История еврейского народа

Иудаизм и Еврейский Народ

Начало еврейскому народу дали скотоводческие племена, кочевавшие по Среднему Востоку. В 13 веке до н.э. они начали переселяться на земли, принадлежащие сегодня государству Израиль, оседать там и строить селения и города. Центром государственности евреев всегда был Иерусалим, священное место, где находился Храм. Окончательно сформировавшиеся в эту эпоху религиозные каноны иудаизма требовали строгого соблюдения нравственных норм, личной ответственности, терпимости и социальной справедливости.

Иудеи веровали в Единого Бога, не признавали человеческих жертвоприношений и совершали общественные богослужения. Многое из религиозного учения иудаизма было впоследствии унаследовано христианством и исламом и оказало влияние на другие религии и культуры. Иудеи никогда не приветствовали перемены религиозных убеждений, но всегда принимали в свое общество неофитов, переходящих в иудаизм из других религий.

За две тысячи лет жизни евреев в рассеянии, в Диаспоре, иудаизм претерпел немало изменений. В нем появилось множество самых различных течений: и чисто мистические, такие, как Кабалла, искавшие таинственный смысл в библейских текстах; и движения религиозных мистиков, вроде хассидов, ставивших выше учености и научного познания бесхитростность веры и глубину религиозных переживаний; и рационалистические богословские школы, объяснявшие откровения Священного Писания с логической и исторической точек зрения.

Иудейские общины в Диаспоре создавали ту структуру, которая позволяла евреям жить в соответствии с требованиями Закона: у них были свои синагоги, школы, бани, лавки, в которых продавали кошерную пищу. Эти общины, рассеянные по разным странам, жили замкнуто, не поддерживая между собой почти никаких контактов. Но все они пользовались одними и теми же библейскими текстами, возносили одни и те же молитвы, подчинялись одним и тем же религиозным канонам.

Однако по мере того, как евреи получали равные с другими права, замкнутые рамки общин постепенно разрушались, и иудаизм терял свою объединяющую силу. Новые религиозные течения все больше отступали от иудейской традиции. В тех странах, где не было никаких юридических или социальных препятствий, евреи начали ассимилироваться, и многие полностью растворились в принявших их в свое лоно обществах. Но после геноцида, после массового уничтожения евреев фашистами, идея общности истории и судьбы вновь овладела их умами.

Еврейская Диаспора и Израиль

Первые еврейские общины за пределами Израиля появились во времена Вавилонского пленения (700 г. до н.э.). Кроме того, евреи обосновались на Аравийском полуострове и в Египте. После еврейских восстаний против римлян (66-135 гг н.э.) евреи вообще были изгнаны из Иерусалима и Иудеи. Во времена византийских императоров (324-640 гг н.э.) в Израиле насаждалось христианство и было принято множество антииудейских законов. К 6-му веку евреи на своей собственной земле стали религиозным меньшинством. После арабского завоевания численность еврейского населения сократилось еще больше. Таким образом, ко времени первых крестовых походов (11 век) в Израиле осталось всего несколько тысяч евреев.

На протяжении столетий евреи были единственным национально-религиозным меньшинством в тех странах, где они оседали. Они жили замкнутыми общинами, отгородившись от местного населения целым сводом особых законов и ограничений. Между собой они общались на иврите или на различных диалектах, представлявших смесь иврита с местными языками: так средне-и восточно-европейские евреи, изначально осевшие в Германии, говорили на идише; Сефардим - евреи, переселившиеся в Испанию, - на иудейско-испанском; евреи стран Магриба - на иудейско-арабском.

Однако, несмотря на то, что еврейские общины Диаспоры должны были жить в обособлении, они перенимали множество обычаев своего культурного окружения. Кроме того, посредством смешанных браков в общины повсеместно проникали представители других национальностей, а сами евреи порой переходили из веры отцов в христианство или ислам. Таким образом, евреи Диаспоры принадлежали к двум культурам (например, иудейской и арабской) и внешне мало отличались от местных жителей.

