Исторические формы идей и идеологий

Из истории человечества известно, что вера, убеждения людей первоначально формировались на основе обожествления природы. Древняя идеология носила черты общинного образа жизни. Проживание людей в общинах (по родам и племенам) обусловливалось необходимостью сообща изыскивать ответные меры на перемены окружающей природы. Особое значение имели специфические условия территории, климата, флоры и фауны. В те времена образ жизни людей был тесно связан с явлениями природы. Каждое племя представляло окружающую действительность исходя их своих примитивных материальных и духовных потребностей. Постепенно стали возникать мифы, легенды и предания, отражающие связи между людьми и явлениями природы. Например, в самые древние времена свет, весна и лето представлялись в качестве символов благосостояния, добра и благодеяния; а зима, мороз, темнота – в качестве символов гнета, зла и разрухи.

Взгляды, основывающиеся на легендах и преданиях мы называем мифологическими (слово миф в греческом языке означает предание). Первобытные религии, такие как тотемизм, анимизм, фетишизм формировались на этой основе. Они отражали различные наивные идеи и взгляды о вечности души, о наличии сверхъестественных сил у различных вещей и явлений природы.

Например, тотемизм есть вероучение о культе животных и растений. Этот термин взят из языка племени Оджибве, проживавшего в Северной Америке. Тотемизм означает родство человечества с определенными видами растений, животных или с другими элементами природы. Такие верования встречаются и в настоящее время в жизни некоторых народностей. Например, индусы считают корову, австралийцы – кенгуру, киргизы – белого овна животными, приносящими счастье. Наши же предки обожествляли птицу Хумо. Поэтому в гербе нашего государства изображена эта птица.

Как было отмечено выше, первобытные люди полагали, что все вещи имеют душу, они чувствуют, думают. Проводились разные обряды, читались молитвы в надежде на то, что те принесут добро, предотвратят зло. Так формировался анимизм, призывающий к верованию о том, что в каждой вещи есть своей души (анимизм – от слова anima, т.е. дух, душа)

Фетишизм (на французском языке fetiche означает волшебство, идол, кумир) есть верование, признающее культ неживых вещей, как предметов слепого поклонения. По его смыслу, вещи и присущие им свойства могут содействовать достижению людьми намеченных целей, в какой-то мере могут повлиять на жизнь людей. Это влияние может быть или положительным, или отрицательным.

В последующие периоды истории человека, как следствие прогресса, формировались религиозные системы, такие как индуизм, иудаизм, конфуцианство и др.

Индуизм как форма брахманизма (с IХ-Х веков до нашей эры) является политеистической религией преимущественно индусов.

Иудаизм является религией евреев.

Конфуцианство есть учение, основанное китайским мудрецом Конфуцием (VI-V века до нашей эры).

Национальной религией японцев является синтоизм.

Во всех этих религиях сосредоточено множество национальных традиций, элементов образа жизни народов. Они в определенные периоды служили государственными идеологиями.

Философские идеи тоже формировали определенные системы, превращались в убеждения и мировоззрение людей. В процессе объяснения различных подходов к вопросам возникновения мира, особенностям его существования, его первоосновы появились такие философские течения как монизм, дуализм, плюрализм, идеализм, материализм и другие.

Монизм (от греческого слово моно – один) считает основой всего в мире одно какое-то начало (или материальное, или духовное).

Дуализм (от латинского слова дуа – два) учит, что в мире есть два начала – материальное и идеальное.

Плюрализм защищает идею о том, что мир возник в результате соединения множество вещей и идей.

Идеализм считает, что в вопросах сотворения мира и человека, в создании законов существования и развития действительности, в вопросах бытия и небытия верховенство принадлежат духовным и идейным началам; абсолютизирует эти начала.

Материализм учит, что мир и человек не сотворены божественной или какой-либо духовной силой, они возникали в результате постепенного развития материи.

Кроме перечисленных течений в мире имеются такие идеологии как шовинизм, космополитизм, нигилизм и множество других.

Так, шовинизм есть крайне агрессивная идеология национализма, призывающая к верховенству определенной религии, государства или нации над другими идеологиями, верованиями, государствами и нациями.

Вышеперечисленные философские течения не всегда рассматриваются как формы идеологии. Но появляются иногда учения, исходящие из них. Абсолютизация определенных идей в этих учениях может быть причиной совершения различных идеологических ошибок и разногласий. По этой причине желательно знать сущность и содержание этих течений.

Некоторые идеологии, в зависимости от определенных социальных условий, превращаются в государственные идеологии. Некоторые из них, хотя теряют с течением времени свою позицию, но приобретают историческое значение в качестве источников общечеловеческих ценностей.

Испокон веков существуют идеи, вызывающие споры, разногласия между различными идеологиями или объединяющие их. Эти процессы продолжают влиять на различные идеологии человечества и сейчас. Например, имеют длинную историю споры между идеализмом и материализмом, интернационализмом и национализмом, между атеизмом (безбожием) и теизмом (учением о боге).

Желание некоторых государств решать проблемы насилием, удовлетворять свои грабительские и захватнические идеи за счет других народов привело к появлению агрессивного национализма и экстремизма. Они приносят много страданий всему человечеству, тормозят его движение вперед, по пути прогресса.

Созидающие и разрушающие идеи.

