История изучения семьи

Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX в., когда вышла в свет книга швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право», поразившая всех своей оригинальностью. Бахофен проанализировал классическую литературу древности как исторический источник по истории семьи и одним из первых увидел, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины. В соответствии с этим Бахофен толкует «Орестею» Эсхила как драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом и возникающим отцовским. Открытия Бахофена означали целую революцию во взглядах на семью как на неизменный, установленный божественным промыслом союз [13].

Совершенно независимо от Бахофена занимается предысторией семьи английский юрист и историк Джон Фергюсон Мак-Леннан, главное сочинение которого «Первобытный брак» появилось в 1865 г. Мак-Леннан изучал ранние ступени брака на основании точных этнографических фактов из древнего быта греков, кельтов, германцев. Исследования Мак-Леннана подтверждали открытия Бахофена о первоначальном материнском праве.

Вслед за тем выступил Льюис Генри Морган с новым и во многих отношениях решающим материалом. Главное произведение Моргана «Древнее общество» появилось в печати в 1877 г. Морган по праву является основателем науки о семье. Гениальный ученый-самоучка Л. Морган, наблюдая общественное устройство американских индейцев, их семейный быт, создал целую новую отрасль социологии — науку о семье [13].

Особое место в его работах занимает концепция моногенизма — единства происхождения человечества, направленная против расистских теорий. С момента выхода в свет работы «Система родства и свойств в человеческой семье» на Моргана начались ожесточенные нападки. Особенно они усилились после публикации «Древнего общества». В этих произведениях впервые была разработана научная теория развития семьи. Учение Моргана опровергало догматы теологической антропологии о божественном происхождении семьи, единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений. Л. Морган впервые отнес семью к историческим категориям, выделив несколько последовательно сменивших друг друга форм семейно-брачных отношений — от группового брака до моногамии.

Начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером, классическая социологическая наука трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям. Контовская социология рассматривала семью как универсальный социологический элемент. По мнению основателя социологии О. Конта, общество образуется из совокупности семей. Семья — это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Важнейшая функция семьи - обеспечение преемственности поколений [12].

О. Конт выделял 4 основных типа отношений в семье:

1) отношения между супругами (взаимоуважение супругов);

2) отношения между родителями и детьми (почитание и уважение старшего поколения);

3) отношения между детьми (отношения равенства);

4) то, что Конт предполагал как «сложную систему господства и подчинения».

Рассматривая основные семейные отношения - между полами и между поколениями - Конт в патриархальном духе резко возражает против женского равноправия и всячески подчеркивает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины. Женщина, по его мнению, стоит ниже мужчин в интеллектуальном отношении, уступает она ему и по силе воли. Общественная роль женщины определяется ее эмоционально-моральными качествами - способностью к сплочению людей и их нравственному просветлению. Так же велика роль женщины в воспитании подрастающего поколения.

В семье, по мнению О. Конта, отражаются все общественные отношения: неравенства (между поколениями или полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда следует, что семья является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества.

Продолжая позитивистские идеи Конта, Э. Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок. У него семья представляется как устойчивое, основательное явление, подчиненное объективным законам бытия. Семья — это форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. Он подчеркивал важную роль семьи в системе общественной солидарности. Состояние аномии в обществе, по его мнению, наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи [12].

Знаменитый представитель классического направления социологии Макс Вебер не изучал семью как специальный объект социологического анализа, однако его методологические подходы оказались весьма плодотворными для социологии семьи. Методология Вебера, определившая четыре типа социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии.

Целерациональное действие ориентировано на ожидание других, оно предполагает рациональный расчет для достижения поставленной цели. Целерациональное поведение членов семьи выявляет мотивы их действий. Набор целей, которые ставит перед собой семья, универсален. Для обеспечения семейного благополучия нужно достигнуть материального достатка, здоровья всех членов семьи, психологического комфорта. В зависимости от конкретных социальных ролей каждого члена семьи ставится своя целерациональная задача.

Ценностно-рациональное действие у Вебера раскрывает средства достижения целей через ценностно-нравственные ориентиры, среди которых особое значение имеют представления о человеческом достоинстве, красоте, благочестии, правах человека и т. д. Вебер считал ценностно-рациональное поведение образцовым типом социального действия, имеющим культурно-исторические особенности. По его мнению, этот тип социального поведения особенно важен в системе семейного воспитания для выработки у подрастающих поколений чувства справедливости, долга, чистоты убеждений, сострадания и т. д.

Традиционное действие противопоставлено Вебером целерациональному поведению. Традиционное поведение основано на привычке, отличается автоматизмом и минимально опосредовано целеполаганием. Традиционное действие диктуется однажды усвоенной традиционной установкой, основанной на обычае, общепринятых нормах. Этот тип поведения особенно свойственен семейной сфере взаимодействия людей. Традиционное поведение, по мнению Вебера, окрашивает семейные отношения в национальные и субкультурные краски. Традиционное поведение личности вырабатывается в процессе семейной социализации.

Четвертый вариант социального действия в типологии Вебера - аффективное действие. Оно характеризуется доминирующим эмоциональным состоянием действующего субъекта: захватившей его любовной страстью или ненавистью, гневом, воодушевлением, страхом, восторгом и т. д. Главное в аффективном действии — стремление к удовлетворению страсти, владеющей индивидом, что исключает рациональный подход к достижению цели. В реальной жизни семьи, по мнению Е. Черняка, вряд ли преобладает какой-нибудь из четырех типов социального действия. Внутрисемейное взаимодействие представляет собой некий ''сплав'' всех типов поведения, при этом в зависимости от ситуации на первый план выступает тот или иной тип поведения.[3]

Марксистская социология связывает существование семьи на всем протяжении ее истории со способом производства. В марксистской трактовке вся социальная история связана с двояким отношением: производством средств к жизни посредством труда и производством жизни посредством рождения. Люди, ежедневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться.

