Исторический аспект развития Церковной благотворительности на Урале

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

В 1700 году царь, Петр I, указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей. Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I.

В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных. В 1710 году Петр приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла. В конце жизни Петр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была осуществлена [40, 384 - 395].

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей». В то же время серьезным репрессиям подвергались профессиональные, так называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие.

Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время.

Начало христианства на Урале современно появлению здесь русских поселенцев и совпадает с временем покорения (1581 г.) Ермаком Сибири. В 1589 г. был основан в нынешнем Верхотурском уезде первый русский город Лозьва, (вскоре уничтоженный), в том же году, был основан город Верхотурье. Отсюда, с севера, началось заселение русскими Урала и направлялось постепенно к юго-востоку. В начале 17 столетия появились слободы по рекам Тагилу, Туре, Нейве, Режу, Нице, Ирбити. В городах и слободах при их основании устраивались церкви. Постепенно явились и монастыри, из коих известны: Покровский и Никольский (в 1604 г.) в Верхотурье, Рождественский в Тагиле, Верхотурского уезда, Богоявленский Невьянский в 132 верстах от Верхотурья, Далматовский Успенский на реке Исети (1644 г.). Первоначально устроившиеся в городах и слободах церкви и монастыри по неимению в крае самостоятельного Епархиального управления находились в заведовании соседних Вологодских и Великопермских епископов, имевших в то время свою кафедру в г. Вологде. При открытии епархии в ней числилось 446 церквей и 450 часовен, православного населения обоих полов 1.312.469, старообрядцев обоих полов 55.822 [1, 31-35].

Православное братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, основанное в 1886 г., имело две задачи: заботу об обращении раскольников и сектантов и заботу об охранении, утверждении и распространении православной веры, нравственности и просвещения. Братство имело 35 миссионерских комитетов, несколько сотрудников-миссионеров, устраивало внебогослужебные чтения и собеседования, оказывало пособия школам, распространяло свои и другие издания. В братстве состояло 240 человек. Монастыри епархии в общем отличались богатством церквей и ризниц. При монастыре имелась больница и церковноприходская мужская школа. В епархии функционировало пять женских монастырей, именно:

1. Екатеринбургский Новотихвинский. В монастыре находилась местночтимая икона Богоматери, привлекающая громадное стечение богомольцев. При монастыре имелись богадельня, детский приют, больница и церковноприходская школа.

2.   Верх-Теченский Свято-Троицкий третьеклассный заштатный женский монастырь, на правом берегу р. Течи, в 70 верстах от Шадринска.

3.   Каменский Преображенский третьеклассный заштатный женский монастырь, имел женскую школу грамоты.

4.   Красносельский Введенский заштатный женский монастырь, образован из женской общины, — открыт 15 июля 1899 г. При монастыре имелся детский приют и церковноприходская школа.

5.   Калченданский Покровский женский монастырь имел церковноприходскую школу. С 19 апреля 1886г. стали выходить «Екатеринбургские епархиальные ведомости» [57].

Трудно представить себе православный монастырь вне благотворительности. Дела любви и милосердия никогда не забывались монашествующими. Здесь самые разнообразные направления. В конце ХIХ века в монастырях епархии начинают открываться приюты для сирот. В среднем в таком приюте содержалось 20-25 человек. Исключение составляла Чердынская Иоанно-Богословская обитель, в которой привечали до 75 сирот. В каждом приюте питомцев не только согревали душевным теплом, обучали грамоте, кормили и одевали, но и готовили к взрослой жизни, давая приютянам навыки квалифицированной трудовой деятельности. Не стоит сбрасывать со счетов и просветительскую функцию приютов. В приют Успенского женского монастыря г. Перми помимо сирот принимали детей раненых воинов. Принимая сирот, монастыри несли большие расходы. В 1890 г. настоятельница Кунгурского женского монастыря отказалась от оказания помощи духовным училищам и нуждающемуся духовенству, ссылаясь на скудость материальных средств, а главное, на те расходы, какие обитель несла по содержанию помещения для сирот.