Из опытов древней и средневековой истории, из уроков современности становится очевидным то, что идеи и идеологии, существующие в мире, несмотря на различия в формах, прежде всего берут силу от двух чувств в сердце человека – от стремления к созиданию или к разрушению. Словом, если взять (с идейной точки зрения), историю человечества, то она есть непрерывный процесс возникновения, практической реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессе идеи отличаются друг от друга в зависимости от того, какие цели и задачи преследуются господствующими силами и органами власти, чьи интересы они выражают.

Созидающие идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушающих идей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению, превращают жизнь в подлость.

Примеры мужества может показать лишь человек, имеющий зрелую идею, цельное убеждение, высокие ценности. В истории народов мира, в том числе и в прошлом нашего народа, какую бы сферу ни взять, имеется много примеров тому, как высокие идеи оказывали поддержку человеку в совершении мужественных поступков и подвигов.

Когда люди предаются беспечности, когда ослабевают их созидательные стремления, тогда зловредные и разрушительные идеологии могут получить власть, отвлекая людей, прикрываясь привлекательными для простодушных людей лозунгами. Страшными примерами этому могут служить: приход к власти фашизма в 20-30-годах ХХ века в Италии и Германии. Вследствие этого мир был у гибельной пропасти. Естественно, идея фашизма не появилась сама по себе. Она возникла и постепенно усиливалась в результате внутренних противоречий, социального неравенства, этнических проблем. В частности, в Италии начиная с 1910 г. издавался журнал под названием «Национальная идея». В нем пропагандировались, главным образом, идеи агрессивного национализма.

В результате пренебрежительного подхода к такой нежелательной обстановке со стороны прогрессивных сил в Италии и во всем мире, разрозненности на путях борьбы с агрессивным национализмом фашизм превратился в господствующую идеологию. Это явилось горьким уроком для человечества, который показал, что любая идея и идеология, если не объединяет народ вокруг стремлений к добру и созиданию, если поведет народ в сторону разрушений, то это, в конечном счете, может поставить жизнь человечества под угрозой гибели.

Пока существует в обществе гнет и насилие, подлость и мракобесие, являющиеся антиподами благородных деяний, целей и идей, до тех пор не будет счастья. Однако, антигуманные идеи не могут остановить стремление людей к высоким идеалам добра и справедливости, мира и братства, прогресса и благосостояния.

Одной из разрушительных идеологий была идеология сталинизма. Она была направлена на абсолютизацию социально-политических противоречий между классами, особенно при использовании рычагов власти. Народ пытались превратить в толпу без собственности и без гордости. Она искусственно разделила народ на противоборствующие стороны, имея в виду такую цель, как оправдание насилия, кровопролития и массовых репрессий.

Люди разделялись на «красных» и «белых». В результате этого боролись отец с сыном, брат с братом, друг с приятелем. Короче говоря, сила и могущества народа были направлены не на созидание, а на разрушение, не на творчество, а на уничтожение. Убийство возвеличивались как мужество и героизм. Однако, несмотря на то, что эта идеология господствовала на одной шестой части территории Земли несколько десятков лет, из-за своей антигуманной сущности в конечном счете она потерпела крах.

Одной из самых часто встречающихся форм разрушительных идей и идеологий является религиозный фундаментализм. Его сторонники в определенные периоды господствовали и на Западе, и на Востоке. Он и сейчас возникает в разнообразных формах в различных регионах. Сторонники фундаментализма объединяются вокруг идей терроризма, религиозного экстремизма, путем оправдания торговли оружием, наркобизнеса. В настоящее время Ближний Восток, Балканский полуостров, Северный Кавказ, Афганистан, Кашмир и другие территории и страны являются регионами распространения таких пороков.

Фундаментализм очень опасен в любой форме: и в настоящее время появляются идеологи, призывающие к отрицанию всех позитивных явлений, к непризнанию никаких социальных норм и правил, которые не одобряются религиозными фанатиками. В связи с этим наш Президент мудро отметил, как обладатели высокого разума, таланта и мышления пострадали в различных периодах истории человечества ради открытия путей обоснования и реализации общечеловеческих гуманных идей, выводящих людей всего мира с пути мракобесия к просвещению, от тьмы к свету. Яркими примерами этому может служить деятельность таких мыслителей и выдающихся просветителей как Заратуштра, Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, пророк Мухаммед, Иисус Христос, Фароби, Навои, Махатма Ганди и др.

Если национальная идея и идеология отражают в себе требования гуманизма, волю и стремления народа тогда они могут объединять общество, мобилизовать его дарования и потенциальные возможности на реализацию великих целей.

Взять, к примеру, «японскую модель» развития, признанную в ХХ веке мировым сообществом. Японская национальная идеология опиралась на такие идеи и понятия, как «система национальной государственности» (кокутай), «гражданский долг», «японский дух», «предпринимательство», «общенациональность», «самоотверженность», «патриотизм», «патернализм», «верность обществу», «модернизация». Благодаря тому, что эти понятия соответствовали потребностям и менталитету народа, они вели свой народ к высоким рубежам, стали духовной и идеологической основой интенсивного развития Японии.

А идейная слабость и идеологическая нестабильность наносят ущерб единству наций, могуществу человечества. Например, мы хорошо знаем из истории, что отдельные правители не могли мобилизовать народ в эпоху нашествия Чингисхана, завоеваний царизма, наша страна попала в угнетенное положение.

Из всего изложенного в данной теме вытекают следующие выводы: исторические формы, содержание идей и идеологий определялись в течение веков борьбой между добром и злом, созиданием и разрушением. Каждый человек, в том числе учащиеся колледжей и лицеев должны хорошо знать это, направлять свою жизнь и всю свою энергию на благие дела.