Развивая материалистический взгляд на семью, Ф. Энгельс в своем знаменитом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждает, что определяющим моментом истории является производство и воспроизводство непосредственной жизни. С одной стороны — производство средств к жизни: предметов питания, одежды жилища и т. д., с другой — производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки каждой определенной исторической эпохи и каждой страны определяются этими двумя видами производства: ступенью развития, с одной стороны, — труда, с другой — семьи [12].

Существенным вкладом в социологию семьи является материалистический анализ предпосылок возникновения моногамии (единобрачия). Экономической основой появления моногамии, по мнению Ф. Энгельса, явилась победа частной собственности над первоначальной общественной. Поскольку частная собственность попала в руки мужчин, моногамная семья с самого начала связана с господством мужа, дети которого должны были наследовать его богатство. Моногамия явилась формой порабощения одного пола другим. Эта форма семейных отношений сделала громадный шаг вперед в очеловечивании сексуальных отношений.

Особенностью развития современного этапа социологии является социологический плюрализм, т. е. множественность направлений, из которых нам представляются наиболее значительными следующие: структурный функционализм, теория конфликта, феминизм и символический интеракционизм.

Структурно-функциональный тип социологической теории занимает доминирующее положение в мировой социологии. Выдающиеся представители функционализма — П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. Особое значение в функционалистских теориях семьи придается изменению функций семьи, которые происходили в течение последних двухсот лет. За этот период семья в связи с развитием промышленного производства перестала быть совместным кооперативным трудовым объединением. Члены семьи стали трудиться вне дома. В промышленном обществе исчезло строгое сословное закрепление семейного статуса. Введение системы массового образования изменило важнейшую функцию семьи — социализацию детей. Резко увеличилось число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.

С точки зрения функционализма, семья — стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым. Т. Парсонс считал, что все социальные системы, включая семью, обладают набором из четырех основных функций: адаптация, целедостижение, интеграция, латентность. Семья как социальная система должна быть так организована, чтобы совмещаться с другими системами. В классификационной схеме Т. Парсонса одно из первых мест занимают система родства, контроль сексуальных отношений и социализация.

Сторонники теории конфликта придают главное значение изучению возникающих конфликтов между членами семейного союза с одной стороны и семьей и обществом — с другой: семья рассматривается как микрокосмос, отражающий общественные конфликты. Согласно теории конфликта, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.

По мнению представителей конфликтологических теорий, конфликт есть обратная, неизбежная сторона интеграции. Избежать конфликта невозможно. Необходимо так разрешить конфликт, чтобы не разрушить систему. Умение правильно решать семейные конфликты — показатель жизнеспособности семейного союза. В противном случае конфликты дестабилизируют семью и приводят супругов к разводу [12].

В центре феминистической парадигмы стоит рассмотрение равных возможностей для мужчин и женщин. Феминистки различают биологический и социальный пол. Биологический пол означает биологические различия между мужчинами и женщинами. Эти различия не могут служить основанием для социокультурного неравенства. Социальный пол определяется совокупностью норм поведения для мужчин и женщин, связанных с социальными ролями и социальным статусом. Он исторически изменчив и различается в связи с культурной средой. Основная идея феминизма заключается в необходимости модификации социального статуса женщин. Сторонники теории феминизма считают, что общество узаконенного неравенства, которое выражается в монополии мужчин на власть, должно исчезнуть. В феминизме выделяют 2 направления:

1) радикальное, трактующее противоречие между полами как вариант классовой борьбы; с их точки зрения угнетение женщин носит универсальный характер во всех известных человеческих обществах;

2) социал-феменисткое, критически относящееся к теории радикального феминизма об универсальности угнетении женщин. Сторонники этого направления считают, что неравенство полов связано с общественным разделением труда. Они считают необходимым установление политики «равных возможностей», которая основана на идее маскулинизации (следования мужскому образцу).

Четвертое направление социологии семьи связано с символическим интеракционизмом, изучающим поведение личности. В русле интеракционистской идеи развивается современная социологическая теория обмена. Согласно этой теории взаимодействие людей есть обмен ценностями, имеющими социальную значимость. Рассматриваемое направление представляет собой синтез функционалистических и психоаналитических подходов изучения семьи. Особенно значительных научных результатов добился американский социолог Эрнст Бэрджесс, один из основателей чикагской школы. Его работы, посвященные семье («Предсказание удачного или неудачного брака», «Семья», «Ухаживание и брак»), дают представление о семье как о единстве взаимодействующих личностей. Бэрджесс пришел к выводам о том, что нестабильность семейных отношений, несоответствие образцов семейного поведения принятым в обществе нормам и ценностям свидетельствует о процессе качественных социальных изменений.

Влияние символического интеракционизма на социологию семьи, с точки зрения Е. Черняка, является определяющим. Именно представители этого направления выработали в социологии понятие первичных групп, к которым, прежде всего, относится семья. Семья как первичная группа универсальна, она представляет собой общий, всему человечеству присущий комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную среду человеческой жизнедеятельности. В отличие от вторичных групп, первичные группы относительно устойчивы и меньше подвержены изменениям, чем крупные объединения [13, с. 35].