В Кунгурской и Пермской обителях производили свечи, и в консистории надеялись на их более широкую благотворительность, поскольку многие клирики и церковные старосты уже выступали против покупки монастырских свеч. Но надежды консистории оправдала лишь Успенская обитель г. Перми. В некоторых монастырях призревали и престарелых. В 1912 г. при обителях Пермской епархии было три богадельни. Нормой для монастырей также стала бесплатная раздача одежды, обуви, бесплатное питание нуждающихся. В одном только Бахаревском монастыре в 1911 г. было организовано 5000 бесплатных обедов. Некоторые обители епархии были способны на широкомасштабную помощь беднякам. В житницах Кунгурского женского монастыря хранилось зерно, в том числе и для местных жителей - на случай неурожая. Самыми большими масштабами благотворительности отличался Белогорский монастырь. Каждый паломник мог рассчитывать на бесплатное трехразовое питание (из двух блюд) в течение трех дней. А паломников на Белой Горе насчитывали до 70000 человек в год. При монастыре была странноприимница. Каждый богомолец мог получить бесплатную медицинскую помощь в монастырской больнице. К услугам гостей всегда была аптечка. Множество разнообразных предметов первой необходимости в обители раздавали бесплатно [1, 31-35].

В годы первой мировой войны благотворительная деятельность монастырей быстро развивалась. Многие обители принимали беженцев. На монастырские средства открывались лазареты: один из них появился в Перми в подворье Белогорского монастыря. В 1915 г. при Фаворской Спасо-Преображенской пустыни открыли дом-богадельню для увечных воинов. Кунгурский женский монастырь выделил три дома под постой военных. И на Белой Горе в это время привечали всех нуждающихся. Но этого мало: в 1922 г. бывший военком Жаровин, «считавшийся ярым противником духовенства... пользовался помощью натурой» от белогорских монахов. В 1932 г. монахиня Феофания из бывшего Сергиево-Тамаровского монастыря часто ездила в места заключения (вплоть до Соловков), где снабжала узников предметами первой необходимости и утешала их духовным словом [6, 32-37].

Материалы “Свода Законов Российской Империи” свидетельствуют также о том, что в России в конце XIX - нач. XX вв. была сформирована вполне определенная, разветвленная система общественного призрения и социальной помощи. Направления этой помощи были разнообразными - это и бесплатное медицинское обеспечение, и детское призрение, и забота о старости, и призрение неимущих из числа разных слоев общества и т.п. В организации ее принимали участие правительство, государственные, общественные учреждения и организации, включая благотворительные, как в центре, так и на местах. Особая роль возлагалась в этом на приказы общественного призрения, земские учреждения, духовное ведомство. Разнообразными были и учреждения, занимавшиеся общественным призрением и благотворительностью (сиротские дома, воспитательные и работные дома, богадельни). Особым образом управлялись и содержались заведения общественного призрения, находившиеся в ведении Императорского Дома, Ведомство Учреждений императрицы Марии, Министерства Внутренних дел, Императорского Человеколюбивого общества, духовного ведомства [38, 97].

Самой давней являлась традиция помощи погорельцам. Так в 1890 году, следуя доброй традиции, городские управления выдавали денежные пособия погорельцам Екатеринбургского уезда из капитала, пожертвованного потомственным почетным гражданином А. Г. Кузнецовым, которые в общей сумме составляли 1750 рублей. В том же году оно отчислило 250 рублей «Комитету по разбору и призрению нищих», действовавшего в Перми и 1000 рублей «Комитету дамского попечительства о бедных». Русская Православная Церковь традиционно выполняла свою миссию милосердия, занимаясь благотворительной деятельностью. Она всегда откликалась на нужды своего народа, рассматривая помощь нуждающимся как важнейшую часть своего многовекового, основанного на каноническом праве христианского служения миру [57].

Декретом ВЦИК и СНК РФ «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. советская власть ликвидировала материальную базу благотворительной деятельности Церкви, национализировав церковное имущество, в том числе церковных благотворительных учреждений. Тем не менее, благотворительная деятельность Церкви в советском государстве не прекратилась. Крупнейшей акцией милосердия стало оказание церковной помощи голодающим Поволжья в 1921 г.

