Качество трудовой жизни, понятие и концепция

А. П. Егоршин дает такое понятие качеству трудовой жизни: « С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни - уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации.

Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека».

Существует множество определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством работы в данной организации. Создание программ и методов повышения качества трудовой жизни является одним из важных аспектов управления персоналом.

Общей целью качества трудовой жизни как сочетания организационных условий и практических мероприятий является создание удовлетворительного, располагающего к производительному труду рабочего места как для рядовых работников, так и для менеджеров, организация которого способствует производству качественных товаров и услуг. Качество трудовой жизни предполагает, что работник не просто бездумный исполнитель заданий, а мыслящий человек, и окружающая среда должна не подавлять его интеллект, а способствовать его развитию и использованию. Если окружение работника располагает к этому, выигрывают все: сотрудник, менеджер, покупатель, клиент.

Концепция качества трудовой жизни (КТЖ) – общечеловеческое движение в сторону создания условий, препятствующих процессу отчуждения труда, восстановления целостности труда и культуры, возвышения человека как самостоятельной творческой личности.

Согласно этой концепции люди рассматриваются не просто в качестве трудовых ресурсов определенного состава, но в тесной связи с условиями, в которых они могут оптимально реализовывать себя как личности, т.е. со всеми условиями вплоть до культурных, национальных, нравственных, бытовых.

Системно изучаются все факторы: воспитание, образование, профессиональная подготовка, физические и психические способности и здоровье, моральные и духовные ценности, а также условия и организация труда, быта и отдыха.

Основу концепции качества трудовой жизни составляют два положения:

Во-первых, главным мотиватором труда должна являться не заработная плата, не карьера, а удовлетворенность от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражения, т.е. в данном случае моральные формы принуждения к труду выше материальных.

Во-вторых, предполагается, что полная самореализация и самовыражение работника могут состояться только в условиях трудовой демократии.

Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:

1. Работа должна быть интересной.

2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.

3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.

4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.

5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.

6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.

7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

Влияние многоаспектности подходов при применении понятия «качество жизни» на тенденции распространения данной категории

В процессе развития общества понятие «качество жизни» изменялось, уточнялось, обогащалось. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Различные научные направления и сферы деятельности берут это понятие «на вооружение» в надежде, что оно поможет им более полно характеризовать изучаемые социально-экономические процессы.

Многоаспектность подходов стала причиной поэтапного введения ряда показателей и индикаторов, необходимых для оценки рассматриваемых явлений с точки зрения того или иного научного направления. Например, на систему применяемых показателей может влиять уровень проводимых исследований (страна – регион – муниципальное образование, город – сельская местность), цели исследования и т.д.

Именно многоаспектность подходов к исследованию и применению категории «качество жизни» послужила основанием для систематизации их по научным направлениям, сферам деятельности, научно-исследовательским организациям различной направленности с предлагаемыми оценками – показателями и индикаторами, а результаты проведенного сопоставления позволили сделать определенные выводы.

Прежде всего, следует отметить, что в международных сопоставлениях качества жизни преимущественно используется показатель ИЧР (ИРЧП). Приводимые в литературе значения индексов показывают его значительное снижение в Российской Федерации в период экономического застоя и кризиса. По этому показателю страна на протяжении нескольких последних лет входит в седьмой десяток из 174 стран, для которых показатель рассчитывается.

В России пока еще не выработано единого подхода не только к методике оценки качества жизни, но и к определению самой категории «качество жизни». Вместе с тем все исследователи отмечают многоплановость этого понятия, аккумулирующего основные условия существования и развития человека. В сравнениях качества жизни внутри страны и при сопоставлении качества жизни населения регионов преобладают два подхода.

Первый заключается в определении интегрального показателя качества жизни по методикам, предлагаемым специалистами Института экономического прогнозирования РАН (так называемый балльный метод). При построении интегрального индикатора качества жизни используется методологический подход, применяемый в международной практике при построении индекса человеческого развития. Данный подход позволяет ранжировать регионы по интегральной оценке качества жизни населения. При необходимости сравнение можно вести и по отдельным составляющим качества жизни. Появляется возможность формировать состав рейтинговых групп регионов по степени отклонений от среднего по России значения интегрального индикатора качества жизни и выявлять изменения за рассматриваемый период времени, оценивать тенденции изменения качества жизни в стране и ее регионах.

Второй подход не менее распространен и заключается в оценке уровня жизни с последующим дополнением полученных результатов с помощью социальных индикаторов качества жизни населения. Такого подхода придерживается и официальная статистика РФ.