В исламских странах, в Испании и Португалии, несмотря на все ограничения, еврейские общины процветали как в культурном, так и в экономическом отношениях. Что же касается христианской Европы, то там периоды притеснений, гонений, стихийных еврейских погромов сменялись периодами относительного спокойствия и даже благоденствия. Этим объясняется различие религиозных традиций и обычаев, сложившихся на протяжении столетий у средне- и восточно-европейских евреев и Сефардим.

С отменой рабства, провозглашением гражданского равенства и секуляризацией евреи начали полностью ассимилироваться с теми обществами, в которых столетиями жили их предки. Для многих из них название "иудей" осталось лишь признаком национальной и культурной принадлежности. Однако в 19 веке возникло движение еврейских националистов - сионизм, выдвинувшее идею возвращения евреев в Израиль и восстановления еврейской государственности. Идее этой суждено было воплотиться в жизнь в 1948 году. С тех пор в Израиль переселились миллионы евреев. И все же большинство по-прежнему остается в Диаспоре.

Первый Крестовый Поход

Первые 700 лет христианской эры еврейские общины в Европе редко подвергались опасности прямого физического уничтожения. Однако после того, как в 1095 году папа Урбан призвал христиан освободить Иерусалим от мусульман, ситуация резко изменилась.

Грозным смерчем пронеслись крестоносцы по долинам Рейна и Дуная, сея смерть и разрушение в обосновавшихся там еврейских общинах. "Разве, отправляясь сражаться с неверными в Святую Землю, мы не должны искоренить их сначала у себя за спиной?"- говорили воины Христовы.

25 мая 1096 года жертвами еврейского погрома в германском городе Вормсе стало 800 человек. Смерть их была столь ужасна, что многие евреи предпочли наложить на себя руки, чтобы избежать мучений. В Регенсбурге евреев "крестили", сбрасывая живыми в Дунай. В Майнце, Кельне, Праге и многих других городах были вырезаны тысячи евреев, а их имущество тут же разграблено.

Сто лет продолжались крестовые походы, и каждый сопровождался резней и грабежом евреев. После крестовых походов статус евреев - людей второго сорта был закреплен в христианской Европе как церковным, так и гражданским законодательством. С тех пор притеснения преследовали евреев вплоть до 18 века

Формы Дискриминации

В 1215 году папа издал указ, повелевавший всем евреям носить на одежде особые знаки отличия, чтобы никто не мог спутать иудея с христианином. Этой мерой церковь стремилась оградить верующих от общения с евреями. Знаки отличия в разных странах были разными. Где-то евреям предписывалось нашивать на платье желтые или красные метки, где-то - носить остроконечные шляпы, прозванные в народе "еврейскими".

Но не только одежда выделяла евреев из христианской среды. Их все чаще вынуждали жить в насильственной изоляции, за высокими стенами гетто. А поскольку расширять территорию гетто запрещалось, то жить евреям, естественно, приходилось в невыносимой скученности и тесноте.

Но самые далеко идущие последствия имело нарушение одного из основных прав человека: евреи лишались права на постоянное проживание в том или ином городе или деревне. В силу сложившихся исторических условий, евреи все чаще вытеснялись из самых разнообразных сфер деятельности и были вынуждены ограничить свои занятия главным образом торговлей и денежными делами. В крупные города их допускали на ограниченное время, да и то лишь тогда, когда экономическая ситуация требовала расширения торговых операций и кредита. Причем с евреев взымались особые, дополнительные налоги. Однако стоило экономическому положению выровняться или местным коммерсантам залезть в долги, как евреям тут же отказывались продлевать вид на жительство. Зачастую их просто изгоняли.

Многие еврейские общины облагались налогами в пользу короля или князя, обещавшего им "протекцию". В германских княжествах евреи считались "собственностью" императора, который продавал право взымать с них налоги местным князьям и епископам. В результате евреи зачастую попадали в "клещи" между интересами горожан, для которых они были опасными конкурентами, и местных князей, заинтересованных в том, чтобы получить побольше налогов со "своих" евреев.

«Ростовщичество»

С середины Средних веков начался расцвет городов и торговли. Традиционно еврейские сферы экономической деятельности стали постепенно отходить другим группам населения. Ремесленники объединялись в гильдии. Только членам гильдии разрешалось заниматься данным ремеслом, а чтобы вступить в нее, нужно было поклясться на Библии, поэтому для евреев доступ в гильдию был закрыт.