Постановлением ВЦИК и СНК РФ «О религиозных объединениях» 1929г. благотворительность религиозных организаций в СССР была официально запрещена. Однако в период Великой Отечественной войны по отношению к церковной благотворительности в политике государства прочно утвердилась практика двойных стандартов. С одной стороны, власть законодательно запрещала это направление религиозной деятельности Церкви, с другой – охотно пользовалась церковными финансами, перечисленными структурами Московской Патриархии на нужды обороны и другую патриотическую деятельность [26, 378].

Широкая несанкционированная благотворительная деятельность, направленная на восстановление народного хозяйства, оказание помощи своим сотрудникам и малоимущему населению, была развернута епархиями, монастырями и приходами Русской Православной Церкви в послевоенный период, что стало результатом значительного экономического укрепления церковных структур в 1946-1957 гг.

Благотворительность Русской Православной Церкви способствовала быстрому росту ее авторитета в обществе, привлечению к Церкви новых слоев населения, что вызвало вполне обоснованную тревогу советского государства с неразвитой социальной политикой. Неудивительно, что закономерной реакцией государства в период постепенного охлаждения государственно-церковных отношений 1954-1957 гг. стал категорический отказ государственных структур от патриотических взносов Церкви [33].

Традиции церковной благотворительности всегда были сильны в России, в Уральском крае. До революции 1917 года при городских и сельских приходах Урала существовали детские приюты, богадельни, дома призрения для сирых и убогих. Деньги на их содержание жертвовали промышленники, купцы, сердобольные прихожане. Ныне в Петро-Павловском приходе Талицы решено возродить эту благочестивую традицию. В недалеком будущем в городе откроется богадельня — дом для инвалидов, для немощных и одиноких стариков. Сейчас начато проектирование здания православного дома престарелых. Планируется строительство трехэтажного корпуса, где будет проживать как минимум 60 престарелых, немощных людей. На третьем этаже здания расположится хоспис для тяжелых онкологических больных [57].

В наши дни в Екатеринбургской епархии возрождаются и поддерживаются традиции благотворительности. Сестричества милосердия созданы и создаются во многих приходах. Сестры ухаживают за больными одинокими людьми, посещают социальные учреждения - приюты, дома престарелых и инвалидов. Наиболее известные сестричества милосердия Урала действуют при Свято-Никольском, Всехсвятском, Свято-Пантелеимоновском и Богородице-Владимировском храмах Екатеринбурга. В Екатеринбургской епархии есть также своя хосписная служба. Сестер милосердия готовит и областной медицинской колледж, выпускницы которого несут служение в больничных учреждениях Екатеринбурга. Движение сестер милосердия в России ведет свою историю с 1844 года [57].

И на современном этапе основой государственно-церковного сотрудничества остаётся совместная работа в социальной сфере. Эту работу как одну из главных задач церкви ставят Социальные концепции Русской православной церкви, мусульман, протестантов и других конфессий. В качестве конкретных примеров сотрудничества могут быть названы организация и проведение Дней милосердия и благотворительности, Дней славянской письменности и культуры, борьба с наркоманией, пьянством, курением и т.д. Многие религиозные организации активно участвуют в сохранении культурно-исторических традиций народов России, духовного и нравственного здоровья общества, реализуют проекты, в том числе совместные, социальной направленности – борьба с распространением наркотиков, благотворительная помощь нуждающимся, участие в воспитании подрастающего поколения и многое другое.

Свято-Троицкий храм Нижнего Тагила к празднику Пасхи подарил общеобразовательной городской школе № 48 полностью отремонтированный математический класс. Сотрудничество Свято-Троицкой церкви со школой продолжается не первый год. В конце 2002 года на средства этого же храма в школе был оборудован логопедический кабинет. При школе создан попечительский совет, в состав которого входит заведующий церковным хозяйством Свято-Троицкого Архиерейского подворья Сергей Владимирович Цебенко, клирик храма иерей Олег Шабалин, выпускник Нижне-Тагильского педагогического института проводит с учащимися школы занятия по «Основам православной культуры» и «Этике и психологии семейной жизни».

Проводятся занятия по Закону Божьему во вспомогательной школе №16 и в общеобразовательной школе № 32.

На средства храма организуются паломнические поездки по святым местам Урала, для детей.

