История женского образования

В связи с неравноправным общественным положением женщины возникла самостоятельная отрасль образования – женское образование.

По данным словаря [8] в Античной Греции, Античном Риме девочки воспитывались исключительно в семьях. Их обучали домашним работам, танцам, пению. В Спарте у девочек существовало физическое воспитание наравне с мальчиками. В средние века начиная с 8 в., девочкам давали образование только в школах при женских монастырях, в которых давался минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. В этих школах обучались также девушки из знатных семей, намеревавшиеся вернуться к светской жизни. С 11 в. некоторые мирские женские братства (бегинки и др.) создавали школы для девочек. В 16 в. новые монашеские ордена (урсулинки, салезианки, «английские девицы» и др.) выдвинули на первый план своей деятельности воспитание и обучение девочек.

Эразм Роттердамский развивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры, считая изучение классической литературы основой женского образования. Я. А. Коменский определил «материнскую школу» важнейшим звеном воспитания, и поэтому требовал равенства в образовании мужчин и женщин. Ф. Фенелон разработал систему образования женщины, подготовлявшую её к воспитанию детей и управлению домашним хозяйством. Эта система была принята к руководству в Сен-Сирском училище, закрытом учебном заведении для французских дворянок, которое стало первой женской школой, открытой на государственные средства (1686). В Германии с 16 в. создавались городские школы для девочек, а в 18 в. стали появляться средние учебные заведения — «высшие школы для девушек», но число их было невелико. В Великобритании школьное образование для девочек стало доступно только с 18 в. в так называемых благотворительных школах, программа которых ограничивалась обучением грамоте и катехизису.

Во Франции в 18 в. Ж.-Ж. Руссо и другие в своих сочинениях поднимали вопрос о женском образовании, которые отражались в многочисленных проектах реформ образования. Во время Великой французской революции в 1791 Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в котором впервые была высказана мысль о ремесленных школах для женщин. М. Ж. А. Н. Кондорсе считал, что бесправие женщины не может быть оправдано ни её физическими, ни её нравственными качествами, поэтому в 1792 он выдвинул новый проект женского образования. Практических последствий эти проекты не имели.

Серьезные изменения в женском образовании произошли в течение 19 в., связанные с распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего начального образования. Широкое применение получило совместное обучение детей обоего пола в начальной школе. Система среднего женского образования сложилась только лишь во 2-й половине 19 в. и развивалась двумя путями. В США, Нидерландах, скандинавских странах, в некоторых кантонах Швейцарии девушки были допущены в общие средние учебные заведения. Во Франции, Германии, Великобритании и других странах открылась сеть разнообразных средних учебных заведений для девушек, в основном на частные средства. В 1-й половине 20 в. происходило постепенное сближение (а в ряде стран и слияние) женской школы с мужской. Одновременно развивалось и высшее женское образование. Первым открыл свои двери для женщин небольшой колледж «Оберлин» в штате Огайо (США) в 1833. Широкое развитие высшего женского образования получило с 1860-х гг., когда ряд университетов США начали принимать женщин наравне с мужчинами. В Европе с 1867 предоставил женщинам права студентов Цюрихский университет, в котором первыми студентками были русские женщины. В конце 60-х гг. стали доступными для женщин и другие университеты Швейцарии. В 70-х гг. женщины получили право обучаться в университетах Франции, Швеции, Дании, Италии; в 80-х гг. — Великобритании, Бельгии, Норвегии, Румынии; на рубеже 19—20 вв. — Греции, Германии, Болгарии, Сербии. В начале 20 в. женщины в развитых странах получили повсеместный доступ в высшие учебные заведения (и всё же в ряде стран с некоторыми ограничениями). Высшие школы, предназначенные исключительно для женщин, существовали в немногих странах (преимущественно в США и России).

Женское образование в России

Первое упоминание об обучении девочек в Древней Руси относится к 11 в.: в 1086 Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Евфросиния в основанных ею женских монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок. С начала 17 в. домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых обучались и девочки. В 1724 было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем и в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 в. в России появились частные пансионы (в том числе женские), содержавшиеся иностранцами. Началом общественного женского образования принято считать 1764, когда в Петербурге по проекту И. И. Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц (200 чел.) и при нём в следующем году организовано «мещанское отделение» (240 чел.). Главной задачей этого учреждения было воспитание, наукам внимания не уделялось.

В 1786 были созданы народные училища (малые и главные), в которые принимались дети обоего пола, но обучение девочек в общественных школах считалось делом «непристойным» (Г. Р. Державин). В основном в этих училищах в 1786—96 учились мальчики (девочек было только 12,6 тыс., т.е. в 13 раз меньше, чем мальчиков). Поэтому к 1810 в уездных училищах и гимназиях девочек совсем не стало.