В Западной и Центральной Европе, евреи постепенно оттеснялись от своих обычных занятий. В конце концов у них остались лишь торговля и ростовщичество. Большинство еврейских общин обеднело и лишь немногим удалось удержаться на плаву. Поскольку Церковь запрещала христианам давать деньги в рост под проценты, а на экономические нужды постоянно требовались кредиты, евреи зачастую оказывались единственными, у кого можно было получить ссуду. Естественно, деньги они давали под большие проценты: слишком велик был риск и давал себя знать недостаток капитала.

Постепенно слово "еврей" стало идентифицироваться со словом "ростовщик". Второй стереотип, порожденный теми же экономическими обстоятельствами: еврей- мелочный торговец, сбывающий подержанный товар и разное старье. Эти два полярных образа - безжалостного и скаредного ростовщика и жуликоватого лоточника - сохранились до нашего времени, хотя сегодня мало кто помнит, что оба они были рождены религиозной нетерпимостью и экономическими условиями

Еврейская Община

Центром жизни евреев Диаспоры всегда была община. В Средние века общины эти были, как правило, небольшими, объединявшими не более одной дюжины семей. Правда, в крупных городах они иногда разрастались до нескольких тысяч человек.

Исключенные из феодальной иерархической структуры, евреи пользовались значительной свободой в самоуправлении. Общины собирали деньги для уплаты налогов за содержание кладбищ и синагог, на содержание раввинов и учителей, на помощь беднякам, нуждавшимся в крове и куске хлеба. Управлялась община старейшинами, избранными в результате голосования. Устав общины также утверждался всеми ее членами.

Преступления, совершавшиеся членами общины против своих собратьев, равно как и все юридические споры, рассматривал суд раввинов. Ни тюрем, ни полицейского аппарата в общинах не было. Поэтому суд мог присудить виновному либо выплату штрафа, либо временное или постоянное исключение из общины. [1]

Чтобы облегчить своим членам соблюдение правил кошерной пищи, община содержала собственную бойню, где коровы, козы и овцы с курами забивались в строгом соответствии с предписаниями Закона. Кроме того, каждая община обязательно строила баню, чтобы было где совершить ритуальное очистительное омовение. Крупные общины могли позволить себе содержание духовных училищ для изучения Торы и Талмуда и подготовки раввинов[2]

Изгнание и "Черная Смерть"

После крестовых походов на евреев начались гонения повсеместно. Их изгоняли целыми общинами. В 1290 году всем евреям - 16.000 человек - было приказано покинуть Англию. Только в 17 веке там снова начали появляться еврейские общины. В 1306 году евреи были изгнаны из Франции.

Гонениям, как правило, предшествовали обвинения в ритуальных убийствах и антиеврейские волнения. Играя на этих настроениях, местные правители, городские магистраты и богатые купцы старались избавиться от ростовщиков-евреев, которым они успели сильно задолжать, а заодно и расправиться с нежелательными конкурентами. Здесь, как и в решении допустить евреев в тот или иной город для занятий торговлей и ростовщичеством, главную роль играли экономические интересы.

В 14 веке страшное бедствие обрушилось на Европу: началась эпидемия чумы. С 1348 по 1350 годы болезнь унесла миллионы жизней - треть населения.

А поскольку истинных причин бедствия никто не знал, жители всех охваченных чумой стран тут же обвинили во всем чужестранцев, путешественников, и, конечно же, членов единственного нехристианского меньшинства, - евреев. Люди верили, что еврейские общины мстят за десятилетия гонений, отравляя колодцы и источники.

По мере того, как эпидемия ширилась, перекинувшись из Испании и Италии на север - от Англии до Польши, - более 300 еврейских общин подверглось нападению, тысячи евреев были сожжены у позорных столбов или убиты. Из германских княжеств были изгнаны почти все еврейские общины.

После того, как в конце 15 века евреи Испании и Португалии были поставлены перед выбором: изгнание или насильственное крещение, распались самые высокоразвитые еврейские общины на Иберийском полуострове. Евреи были вынуждены его покинуть. Изгнание еврейских общин продолжалось в Европе вплоть до конца 19 века.