Храм окормляет православный детский сад, в котором воспитываются 15 детей. Регулярно, один раз в неделю дети посещают храм, где в соответствии с программой православного воспитания детей им преподают основы Православной культуры для самых маленьких. Детки ходят на Богослужение и причащаются. Руководит «Малышкиной школой» Баландина Татьяна Владимировна, благодаря ее кропотливой работе и по ее инициативе совместно с усилиями Свято Троицкого Архиерейского подворья по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского – Викентия удалось осуществить проект создания негосударственного психолого-педагогического центра «ГЕНИЙ» Екатеринбургской епархии.

При храме работает православная библиотека, фонд которой насчитывает более 2500 экземпляров книг, брошюр, и журналов православной тематики. В библиотеке имеется большое количество периодических епархиальных изданий, а также ряд аудио и видеокассет православного содержания.

До недавнего времени Церковная трапезная кормила всех нуждающихся прихожан, на сегодняшний день эта деятельность временно приостановлена по ряду уважительных причин.

Уже много лет ведется активное сотрудничество между Свято-Троицким Архиерейским подворьем и Центром социального обслуживания Пригородного района. Храм оказывает финансовую поддержку при организации многих проводимых Центром мероприятий и праздников для малоимущих семей, инвалидов и детей детских домов.

Благотворительная помощь оказывается и некоторым исправительным учреждениям.

В апреле 2007 года прошла в Екатеринбургской епархии презентация фонда профилактики алкогольной зависимости «Победитель пороков». Фонд создан на базе штаба нижнетагильского отряда филиала ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Представители фонда рассказали, что безопасность стратегически важного объекта, каким является железная дорога, требует строгой дисциплины, особенно при обращении с оружием и внештатных ситуациях. На пьяную голову или с похмелья не получится нормально охранять и сопровождать грузы в составах повышенной опасности, и это хорошо понимают в отряде железнодорожной охраны. Толчком к созданию фонда стала конференция «Семья. Демография. Трезвость», прошедшая в администрации Нижнего Тагила. И теперь в новую организацию вступают многие сотрудники отряда и представители других силовых структур Нижнего Тагила - милиции, спецназа, подразделения МЧС. Основными целями фонда «Победитель пороков» является формирование устойчивости к алкогольной зависимости у детей и молодежи, распространение достоверных научных знаний о вреде алкоголя среди населения, рассказали в Епархии [56].

С 25 по 27 декабря 2009 года в Гипермаркете «Ашан», центра «Мега», города Екатеринбург, проводилась благотворительная акция «Подари радость на Рождество». В акции приняли участие 5 организации: фонд «Милосердие» при отделе социального служения епархии, Областной медицинский колледж, Фонд поддержки молодежных инициатив, центр социальной помощи семье и детям города Богданович и гипермаркет «Ашан». У каждой из этих организаций есть, свои благотворительные проекты. В этом году поздравить с рождеством христовым всех своих подопечных организаторы не смогут, поэтому решили обратиться за помощью к горожанам и провести акцию «подари радость на рождество». Цель проведения акции – сбор рождественских подарков, необходимых вещей и денежных средств для детей-сирот, одиноких стариков, инвалидов, детей из малоимущих семей. Уникальность акции в том, что каждый человек имеет возможность ЛИЧНО поучаствовать и сделать как бы подарок самому Родившемуся Христу. Студенты Медицинского колледжа активно откликнулись принять участие в благом деле. Для привлечения требовалось 90 добровольцев, но отозвалось на много больше. Это очень радует почему, потому что колледж готовит будущих врачей, медицинских сестер, которые учатся сострадать, участвовать, помогать. Они призывали покупателей приобрести что-то и для людей неимущих. Оплатив покупки, каждый желающий мог положить свой подарок в специальные тележки, возле которых стояли сестры милосердия. Все подарки были переданы социальному отделу, и распределены нуждающимся.

- в Богадельню – приют для одиноких стариков и инвалидов

- в Специализированный дом ребенка № 5

- в травматологическую больницу № 36

- в Центр социальной помощи семье и детям г. Богданович

- в Патронажную службу фонда «Милосердие»

- в детское отделение Областной психиатрической больницы № 1

- в Противотуберкулезный детский диспансер.