В 1-й половине 19 в. женское образование строилось по сословному принципу. В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых учебных заведений для девочек (женских институтов). В 1844 все женские учебные заведения ВУИМ были разделены на 4 разряда. Для каждого из них была выработана своя учебная программа соответственно назначению воспитывающихся в них девиц. В учебных заведениях 1-го разряда (институты Смольный, Патриотический, училища св. Екатерины и большинство губернских институтов) и 2-го разряда (Павловский институт, Александровские училища в Петербурге и Москве, Дома трудолюбия в Петербурге, Москве и Симбирске, институты в Астрахани и Иркутске) воспитывались дочери дворян, основное внимание уделялось иностранным языкам. В училищах 2-го разряда было расширено преподавание искусств и рукоделия за счёт наук. Заведения 3-го разряда (школы Патриотического и Человеколюбивого обществ и др.) предназначались для мещанок, главное внимание обращалось на рукоделие и женские ремёсла, сведения по русскому языку и арифметике сообщались лишь самые элементарные. 4-й разряд составляли сиротские дома и повивальные институты.

С 1843 создавались женские духовные учебные заведения. Духовные училища имели 6-летний курс (первоначально 3 класса, затем 6 классов). Девочки из крестьянских семей имели право посещать только приходские школы.

Начало женскому образованию всех сословий было положено в годы общественного подъёма накануне крестьянской реформы. В 1858 одновременно в двух ведомствах (ВУИМ и МНП) возникли открытые средние женские учебные заведения. По инициативе Н. А. Вышнеградского были открыты Мариинское училище для приходящих учениц в Петербурге, затем и другие одноимённые училища (в 1862 переименованные в мариинские гимназии). Тогда же было утверждено «Положение о женских училищах ведомства МНП», по которому создавались училища 2 разрядов: с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 первые переименованные в гимназии (курс увеличен до 7 лет), вторые — в прогимназии (получили возможность иметь свыше 3 классов). Во всех гимназиях предусматривалось устройство 8-го (педагогического) класса. Состав преподаваемых предметов в гимназиях обоих типов в основном совпадал.

С 1860 в столичных, а затем и в губернских женских институтах устанавливался 7-летний курс при семи классах. Это дало возможность увеличить число уроков по отдельным предметам и включить в учебный план институтов 1-го и 2-го разрядов педагогику, ввести преподавание естественной истории и расширить курс по некоторым предметам в институтах 2-го разряда. В 1905 программы женских институтов и мариинских гимназий были унифицированы.

По данным переписи 1897, в городах России грамотными было только 12,4% женщин, в сельской местности — всего 8,6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин. Сведения о состоянии начального женского образования в России 2-й половины 19 — начале 20 вв. см. в табл. 1.

Табл. 1 Начальное женское образование в России

1856 1896 1911
Число учащихся девочек, тыс. 36,9 810,3 2130,1
% к числу всех учащихся 8,2 21,3 32,1
% к женскому населению 0,1 1,3 2,6

К 1911 система среднего женского образования в России складывалась из бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ и частные гимназии) и сословных учебных заведений (женские институты, епархиальные женские училища и женские училища духовного ведомства). Имелись также учебные заведения (все открытые), дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП (число которых сокращалось в связи с преобразованием в гимназии), мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ (36, и только в Киевском учебном округе). С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.

В конце 19 — начале 20 вв. получило развитие среднее специальное женское образование — сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин с начала 19 в. осуществлялось в пепиньерских и педагогических классах женских институтов ВУИМ. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863 на базе педагогического класса (созданного в 1860) петербургской Мариинской гимназии. Педагогические классы открывались при министерских, мариинских и частных гимназиях и епархиальных училищах [к 1 января 1915 в 8-х (пед.) классах 913 женских гимназий обучалось около 20 тыс. девушек]. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами. Широкой известностью пользовалась частная женская учительская школа П. П. Максимовича в Твери (открыта в 1870), а также школы в Самаре, Казани, Петербурге, Костроме. Значительное число женщин получало право учить детей, сдав экзамен на звание домашней учительницы при учебном округе. В 60- 70-е гг. 19 в. сложилась система высшего педагогического женского образования.

Первым кратковременным опытом высшего женского образования явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии академика А. И. Шерера в Петербурге в 1823. В годы общественного подъёма (1859—61) женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский университетт, а в 1862—64 — Медико-хирургическую академию. В 1863 в ответ на запрос МНП большинство университетов (за исключением Московского и Дерптского) высказалось за предоставление женщинам права на высшее образование. Однако по уставу 1863 доступ женщинам в университеты не был разрешён. В 1867 петиция Е. И. Конради о разрешении женщинам посещать университет получила одобрение 1-го съезда естествоиспытателей. Прошение свыше 400 женщин, поданное ректору Петербургского университета в 1868 по инициативе М. В. Трубниковой, А. П. Философовой и Н. В. Стасовой, получило поддержку. Правительство разрешило открытие частных курсов по программе мужских классических гимназий (в 1869 — Лубянские в Москве и Аларчины в Петербурге).

