Исследование молодёжных субкультур

Субкультура - система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры. Отношение субкультуры к так называемой господствующей культуре было идентифицировано как отношение подчинения и относительного бессилия.

В конце 40-х - начале 50-х годов - было положено начало исследованиям молодежной субкультуры в рамках социологии. В работах таких авторов, как Ф. Трешер, Л. Олин, Р. Корнхаузер, Е. Фрезер и многих других выделяются ряд основных характеристик молодежного субкультурного феномена и тенденции развития:

формирование «черной» и «белой» моделей молодежной субкультуры по причине традиционной поликультурной основы западного социума;

изначальное наличие криминального направления в появившихся моделях молодежного самоутверждения (байкеры, зутис) в силу изначально конфликтного характера взаимодействия субкультур с господствующей культурной основой;

эпатаж внешним видом и поведением, вызванный, по словам С. Коэна, стремлением к демоне фации ценностей «наоборот».

В 60-х годах социологическая трактовка причин появления молодежной субкультуры на Западе связывается с проблемой кризиса крупного города, негативным отношением молодежи к внутриполитической и внешнеполитической напряженности, ростом молодежной преступности. В этом отношении особенно показательной является возникшая теория аффективного контроля В. Калхова, получившая осмысление и дальнейшее развитие в работах Б. Костелло, Л. Смит-Ловин, Л. Томаса, Д. Хэйса. В ее рамках авторы выделяют такие черты молодежного субкультурного феномена, как урбанизированный характер;

обострение культурно-ценностного конфликта с господствующим культурным контекстом в силу отрицательного отношения к мировым событиям (война во Вьетнаме и призыв молодых людей в армию);

контркультурный характер движений битников и хиппи;

центральное место «белой» молодежной субкультуры в силу того, что в го время движение за расширение прав выходцев из колоний находилось только в начальной стадии.

70-х годы и 80-е годы - качественно новый виток в исследовании молодежной субкультуры на Западе. Во-первых, ряд авторов, таких как К. Кэндлин, К. Лигтлтон, П. Льюис выделяют в отдельную группу субкультуру афроамериканской молодежи, как наиболее массовую для представителей депрессивных районов западных городов, подчеркивая ее делинквентный характер.

Большое внимание здесь уделялось проблемам существования культурных, социальных или этнических меньшинств.

Меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т. е. быть дискриминируемой или равноправной. Э. Гидденс (1989, 245) рассматривает характерные черты дискриминируемой этнической группы или этнического меньшинства.

1. Итак, члены группы могут подвергаться дискриминации. Дискриминация - это редукция или полное лишение прав и свобод для определенной группы населения. Дискриминация может проявляться как в бытовой сфере, например, запрещение посещения ресторанов, других общественных мест, так и в производственной сфере: запреты на профессии, труднодоступность образования, невозможность успешной карьеры, что в конечном итоге приводит к снижению материального уровня или даже обнищанию дискриминируемой группы.

2. У представителей меньшинства, как правило, развивается чувство коллективной солидарности и единства и даже взаимопомощи в результате пережитых вместе притеснений и пройденных вместе испытаний.

3. Меньшинства обычно не только социально отдалены от основного социума (аутсайдеры), но иногда изолированы и физически. Нередко они проживают в компактных поселениях или в определенных городах или регионах страны (обычно не лучших). В меньшинствах, как правило, наблюдается “эндогамия”, т. е. заключение браков внутри данной группы. Между членами меньшинства и большинства брак заключается весьма редко.

При этом каждая из сторон имеет свои причины: представители большинства не идут на это из соображений социальной иерархии и чувства своего “превосходства”, а члены меньшинства - с целью сохранения исконной культуры группы.

Термин “меньшинство” условен, он не всегда отражает реальный количественный состав группы. Группа меньшинства, в таком аспекте, который был представлен выше, не обязательно меньше по количеству членов, чем группа большинства, но она является дискриминируемой и подчиненной с социологической точки зрения. Например, в Южно-Африканской Республике небольшая группа белого населения долгое время доминировала, управляла большой группой черного большинства (которая в этом случае считается “этническим меньшинством”).

Американский ученый Луис Вирт (1956) (Louis Wirth) дает свое определение “меньшинства”, особенно подчеркивая отношение к нему основной части населения. “Меньшинство - это группа людей, отличающаяся по своим физическим, культурным или иным свойствам от остального общества, которое и относится к этим людям как к отличающимся и особенным. Предпосылка для существования меньшинств - это наличие соответствующей, господствующей группы, которая обычно имеет более высокий статус и большие привилегии”.

Во-вторых, стало проявляться массовое тиражирование музыкальных стилей посредством расширения медийного пространства молодежной субкультуры. Степень значимости появления особых печатных изданий, музыкальных каналов, обособленных клубов для досуга представителей какого-либо субкультурного течения явилось полем для дискуссий среди таких авторов, как Дж. Гарбер, Т. Джефферсон, Г. Кларк, Ф. Коэн, А. Макробби. Главным выводом данных исследователей стало понимание особой роли расширенного медийного пространства в формировании массовой культуры, основное содержание которой было взято из многочисленных молодежных субкультурных направлений.

В 90-х годах, по мнению таких авторов, как Д. Хэбдидж, К. Гэлдер, С. Майлс, У. Руперт, феномен молодежной субкультуры воспроизводит в несколько измененном виде ранее существовавшие модели самоутверждения и самореализации этой социально-демографической группы. Исследователями Д. Сэренджи, и С. Сгивенсом подчеркивается усилившаяся динамичность в развитии и смене популярности субкультурных течений. Также стала исчезать особая роль «национальных» черт молодежной субкультуры в условиях глобализации современного общества. В 90-х годах усилился интерес к анализу конкретных субкультур молодежи, направляющих развитие данного явления в мире в целом.

Молодежная субкультура - частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.