За три дня проведения акции было собрано: - 234 тысячи рублей, 1147 предметов одежды, 1136 предметов гигиены, 959 игрушек, 931 предмет канцелярских товаров, 796 пачек шоколада, 737 упаковок конфет и печенья, 374 единицы детского питания (соки, пюре, каши), 340 упаковок бакалейных продуктов, 224 упаковки детских подгузников, 91 коробка сока, 89 банок консервов, 2 больших мешка фруктов, один мобильный телефон, одна машинка для стрижки. Скоропортящиеся продукты – йогурты, соки, фрукты, торты, пирожное – были собраны в количестве 244 единиц и доставлен

- вечером 25 декабря – в Кризисный центр помощи семье и детям г. Богданович

- вечером 26 декабря – в Богадельню (приют для одиноких стариков и инвалидов)

- днем 27 декабря - в Детский реабилитационный Центр Фонда «Город без наркотиков»

- вечером 27 декабря – в Богадельню.

Акция «Подари радость на Рождество!» удалась. И не только материальный ее результат, что тоже немаловажно. Удалось напомнить людям благополучным о людях обездоленных и пробудить сострадание. Удалось подарить многим и многим опыт деятельного милосердия (может быть, первый в жизни – и, дай Бог, не последний). Удалось получить бесценный опыт взаимодействия и взаимовыручки. Удалось превратить шопинг в доброе дело. Удалось победить статистику. Удалось преодолеть кризис милосердия. Удалось подарить радость на Рождество [57], (прил.1). В Екатеринбурге и городах Екатеринбургской епархии наиболее распространены были такие формы благотворительности как детские приюты, и сиротско - воспитательные дома, комитеты по призрению нищих и бедных, дома престарелых, богадельни, ночлежные дома и др. Проводились выдачи денежных пособий нуждающимся, в том числе погорельцам.

Святые отцы говорят, что у молитвы есть два крыла. Одно крыло - пост, а другое - милостыня. Поэтому к физическим и духовным упражнениям необходимо прибавить и упражнения благотворительные, то есть упражнения души в делах милосердия. Причем, это касается не только милостыни как некоторого материального пожертвования на нужды несчастных. Игумен Никон (Воробьев) писал: «Гораздо дороже милостыня духовная, она состоит в том, что человек вместо осуждения ближних жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их» [11,29]. Мы, действительно, чаще воспринимаем милосердие сугубо практично и материально: помочь если не деньгами, то одеждой, продуктами питания. А ведь милостыня может быть разной: личное время, потраченное не на себя, а на другого человека, доброе слово, участие в каком-то полезном деле, которых в любом приходе предостаточно. Нужно только спросить себя «кто мой ближний? Кому нужна моя помощь?» Это может быть помощь одиноким старикам, которые не выходят из дома и не могут самостоятельно вести быт, приготовить обед, вымыть пол или перестелить постель. Нужно просто найти некоторое время на неделе и подарить заботу и внимание человеку, который так в этом нуждается. Это может быть помощь инвалиду-колясочнику, который не имеет возможности самостоятельно добраться до храма - добрый самарянин, выделив полчаса до службы и полчаса после службы, мог бы заехать за таким человеком на своем «ослике»-машине и довезти его до храма. Это может быть доброта по отношению к детям-сиротам, с которыми нужно гулять, играть, общаться. В детских больницах постоянно находятся отказные детки, которым необходим уход и внимание. Это может быть материальная и профессиональная помощь бездомным и пациентам патронажной службы. Не всегда у медперсонала или социального работника хватает времени, чтобы поговорить с человеком, выслушать, утешить его. Но беда в том, что активных людей гораздо меньше, чем людей, нуждающихся в помощи.

 Подводя итог можно утверждать, что на Урале благотворительность получила широкое распространение с периода проведения реформ Александра II. Особенное внимание ей уделялось в городах Екатеринбургского уезда. Анализ имеющейся литературы показывает, что в последней трети XIX, начале XX веков благотворительность приобрела значительный масштаб во многом благодаря тесному взаимодействию органов городского самоуправления, общественных организаций и Православной церкви. В целом можно сказать, что все формы благотворительности легко укладывались в особенности мировоззрения преимущественно православных людей того времени.