История патронатного воспитания

Патронатное воспитание известно со времен античности.

В России история призрения сирот начинается еще в период оформления феодального государства – с 988 года. Издавна было принято брать детей-сирот в на воспитание в семьи. Прообраз патронатной семьи появился еще в 1768 году, когда Московским опекунским советом признается лучшей мерой предупреждения детской смертности в воспитательных домах передача их на воспитание в деревни за деньги. Екатерина II ввела понятие «патронат» (патронаж) в отношении сирот, что означало передачу детей для вскармливания в семью за 5 рублей в месяц. Все дети-сироты зачислялись в ведомство Воспитательного Дома, который осуществлял опеку над ними в течение всей жизни. Часть детей, преимущественно слабых, воспитывалась непосредственно в Доме, большинство же поступало в крестьянские семьи. Для наблюдения за жизнью детей в семьях Воспитательный Дом выделял специальных врачей и надзирателей, живущих постоянно в деревне. Плата на питание и содержание детей изменялась в зависимости от возраста. Однако деньги породили так называемый «питомнический промысел», когда крестьяне брали на воспитание сирот, практически не кормили их, эксплуатировали как рабов, а деньги, которые государство платило на содержание детей, использовали на нужды хозяйства. На тот момент эта модель была признана общественностью «позорным промыслом, которая делает из ребенка раба и ненавистника».[1]

Но и условия содержания детей в воспитательных домах приводили к смерти детей от голода и плохого обращения. Поэтому в 1811-1837г. на уровне правительства издаются указы о передаче детей по деревням и сокращении числа сиротских учреждений. В начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около 18 тысяч семей, в которых содержалось более 20 тысяч детей, лишившихся родительского попечения.[2] За это семьям выплачивались деньги из казны.

Но и этот эксперимент не решил проблемы призрения сирот, и за счет частной благотворительности стали открываться учреждения общественного питания, но под другим названием «приюты», «ясли».

После Октябрьской революции 1917 года, все дети были объявлены государственными, а воспитательный процесс был унифицирован. К середине 30-х годов детский дом был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим идеям воспитания детей того времени.

В XX веке развитие патронатного воспитания шло быстрыми темпами с конца Второй Мировой войны. В 1943 году патронатное воспитание было введено в законодательство. Был принят указ Наркомпроса, регламентирующий данную форму помещения в семью при разграничении ответственности за ребенка между органом опеки, воспитателем и кровными родителями. 7 мая 1948 года Управлением лечебно-профилактической помощи детям Министерства здравоохранения СССР были утверждены «Указания о порядке передачи детей на воспитание в семьи трудящихся».

За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей.

В 60-х годах по личному распоряжению Н. С. Хрущева профессиональная замещающая семья прекратила свое существование как форма решения проблемы сиротства в нашей стране практически до 90-х годов.

В 1994 году по инициативе Министерства образования Российской Федерации и благотворительной организации «Христианская Солидарность по Всему Миру» была создана рабочая группа, состоящая из специалистов (юристов, психологов, управленцев). Координация различных российских специалистов осуществлялась Центром Обучения и Исследований Проблем Детского Благосостояния (далее, Центром обучения), привлечение ведущих зарубежных экспертов в области семейного права, защиты детства и детского благосостояния осуществлялась благотворительной организацией Христианская солидарность по всему миру (президент – член палаты Лордов Англии баронесса К. Кокс). Целью рабочей группы стала разработка модели реформирования системы опеки и попечительства в Российской Федерации на основе признания безусловной ценности семьи, в первую очередь кровной, для воспитания ребенка. В 1994–1995гг. Министерство заключает ряд договоров с администрациями областей России, такими, как Калининградская область, Пермская область, Владимирская область, с целью проведения в этих регионах экспериментальной работы по новой модели.

За 1995–2000 гг. рабочая группа совместно с Московским комитетом образования и Минобразования, благотворительной организацией «Христианская солидарность по Всему Миру» провели 5 конференций и 10 рабочих семинаров для специалистов. Рабочая группа контактировала и консультировалась с 80 российскими специалистами и с порядка 150 управленцами из 10 Российских регионов. Рабочая группа изучила имеющийся зарубежный опыт, представленный специалистами Великобритании и США, результаты работы докладывались ежегодно на международных конференциях, таких как проводимых ЮНИСЕФ, International Foster Care Organization, International Child Welfare Forum, других.

В 1996г. в Центральном административном округе г. Москвы Московским комитетом образования был открыт детский дом № 19 «Наша семья», на базе которого впервые в России началась и производится апробация предлагаемой модели и патронатного воспитания. Работа детского дома продемонстрировала безусловный успех предлагаемых подходов. В семьи патронатных воспитателей устраиваются практически все дети, направляемые в детский дом, производится возврат детей родителям. За 4 года устроено в семьи 78 детей, возвращено в кровную семью – 20 детей, передано под опеку – 2 детей, на усыновление – 5 детей[3].

Рабочая группа разработала также пакет рабочих материалов по планированию работы по защите прав ребенка, по оценке ребенка, находящегося на попечении, по работе с гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью, разработан весь пакет документов о реформировании государственных сиротских учреждений в службы по опеке и попечительству, ряд других методических документов.

В 1998 –1999 гг. разрабатывается программа переподготовки кадров социальных работников для системы уполномоченных служб органов опеки и попечительства. В 1997г- 1998 гг. Московское бюро ЮНИСЕФ заключило договор с Центром обучения о создании уникальной тренинговой программы, которая впервые в Российской Федерации позволила бы подготовить работников, владеющих новым видением, убеждениями, навыками и умениями, необходимыми для практической работы служб органов опеки и попечительства.