История развития волонтерства

Для изучения феномена волонтёрства, который приобретает в последние годы всё большее звучание, как в общемировом, так и в российском социокультурном пространстве, следует начать с ретроспективного обзора данного социокультурного явления, выявления форм его проявления в исторической ретроспективе.

Волонтёрство (добровольчество) как социокультурное явление неразрывно связано с историей развития общества; оно имеет свои исторические предпосылки и цивилизационный опыт развития. Историю волонтерского движения трудно проследить, так как ранее точно никто не фиксировал действия подобного рода. Но во всемирной истории человечества не было такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. «Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие “социум”. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить»[47]. Нужно отметить, что религия, церковь всегда являлась мощным катализатором к занятию волонтёрской деятельностью, воспитывая в людях альтруистическое сознание, мотивировала тем самым к занятию добровольчеством.

Но только в ХХ веке, в социокультурном пространстве измученной войной и уставшей от индивидуализма Европы волонтёрское движение стало приобретать черты всеобщего социального феномена. «После Первой Мировой Войны, во Франции, под Страсбургом, был реализован первый волонтёрский проект по восстановлению разрушенных в ходе Войны ферм в местах наиболее ожесточённых боёв»[48]. Волонтёрами проекта стали молодые люди, граждане Германии и Франции. Материального вознаграждения за свою работу они не получили, однако были обеспечены заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием — этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день. «Данный волонтёрский проект дал начало первому в мире волонтёрскому движению, под названием Service Civil International (Международная Гражданская Помощь), продолжающему функционировать и на сегодняшний момент»[49]. студент волонтёр добровольческий движение

Добровольческий труд всегда являлся ответом на какие-либо социально значимые проблемы, решение социально значимых проблем – необходимая его составляющая. Вышеприведённый и нижеследующие примеры волонтёрской деятельности дают возможность понять это.

Во время экономического кризиса 1929 года правительства многих государств организовывали волонтёрскую работу для того, чтобы занять безработных молодых людей чем-нибудь социально полезным, тем самым обеспечить их занятость, снизить вероятность забастовок, к тому же обеспечить молодых людей жильём и пропитанием.

Из организации «Service Civil International фактически образовалось ещё несколько организаций, таких как British Volunteer Programme, US Peace Coгрs, Deutsche Entwiklungsdienst и других групп, предпринимающих длительные волонтёрские акции. Эти организации, в свою очередь, предшествовали волонтёрской программе ООН. В конце Второй мировой войны молодые волонтёры принимали важное участие в воссоздании Европы: строительство центра Варшавы, восстановление разрушенных городов западной Европы»[50]. Помимо экономической пользы от выполняемой деятельности это занятие также способствовало установлению мирных международных отношений.

Во время Холодной Войны волонтёры выполняли роль мировых посредников, которые посредством волонтёрских проектов пытались наладить сотрудничество между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом. «В начале 1960-х я американцы принимали участие в международных волонтёрских рабочих лагерях в СССР, ГДР и Венгрии, волонтёры с востока также посещали Запад»[51].

Волонтёрские движения в государствах Азии, Африки, Латинской Америки возникли с освобождением их от колониального гнёта. Здесь сферы применения добровольческого труда были весьма обширны: от простого бесплатного труда, применяемого при выполнении каких-либо строительных работ до «ликвидации безграмотности на Кубе»[52].

«Рассвет движения волонтёров 1970-х пришёлся на создание Волонтёрской Программы ООН»[53].

В России волонтёрское движение имеет свою традицию. Добровольческий труд явился важнейшей характеристикой отечественной истории. Русское общество на протяжении многих столетий находилось под сильным идеологическим влиянием русской православной церкви, которая воспитывала в людях альтруистическое сознание, являющееся отправной точкой, коренным мотивом занятия волонтёрством. Но немаловажны были и внешние факторы, которые отметил В. О. Ключевский в «Курсе русской истории» - это основные виды деятельности наших предков: хлебопашество, скотоводство, ремесленничество, а также затянувшееся по сравнению с другими народами родовое общественное устройство»[54].

Пример волонтёрского труда можно встретить в крестьянской общине. «Для крестьянских общин в России был характерен этот вид труда при решении общих проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка сделали крестьянскую общину одним из самых устойчивых институтов, влияние которого сохраняется и поныне»[55]. Для общины волонтёрский труд являлся, по сути, необходимым условием существования как такового.

«В XIX веке разворачивается частная светская благотворительность: основываются богоугодные заведения, различные благотворительные общества, богадельни, приюты, дома призрения, ночлежные дома»[56]. Появление в России XVIII – XIX века так называемых «домов трудолюбия», в сущности, являющихся одной из форм частной светской благотворительности, а также государственной благотворительности в виде системы общественного призрения, явилось способом устранения увеличивающегося числа «профессионального нищенства» (за счёт повсеместного распространения практики подаяния милостыни) и контингента безработных, сформировавшегося в силу экономических спадов второй половины XIX века. Общественное призрение хоть и явило нам примеры добровольческого труда (находились люди, которые работали в данных заведениях бесплатно), но в основном оно стало формой самореализации людей имущих, так как носило в основном характер частной благотворительности, т.е. именно безвозмездного денежного пожертвования на строительство и содержание данных заведений, но не безвозмездного труда. «Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве благотворителей. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек - носительниц идей просвещения»[57].

«Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов»[58].

Инициаторами каких-либо крупных, организованных добровольческих акций, движений являлись в основном, представители русской интеллигенции. «Один из известных примеров – безвозмездная деятельность представителей интеллигенции (учителей, врачей и т.д.) в сфере культуры – «хождение в народ»[59]. «Хождение в народ» - пример организованного волонтёрского труда в сфере интеллектуального просвещения, это была широкомасштабная акция, ставившая своей конечной целью переустройство общества. Но организации, поддерживающие данное мероприятие, были нелегальными и оппозиционными действующей власти; мероприятие потерпело неудачу.

Ещё один пример волонтёрского труда можно встретить на страничках дореволюционной истории России. В Российской империи на 1911 год насчитывалось более 1,6 млн. официально зарегистрированных больных туберкулезом. Стало понятно, что борьба с данной проблемой должна носить всеобщий характер. «В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Во многих городах открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно. В августе того же года в городе прошел первый День белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Члены оргбюро занимались устройством всех мероприятий — церемониального шествия по городу, ярмарки, молебна на площади перед Городской думой. За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала»[60]. Как видно из примера, данное мероприятие, по сути, носило характер социального проекта, состоящего из хорошо организованных и продуманных волонтёрских акций, где работали волонтёры разного уровня: от простых исполнителей (раздача информационных листков) до специалистов в определённой области. Инициаторами явились представители интеллигенции. Это был уже новый, более высокий уровень организации добровольческой помощи.

Массовым добровольческим движением явилось движение сестёр милосердия, имеющее на сегодняшний день более чем столетнюю историю. «Первыми в мире женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг.»[61]. Это движение вызвано военным действиями, его первые участники – сестры обители, т.е. монахини, их основным мотивом являлся альтруизм. Из данного примера видно активное участие церкви в решении социально значимых проблем, развитии волонтёрства. Движение имело мировой резонанс в виде появления международной волонтёрской организации Красного Креста.

«После революции 1917 года безвозмездный труд граждан в СССР был массовым, но инициированным сверху государственно-партийным структурами»[62]. То есть, фактически он был безвозмездным, но не добровольным, т.к. данный труд всё же не был свободным для граждан, а носил во многом принудительный, идеологический характер (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение).

Современное российское волонтёрское движение «осуществляется в некоммерческих организациях с 90-х годов 20 века»[63] и получило развитие «в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы»[64].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Волонтёрство как социокультурное явление имеет свои предпосылки, обусловленные самой историей жизни народа. Волонтёрство как проявление индивидуальных инициатив бескорыстной помощи ближнему существовало на протяжении всей истории человечества. Во многом проявлению данных инициатив способствовал институт религии. Волонтёрство как организованная форма деятельности на Западе зародилось в начале XX века. Его появление есть ответ на созревшие социально-экономические проблемы (голод, разруха после войн, экономические кризисы, безработица, появление в лице безработных социально опасных членов общества). Инициатива создания волонтёрских проектов исходила от правительств государств. История возникновения русского добровольческого движения имеет свои особенности.

Формы проявления российского добровольчества в исторической ретроспективе:

1) индивидуальные инициативы – прослеживаются с момента образования российского государства по сегодняшний день. Данная форма проявления волонтёрского труда во многом характерна для общинного уклада жизни, столь типичного для России вплоть до середины XX века. Она активно пропагандировалась, поддерживалась русской православной церковью во все времена.

2) система призрения (общественного, то есть, государственного и частного). Данную форму с некоторыми поправками можно назвать началом организации волонтерской деятельности, исходившей от государства и частных лиц (помощь, оказываемая людям в богоугодных заведениях, носила безвозмездный характер, была направлена на решение социально-значимых проблем (в основном, на борьбу с нищенством)). Но труд, используемый в данных заведениях, носил не безвозмездный характер.

3) организованный характер деятельности. Проявление данных форм волонтёрского движения относится к концу XIX – началу XX века (движение «Белого цветка», 1911 год; движение «сестёр милосердие», зарождается в 1853 году). Инициаторами движения являлись представители интеллигенции, духовенства. Организованное движение возникновением социально-экономических проблем (Первая мировая война, участившиеся эпидемии болезней и т.д.)

4) «Добровольно-принудительный» труд. Период существования СССР. Труд формально провозглашался добровольным, но, по сути, носил идеологический, «добровольно-принудительный» характер, инициировался органами власти.

5) институциональные формы. Добровольческий труд функционирует в некоммерческом секторе в виде некоммерческих организаций. Данный этап развития волонтёрского труда проявляется в России с 90-х годов XX века.