства. Интересны данные социологического опроса, проведенного в 1991 г.: 71% опрошенных французов полагали, что иммигранты должны предпринимать усилия по адаптации во французское общество, если у них нет возможности исповедовать свою религию в тех же условиях, что у себя на родине, а 22% полагали, что необходимо уважать традиции и религиозные чувства иммигрантов и предоставлять им возможность (в разумных пределах) исповедовать свою веру. Как указывалось во второй главе, политика интеграции не предполагает отказ от одного вероисповедания в пользу другого, но призвана учитывать все особенности и интересы членов общества. В этой связи интересен вопрос взаимоотношения христианства и ислама во Франции.