В 1870 были открыты Владимирские курсы в Петербурге («публичные лекции для мужчин и женщин» по словесным и естественным дисциплинам). В 1872 при поддержке Д. А. Милютина открылись Курсы для образования учёных акушерок, программа которых постепенно была расширена до университетской. Тогда же в Москве возникли Высшие женские курсы В. И. Герье, а в 1878 Петербургские высшие женские курсы, возглавляемые проф. А. Н. Бекетовым (неофициальное название — Бестужевские курсы). Во 2-й половине 70-х гг. 19 в. открылись Высшие женские курсы в Казани и Киеве. В 1886 приём на женские курсы был повсеместно прекращён и в следующем году все они, кроме Бестужевских, были закрыты. В 1897 в Петербурге был открыт женские медицинский институт, в 1904 принятый на госбюджет; в 1903 — женский педагогический институт, созданный на основе женских педагогических курсов ВУИМ. С 1900 стали вновь открываться Высшие женские курсы в Москве (1900), Одессе (1903, высшие педагогические, с 1906 высшие), Петербурге (1903; естественно-научные). В годы Революции 1905—07 женщины были допущены в качестве вольнослушательниц в университеты (разрешение вновь отменено в 1908); высшие женские курсы получили автономию наравне с другими высшими учебными заведениями.

В 1905—1910 открылись высшие женские курсы в Киеве, Казани, Харькове, Тбилиси, Юрьеве, Новочеркасске, Томске, Варшаве; на курсах возникали новые факультеты: юридический, экономический, коммерческий, физической культуры; создавались специальные высшие женские курсы — технические и сельскохозяйственные. Женщины получили доступ в некоторые общие высшие учебные заведения: петербургский Психоневрологический институт, юрьевские частные университетские курсы. С 1913/14 учебного года уроженкам Сибири разрешено поступать на медицинский факультет Томского университета. В 1914 в России было около 30 высших женских учебных заведений, из них 2 (Петербургский женский медицинский институт и женский педагогический институт) были государственными. В 1911/12 учебном году в высших женских учебных заведениях обучалось 25 тыс. женщин.

После Октябрьской революции в ходе становления новой системы образования значительное внимание уделялось ликвидации неграмотности и малограмотности среди женского населения, их профессиональной подготовке, в том числе в школах фабзавуча, профессионально-технических школах и на курсах, обучению женщин в техникумах, на рабфаках, в вузах. Для предоставления женщинам, имеющим детей, возможности посещать вечерние рабфаки, кружки, вводился гибкий график работы яслей, при клубах создавались детские комнаты и т. д.

По данным переписи 1926, неграмотные женщины составляли 65,6%. В средне-азиатских республиках уровень грамотности женщин был еще более низким. Учитывая местные бытовые особенности, в Средней Азии создавались специальные женские учебные заведения. В школах проводились занятия по рукоделию, ковровоткацкому и портняжному делу. Для девочек, обучавшихся в первых советских школах, установлен ряд льгот.

С 1929 в технических вузах и техникумах принимали в первую очередь из рабочих и бедняцко-батрацких семей (25% мест в химических, текстильных и сельскохозяйственных вузах; от 6 до 10% — в прочих индустриальных вузах и 25% — в техникумах). В 1930 предполагалось при поступлении в ШКМ, совхозуча, колхозуча и профшкол принимать не менее 30- 40% девушек-колхозниц и работниц совхозов.

В результате политики всеобщего обязательного обучения, открытия большого числа средних общеобразовательных профшкол, средних специальных и высших учебных заведений уровень женского образования в СССР фактически сравнялся с уровнем образования мужчин.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 706 женщин с высшим и средним (полным и неполным) образованием, в том числе с высшим — 94 женщины, со средним — 612 женщин. В СССР создана единая система высших педагогических учебных заведений без разделения на мужские и женские. Для привлечения к педагогической деятельности женщин Казахстана и Киргизии, учитывая исторически сложившиеся особенности народов и местные условия, были созданы (1944, 1952) женские педагогические институты. Структура, содержание и методы работы в них не отличались от других педагогических институтов. В 1988/89 учебном году в СССР в составе студентов высших учебных заведений было 54% женщин, в составе учащихся средних специальных учебных заведений — 57% женщин.

Женское образование в зарубежных странах

После 2-й мировой войны рамки общего среднего образования женщин расширились. Число девочек, обучающихся в общих средних школах Великобритании, Франции, США, Дании, Швеции и некоторых других стран, приблизилось к числу мальчиков — учащихся этих школ (табл. 2). Однако в большинстве развитых зарубежных стран девочки из состоятельных семей по-прежнему обучаются в платных (чаще закрытых) частных женских школах. Специальные школы для девочек сохранились, например, в Швеции - так называемая муниципальная средняя школа для девочек, где особое внимание уделяется домоводству, в Швейцарии — высшая средняя женская школа с включением в программу большого количества «женских» предметов.

Табл. 2 Девочки в числе учащихся по уровням образования (%, по данным ЮНЕСКО)

Начальное Образование Среднее Образование Высшее и среднее спец. образование
1960 1970 1980 1960 1970 1980 1960 1970 1980
Развитые Страны 49 49 49 49 49 50 35 41 46
Развивающиеся страны 39 42 44 28 34 39 24 29 34