Исторические предпосылки полового неравенства

Существует гипотеза, что Мария Магдалина (христианская святая, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом) - была его женой и матерью его ребёнка – девочки Сары. Она стала родоначальницей королевской династии Меровингов, которые впоследствии вынуждены были скрывать свое благородное происхождение и вести жизнь под защитой тайного общества, известного под названием Приорат Сиона. Целью этого общества до сих пор является восстановление династии Меровингов. Члены общества боготворят женщину, как избранницу Иисуса, поклоняются ей и пытаются вернуть образ женщины как священного начала.

Но эта гипотеза не имеет вещественных доказательств, хотя однозначно можно сказать - представление о том, что Мария Магдалина была блудницей, абсолютно ложно, потому что не соответствует истине. Скорее всего, её образ по ошибке неверно истолковали в Евангелии от Луки (7 и 8). Эту ошибку церковь, однако же, не торопилась исправлять, по-прежнему утверждая, что Мария Магдалина была падшей женщиной, и лишь в 1969 году появилось довольно скромное опровержение. [13]

Возможно, из-за влияния религии на людей изначально сложился стереотип женщины-грешницы и мужчины-спасителя. Например, Коран учит, что: "Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них". Согласно распространенному хадису-изречению "пророка", большинство женщин окажутся в аду. В православии женщина также стоит на уровень ниже в правах, чем мужчина – всю свою жизнь она должна подчиняться мужчине, вымаливая тем самым прощение греха Евы. С момента появления христианства и до наших дней у религиозных людей сохраняется стереотип, определяющий положение женщины в обществе.

Надо заметить, что в Древние времена, когда в обществе была распространена вера во множество богов (язычество), столь жёсткого разделения прав между богом-мужчиной и богиней-женщиной не наблюдалось. Однако, образ мужчины-охотника, мужчины-защитника, мужчины-главы семейства сложился задолго до самого появления таких понятий как «общество», «семья», «неравенство».

Со времён античности до конца 17 века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе. [6, с.1]

С 1840 гг. во Франции, Англии и США набрало размах движение за права женщин. В конце 19 века стали проводиться первые исследования женщин – в Германии, Франции, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвящённых им или сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, Х. Ланге, М. Лефера, Х. Марион, Л. Мархольм, Э. Кей. [15, с.2]

Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. [4, с. 5]

Таким образом, гендер – относительно недавнее понятие, означающее социальный пол, пол как продукт культуры. Исследованием гендера занимаются многие российские и западные учёные, выделяя на его основе термин «гендерный стереотип» - представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной. Наличие таких исторически сложившихся представлений отражается на неравном распределении прав мужчин и женщин в социуме, формируя гендерное неравенство. Гендерное неравенство в свою очередь проявляется в закреплении доминирующего положения мужчин и дискриминации женщин в социальной сфере.