Исторические закономерности развития алкоголизма в России

Опьяняющие напитки известны человечеству со времен первобытности. Их потребление чаще всего было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Однако уже в древности появилось как чисто бытовое потребление алкоголя, так и злоупотребление им.

Бытовое изготовление вина впервые получило широкое распространение, видимо, в древнем Египте. В 7–3 вв. до н.э. виноделие распространилось во всех странах, где вызревал виноград. Уже в античных обществах известны как болезненное пристрастие к вину, так и государственные меры по ограничению потребления вина, вплоть до введения полного запрета. Например, Ликург, законодатель Спарты, приказал уничтожить все виноградные лозы; некоторые правители древности и средневековья вводили сметную казнь за пьянство. В Афинах разрешалось пить только вино, разбавленное тремя частями воды. Порицалось употребление вина, разбавленного водой лишь наполовину, и уж тем более неразбавленного. Пристрастие к неразбавленному вину считалось одним из главных признаков, отличающих цивилизованного человека от «дикого» варвара. Гиппократ называл пьянство добровольным сумасшествием.

Впрочем, до открытия технологии изготовления спирта (это сделали арабы в 9 в., в Европе она получила распространение лишь с 13–15 вв.) сами спиртные напитки были относительно слабыми, что сильно сдерживало распространение алкоголизма. Поэтому в древнем мире и в средние века алкоголизм существовал только как индивидуальное заболевание, но не как социальная патология.

Социальной патологией алкоголизм в Западной Европе стал лишь в эпоху нового времени. Известно, например, что в 18 в. среди английских бедняков самое широкое распространение получил дешевый джин. Чтобы остановить распространение пьянства, государства Западной Европы начали ужесточать контроль за качеством спиртного и повышать его цену за счет специальной наценки (акциза).

В средневековой России широко употребляли пиво и вино («Веселие на Руси есть пити»). Поскольку эти пьянящие напитки были слабыми, то они долгое время не порождали особых проблем. Лишь в 15 в. появляется технология выгонки хлебной водки, быстро вытеснившей все другие алкогольные напитки. С 1474 производство и продажа всех алкогольных продуктов в России ставится под жесткий контроль: государство либо отдавало производство алкоголя на откуп (чтобы торговать спиртным, надо было в счет будущей прибыли сначала внести в казну большую сумму), либо облагало производителей высокими налогами, либо само выступало как монопольный производитель и продавец спиртного. Принадлежащие государству кабаки стали обогащать казну, в народе получило широкое распространение подпольное самогоноварение. В результате к 19 в. пьянство стало «национальной традицией».

Спаивание россиян в новое время усугублялось преобладанием на российском рынке малокачественных сортов водки. Систематический экспорт русской ржаной водки в Германию привел к преобладанию на внутреннем российском рынке дешевой картофельной водки из украинских губерний, что способствовало распространению в России самых худших форм пьянства. Правительство отказывалось бороться с ним, поскольку в начале 20 в. более 1/3 доходов ежегодного госбюджета составляла именно выручка от торговли водкой. Единственное, на что оно пошло, – это переход к стандарту 40-градусной водке, менее разрушительной в сравнении с напитками любой другой крепости.

Фискальный интерес к продаже алкоголя сохранился и в советскую эпоху. Поэтому в СССР осталась «традиция» чрезмерного винопития, алкоголизм по-прежнему являлся острой национальной проблемой. Тяга к «зеленому змию» получила широкое распространение не только у «простых» людей, но и среди творческой интеллигенции (можно вспомнить, например, С. Есенина, А. Фадеева, А. Твардовского, В. Высоцкого). Статистика среднедушевого потребления спирто-водочных напитков показывает, что в СССР последних десятилетий оно оказалось выше, чем в царской России. В 1980-е, в период обострения дефицита потребительских товаров, водка даже играла роль своего рода второй валюты.

В России традиционно большее распространение получили крепкие алкогольные напитки, причем значительный удельный вес среди них занимают напитки низкого качества: водка, плодово-ягодные вина и самогон.

Оценивая сегодняшнюю алкогольную ситуацию в России, необходимо хотя бы коротко остановиться на великом "эксперименте века" - антиалкогольной кампании 1985 г., которая была осуществлена командно-административными методами. Главным направлением в Постановлении ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" было снижение потребления алкоголя посредством уменьшения производства и продажи спиртных напитков и искоренения самогоноварения. Параллельно произошло повышение цен на алкоголь, а также была расширена сеть медицинских учреждений для лечения больных алкоголизмом.

Начиная с 1985 г. динамика доступных статистических показателей, используемых для характеристики эпидемиологической ситуации в отношении потребления алкоголя, должна рассматриваться с поправкой на специфику развернувшейся государственной антиалкогольной кампании. Особенно это касается периода до 1988 г. включительно, когда эта кампания достигла апогея. Была резко ограничена государственная продажа алкогольных напитков: за 3 года объем их реализации на душу населения через государственную сеть снизился в 2,7 раза. Однако это снижение, по оценкам специалистов из МВД РФ, было в значительной мере, если не полностью, компенсировано алкогольными суррогатами и подпольно изготовленным самогоном.

В то же время следует отметить, что на показателях здоровья населения кампания отразилась положительно. Общее потребление алкоголя снизилось на 25%, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 3,2 года, значительно снизилась заболеваемость алкогольными психозами, уровень которой был наименьшим за последние 10 лет и составил в 1988 г. 5,1 на 100 тыс. человек. На начальном этапе кампании морально-психологическая атмосфера характеризовалась большим воодушевлением населения. Закладывалась основа для постепенного формирования в массовой психологии более осторожного, ответственного отношения к алкоголю, к соблюдению питейных традиций и обычаев. Возможность изменения алкогольной ситуации являлась следствием принимаемых со стороны общества мер. К сожалению, последующие практические действия были все более непоследовательными и противоречивыми. Уже к концу 1987 г. антиалкогольные мероприятия во многих случаях стали пробуксовывать, появился целый ряд негативных побочных последствий, серьезно затруднявших борьбу с пьянством и вызывавших новые и очень сложные проблемы. Введение административных мер, направленных на резкое сокращение производства и продажи спиртных напитков без учета психологии потребителей спиртного, привело к возникновению многочасовых очередей за спиртным и самое страшное - к лавинообразному распространению нелегального изготовления спиртных напитков буквально всеми слоями населения.

Резко возросшие объемы самогоноварения оказали пагубное воздействие на экономику страны. Миллиарды рублей, ранее поступавшие в госбюджет от продажи спиртных напитков, стали достоянием самогонщиков.

После 1988 г. различные организации, призванные осуществлять антиалкогольную кампанию, начали проявлять равнодушие и пассивность. Таким образом, сложившаяся к началу 90-х годов алкогольная обстановка в стране характеризуется, с одной стороны, дальнейшим нарастанием пьянства и алкоголизма, с другой - ухудшением условий и возможностей для решения этой проблемы. Происходящие в последние годы в стране социально-экономические перемены, перешедшие в форму кризиса, еще больше обострили напряженность в этой области. На этапе перехода общества к свободным рыночным отношениям резко изменилось состояние российского алкогольного рынка.

Что касается потребления алкоголя, в 90-х годах наряду с государственной торговлей значительные объемы всевозможных алкогольных напитков стали приобретаться населением через многочисленные торговые точки легализованной частной коммерции. Большое количество дешевого алкоголя, в том числе питьевого спирта, стало поступать через частный сектор из-за рубежа. Алкогольные напитки, реализуемые через Частные каналы, пока не отражаются в государственной статистике потребления алкоголя населением. Ослабление контроля со стороны государства над производством и реализацией алкогольной продукции, повышение акцизов и налогов, открытие границ России для практически бесконтрольного импорта алкоголя, инфляционный рост цен привели к тому, что достоверно определить по данным госстатистики уровень потребления алкоголя на душу населения в 1994 г. практически не представлялось возможным.

В 1990-е на российском рынке появилось большое количество низкопробных, часто фальсифицированных (нестандартных и низкокачественных) крепких алкогольных напитков. Российский рынок захлестнул поток отечественных и иностранных псевдоводок, широко распространилось самогоноварение. По некоторым данным, в 1993 каждая четвертая бутылка была подделкой. В результате проблема алкоголизма стала еще более острой: на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло более 2,5 млн. человек, но реальное число больных алкоголизмом было заметно выше – порядка 10 млн. (примерно 7% всего населения). От алкогольного отравления в 1990-е ежегодно умирало примерно 30 тыс. человек (большинство из них – жертвы суррогатов).